Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. Идё т дальше и думает: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелёк вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — удивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и видит: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
- Как вы думаете, почему исчезли деньги? Правильно ли думал парень? Как бы вы поступили на его месте?
какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры.
1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. 2. Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов) 3. Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.
Групповая работа. Таблица «Отношения ответственности »
Кто отвечает? Люди: человек, родители, дети, учителя и др.
Перед кем отвечает? Перед природой, обществом, друг перед другом.
|
За что отвечает? За решения, поступки и действия
Определите отношения ответственности и заполните таблицу. Прокомментируйте свои записи. Каждая группа отвечает, другие комментируют, соглашаются. Какой можно сделать вывод? Вывод: Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе. Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся. Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.
Физкультминутка. Игра «Могу и делаю». Встаньте. Отвечать на вопросы дружно. А если не согласны с ответом, то хлопайте в ладоши.
Вопросы:
-Умеешь ли ты одеваться сам? - Одеваешься ли ты сам всегда? -Умеешь ли ты благодарить, - Говоришь ли ты спасибо и говорить спасибо? когда это необходимо? - Умеешь ли ты убирать свои вещи? - Ты убираешь игрушки сам? - Умеешь ли ты кричать? - Кричал ли ты сегодня в школе? - Умеешь ли ты толкаться и - Делал ли ты это сегодня? дразнить своих товарищей? - Умеешь ли ты лениться? - Ленился ли ты вчера на уроках? - Умеешь ли ты ухаживать за - Делает ли это за тебя мама? своими домашними питомцами? На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю»?
Умение работать в паре, развитие навыков сотрудничества; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
10 минут Как может пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!» быть связана с темой сегодняшнего урока? - Любой поступок влечет за собой какие-либо последствия. Давайте разберём несколько ситуаций. Прочитайте текст, обсудите в группах и выскажите свои аргументы.
1-я ситуация.
Костя решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и просил Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия поступка Кости?
2-я ситуация.
Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и не предупредила родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Родители сильно волновались.
3-я ситуация.
Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите?
4-я ситуация.
Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?
Вывод: Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.
Свобода без ответственности - это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
4 минуты
Наш урок подходит к концу.
Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Ребята, завершите заполнение ваших самооценочных листов и в конце урока передайте учителю. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, находящихся на ваших столах. Обратите внимание на их значение.
Зелёный – было интересно, всё понял, работал хорошо. Жёлтый – что-то не понял, остались вопросы. Красный – было не интересно, скучно, ничего не понял. Можете нарисовать такой смайлик в своей тетради. Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Групповая рефлексия (К)
Домашнее задание 1 минуты Дифференцированное домашнее задание: Прочитать сказку Антуана де Экзюпери “Маленький принц” и обсудить вместе с родителями: «Как научиться быть ответственным?»