ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




1. Миссия и функции, особенности педагогической деятельности. 2.Стиль педагогической деятельности. 3.Требования к личности педагога. 4.Педагогическое мастерство. 5.Педагогические профессии и специальности.

 

1. Миссия и функции, особенности педагогической деятельности. В дословном переводе с греческого языка «педагог» – это «детоводитель», т.е. раб, водивший ребёнка к учителям, его наставник. У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель». Слово «учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом «учитель» называют людей, создавших свои школы в областях науки, литературы, искусства. Это высокое звание с полным правом носят А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, К. Станиславский и др. представители культуры.

В узком смысле оно обращено к профессионалам, которые учат, воспитывают детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Социальное назначение педагога состоит в том, чтобы аккумулировать в себе опыт предыдущих поколений и в концентрированном виде передать своим питомцам.

Профессия учителя одна из древнейших и важнейших в обществе. Она появилась в период возникновения школы в рабовладельческом обществе, т.е. в Y – IY вв. до н.э. В родовом же обществе функции учителей выполняли жрецы, старейшины, т.е. авторитетные, мудрые и уважаемые люди. Каждая эпоха рождала своих выдающихся педагогов. Это – Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци живший в Швейцарии, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

Функции (от лат. «обязанность», «назначение») педагога многообразны, среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, т.е. помогает овладевать обобщённым человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приёмами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа – все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.

В традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель – это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями – это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.

Все функции педагога тесно взаимосвязаны, они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.

В работе педагога выделяют следующие взаимосвязанные виды деятельности:

а) диагностическую – изучение учащихся и установление уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики;

б) ориентационно-прогностическую – постоянная постановка реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей и прогнозирование конечного результата;

в) конструктивно-проектировочную – умение проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Данный вид связан с творческим воображением педагога;

г) организаторскую – умение воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить;

д) информационно-объяснительную – передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи;

е) коммуникативно-стимулирующую – умение профессионально устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости – прощать. По сути вся деятельность педагога носит коммуникативный характер, у психологов – это приоритетное направление;

ж) аналитико-оценочную – получение обратной связи, т.е. поддержание эффективности педагогического процесса и достижение поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс;

з) исследовательско-творческую – опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для этого он должен владеть методами педагогических исследований.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромнаязависимость результатов трудаот личности работника. В этом отношении работа учителя сродни труд актера. Великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, а характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень егозанятости. Педагогу очень трудно отвлекаться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Не всегда просто определить, где работа, а где досуг. Классик немецкой педагогики А. Дистервега утверждал, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоение противопоказаны учителям.

Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, скульптора, актера.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

Учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Таким образом, можно отметить, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

 

2. Стиль педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности – это устойчивая система способов, приемов, проявляющихся в разных условиях его существования. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями его субъектов.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный (с учетом психики) стиль ее субъекта – учителя.

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенности самой деятельности; в) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Можно выделить следующие индивидуальные стили:

· Эмоционально-импровизированный стиль (ЭИС). Учителей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленных на уроках у таких учителей, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у учителей с ЭИС часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно сформулировать ответ. Для них характерно недостаточно-адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: на уроках прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Они часто практикуют коллективные обсуждения. Для них характерна интуитивность, выражающаяся в часто неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности.

· Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Учителя с ЭМС ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью (рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний). Учителя с ЭМС поэтапно отрабатывают весь учебный материал, они отличаются высокой оперативностью, использованием разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений, стремятся прежде всего заинтересовать учеников самим предметом.

· Рассуждающе-импровизационный (РИС). Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективное обсуждение. Учителя с РИС (особенно во время опроса) предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

· Рассуждающе-методичный (РМС). Учителя с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется слабым ученикам. Для учителей с РМС характерна в целом рефлексивность.

 

 

3. Требования к личности педагога. Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым, высоконравственным людям. Воспитателем юного Александра Македонского был величайший ученый Греции Аристотель. Основатель педагогики Я.А. Коменский был не только епископом, но и учителем в школе.

Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Согласно Руссо, учитель – только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. По Толстому, это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель – тот, кто умеет исполнять заповеди: «Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб». Согласно Песталоцци, воспитатель – детский садовник. Блонский считает, что воспитатель – инженер от антропотехники или педотехники, техник человеководства, которое существует наряду с растениеводством и животноводством как однородная с ними наука.

Требования к личности педагога менялись вместе с изменениями общества, но их основа оставалась неизменной. К этим требованиям следует отнести высокий моральный облик и нравственную чистоту. Ответственность, добросовестность, трудолюбие – необходимый «арсенал» качеств учителя. Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя – любовь к детям. Это требование хорошо сформулировал В.А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении сними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

Однако одна любовь к детям еще не определяет успешности в будущей педагогической деятельности. Нужны конкретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т.е. специальные педагогические способности.

Для выполнения основной функции учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собственных. По терминологии проф. Н.В. Кузьминой эти способности можно назвать гностическими.

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Данную группу качеств принято называть проектировочными способностями.

Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное – доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности связаны прежде всего с умением устанавливать и поддерживать контакты с детьми, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Учитель должен уметь организовывать детей, вести за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связано в первую очередь, с организаторскими способностями.

Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность – все эти качества также необходимы будущему учителю.

В работе учителя очень помогает наличие юмора. Дополнительные возможности воздействия на школьников можно получить, имея способности и умения еще в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т.д. Многогранность личности – важное условие успешной педагогической деятельности. Кроме всего требуется еще одна черта, которая объединяет все остальные, активизирует их развитие. Это профессиональная педагогическая направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. (Мотив – внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотив связан с удовлетворением потребностей субъекта, однако предполагает не только потребность, но и знание путей и средств ее удовлетворения).

Выбирая педагогическую профессию, следует проанализировать свои возможности. Это можно сделать, отметив, характерные следующие качества:

1. Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми.

2. Стремление к общению.

3. Бескорыстное включение в общественно-организаторскую, шефскую и др. подобную работу.

4. Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей.

5. Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

6. Способность мысленно ставить себя на место другого человека.

7. Способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей.

8. Способность находить общий язык с людьми.

9. Способность легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми.

10. Стремление проводить время со сверстниками или младшими по возрасту, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то.

11. Умение улаживать разногласия между сверстниками или младшими по возрасту.

12. Умение убедить сверстников или младших по возрасту в целесообразности того или иного плана действий.

Такой эксперимент позволяет выявит наличие или отсутствие профессионально-значимых качеств, т.е. соотнести свою личность с профессиональным эталоном. Это дает возможность наметить план самовоспитательной деятельности, программу развития необходимых качеств. Следует помнить, что они формируются только в процессе деятельности. А для этого следует как можно раньше заняться организаторской деятельностью.

 

4. Педагогическое мастерство. Мастерство (высший уровень профессионализма) – комплекс качеств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты. Прежде всего это личностные качества.

Во-вторых мастером нельзя стать без солидной базы знаний. По этому поводу четко высказался В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель - это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее… Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель… это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно».

Третьим компонентом педагогического мастерства является профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Можно говорить о технике предъявления требований, технике выполнения педагогического рисунка, технике проведения беседы и т.д.

Профессиональной технике можно и должно учиться. Известно, что А.С. Макаренко брал уроки постановки голоса у актера, после чего он мог произнести фразу «можешь идти» с двадцатью оттенками.

 

5. Педагогические профессии и специальности. Функции педагога различаются в зависимости от характера педагогической профессии и специальностей.

Профессия – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики и т.д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога.

Количество педагогических профессий постоянно растет. Так, например, в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последнее время стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

 

 

Литература:

1. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01228-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/450837

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – С. 74-89.

3. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: «Академия», 2008. – 160 с.

4. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 15-30.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: