Политические отношения РФ и КНР в XXI веке




 

Такого отлаженного механизма взаимодействия, основанного на многоступенчатой системе регулярных контактов, какой используют Москва и Пекин, у нас нет ни с одной другой страной. Эта система включает ежегодные саммиты глав государств, регулярные встречи глав правительств, постоянные контакты министров иностранных дел.

Первой зарубежной поездкой Ху Цзиньтао в качестве главы государства был его визит в Москву в мае 2003 года - в разгар эпидемии атипичной пневмонии в Китае. Те переговоры глав государств были одиннадцатым российско-китайским саммитом. Начиная с него, участниками диалогов стали Владимир Путин и Ху Цзиньтао. На первых семи саммитах встречались Борис Ельцин и Цзян Цзэминь. Летом 2000 года участником восьмого саммита впервые стал Владимир Путин. Год спустя он и Цзян Цзэминь на девятом саммите подписали в Кремле Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия двух великих соседних государств в XXI веке. Это исходит из общности, близости или совпадения коренных национальных интересов в области развития, безопасности, сохранения суверенитета и территориальной целостности наших стран, в деле строительства многополярного мира и справедливого, демократического международного порядка, исключающего диктатуру и гегемонизм. Согласно упомянутому договору Россия и Китай выступают за решение всех спорных вопросов политическим путем, за повышение роли ООН в обеспечении международной безопасности. Они солидарны в борьбе против терроризма и распространения наркотиков, стоят на позициях уважения суверенитета и национальных интересов всех стран[22].

Современное экономическое развитие Китая находиться на очень высоком уровне, а самое главное, что у Китая огромный потенциал. Ведь промышленный прирост составляет около 15% в год. Все эти достижения стали результатом курса Пекина на открытость и рыночные приобретения. Всемирно задействуется внешний фактор - иностранные инвестиции (ныне более 600 млрд. долл.) и форсирование экспорта. Достижения Китая особенно впечатляют если учесть, что кроме трудового ресурса, а из природных богатств каменного угля, в Китае не хватает практически всего остального. Наиболее ограниченный ресурс – земля. На одного жителя приходиться около 0,1 га пахотной земли. В большинстве районов Китая ощущается нехватка питьевой воды, не хватает пастбищ, мало лесов. Китай импортирует около половины необходимой для него нефти и располагает сравнительно скромными запасами природного газа[23]. Так, с одной стороны Китаю нужен мир чтобы решать свои внутренние проблемы, т.к. внутреннее развитие для него сейчас стоит на первом плане, ему нужна открытость, чтобы привлечь внешние инвестиции и зарубежные передовые технологии для поддержания необходимых темпов развития. А соответственно нужен прочный тыл, нужна страна, с которой можно сотрудничать и от которой можно не ожидать удара в спину. А с другой стороны Китай нуждается в мощном сырьевом импорте. И тому и другому требованию отвечает, прежде всего, Россия.

Со своей стороны Россия заинтересована в сбыте своих энергетических, нефтяных ресурсов. Более того нам нужны китайские капиталовложения и товары. Учитывая перспективу лидерства Китая, Россия может быть страной, в силу своего географического положения, которая будет налаживать экономические связи Китая с Европой, а соответственно иметь с этого выгоду. Главное чтобы вместо России этим мостом не стали страны восточной Азии.

Договор 2001 года не явился переломным в отношении двух стран, а наоборот, подтвердил заявленную ранее политику мира и добрососедства. По указанным выше причинам это выгодно для обеих стран. Кроме того, важно учитывать и влияние других государств.

Геополитику Китая сегодня главным образом определяют отношения с США. Это самый тонкий вопрос. Китай, оставаясь номинально коммунистическим и претендуя на самостоятельную роль в региональной политике, естественно, всячески дистанцируется от США, не уставая подчеркивать свою приверженность альтернативе их глобальной гегемонии. США же в соответствии со своей логикой выстраивают страны мира по ранжиру. Те, кто признает их верховенство и готов за ними следовать во всем, получают одобрительное название «демократических» и причисляются к союзникам. Те, кто оспаривает такое положение дел и настаивает на собственном пути и сохранении своей самобытности, заносятся в черный список «оси зла». До самого последнего времени Россия и Китай в этой связи балансировали на довольно тонкой грани, не желая ссориться с Америкой, от которой и Москва, и Пекин сегодня слишком зависят.

До какого-то момента мы пытались выкрутиться из сложного положения в одиночку. Москва предельно болезненно восприняла оранжевую пощечину в Киеве, а Пекин почувствовал серьезную угрозу из-за событий в Бишкеке и Андижане. Однако стало очевидно, что у держав с такими региональными амбициями в одиночку нет перспектив и достойного места: им уготована незавидная участь - ослабление, а то и расчленение. И как реакция - Китай и Россия всерьез забеспокоились и приступили к выработке совместной ответной стратегии[24].

Партнерство России и Китая проявляется и во взаимодействии с другими странами. Отмечаются довольно схожие внешнеполитические позиции в отношении различных регионов. Весьма важное место отводиться Южной Азии. Это связано с тем, что указанный регион в непосредственной близости от границы наших государств. Там расположены Индия и Пакистан- две крупные державы, обладающие ядерным оружием и оказывающие весомое влияние на региональную военно-политическую обстановку. Застарелые территориальные и этноконфессиональные проблемы вызывают межгосударственные конфликты, а социальное неравенство, регионально-конфессиональные противоречия порождают внутреннюю нестабильность. Благодаря этому негативному влиянию Южная Азия становиться серьезным источником террористической, экстремистской и сепаратистской угрозы. Москва и Пекин заинтересованы в мирной внешней политике региона, поэтому они оказывают усмиряющее влияние на южно-азиатские страны. Так, например, в 2002 году Путин и Цзян Цзэминь путем мирных переговоров смогли стабилизировать отношения Индии и Пакистана, избежав военных действий.

Вполне понятно, что в центре совместных усилий России и Китая находятся задачи обеспечения мира, стабильности, безопасности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где тесно переплетаются военно-политические, экономические и другие жизненные интересы многих государств и где, к сожалению, до сих пор имеется немало "горячих точек". Именно здесь особенно востребован потенциал российско-китайского стратегического партнерства. Ярким примером является эффективное взаимодействие наших стран в поиске путей мирного урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Обе страны выступают за продолжение шестисторонних переговоров, конечной целью которых является обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, сопровождаемое предоставлением гарантий безопасности и созданием условий для успешного социально-экономического развития всех государств региона. С идентичных позиций Москва и Пекин рассматривают проблемы Афганистана. Эта страна должна стать суверенной, демократической и процветающей, свободной от терроризма и наркотиков, живущей в мире и согласии со своими соседями и всем международным сообществом.

Значимое место в политике России и Китая занимает регион Ближнего и Среднего Востока. Они имеют достаточно тесные взаимоотношения с Ираном, подкрепленные наличием существенных интересов в этой стране. КНР, стремясь диверсифицировать поставки углеводородов, заключила с Тегераном долгосрочные контракты по нефти и газу. Россия строит в Иране АЭС и рассчитывает на новые заказы, на расширение поставок военной техники, высокотехнологического оборудования гражданского назначения.

Россия и Китай выступают в поддержку Ирана за стремление осваивать ядерную энергию в мирных целях[25]. Как и многие другие государства мира, мы озабочены продолжающейся эскалацией насилия в Ираке и подчеркиваем важность скорейшей стабилизации обстановки через развитие внутрииракского диалога, сориентированного на достижение общенационального консенсуса по основным параметрам будущего устройства этой страны. По мнению Москвы и Пекина, дополнительную динамику усилиям по посткризисному восстановлению Ирака могло бы придать проведение представительной международной конференции. Россия и Китай, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, высказываются за достижение прочного, справедливого и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта на основе соответствующих резолюций ООН. Какую бы иную острую и актуальную проблему глобального или регионального уровня мы ни взяли, повсюду наши две страны, действуя в тесном сотрудничестве, демонстрируют образец принципиальной и конструктивной дипломатии, приверженности целям создания более безопасного, более благополучного, более справедливого мира[26].

Наиболее важное значение для России и Китая имеет азиатский регион. Во-первых, это связанно с тем, что после распада СССР над этим регионом образовался некий вакуум силы, которым поспешили воспользоваться религиозные экстремистские и террористические организации, что негативно влияет на безопасность стран. Серьезное беспокойство РФ и КНР вызвало включение этого региона в американским руководством в список зон, на которые распространяются жизненно важные интересы США.

В целях комплексного укрепления стабильности и доверия в ЦАР по инициативе Москвы и Пекина была разработана и реализована новая система взаимодействия стран региона, которая после подписания Соглашений об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем была институциализирована в форме «шанхайской пятерки». На начальном этапе основной задачей этой организации была реализация мер доверия. В 2001 году к Шанхайской пятерке присоединился Узбекистан и была образована Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Одним из первых документов ШОС стало Конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которая была принята еще в июне 2001 года, т. е. несколько месяцев до событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Столь же решительно и бескомпромиссно наши государства совместно борются против незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и других угроз глобальной безопасности. Сейчас Китай и Россия объективно стали заинтересованы в создании в лице ШОС геополитического противовеса США и ЦАР. Можно констатировать, что на современном этапе Россия и Китай имеют близкие или совпадающие позиции в отношении роли и места отдельных стран и коллективных международных организаций в системе обеспечения безопасности АТР, в подходах к вопросам урегулирования важнейших региональных конфликтов.[27]

В дальнейших двусторонних встречах Россия и Китай придерживаются такой же мирной политики, развивая и поддерживая стратегическое сотрудничество. Так, десятый саммит прошел в 2002 году в китайской столице. Его особенностью был маршрут президента России: Москва - Пекин - Дели. Этим была подчеркнута не только важность отношений с самыми многонаселенными государствами мира, но и назревшая необходимость полнее раскрыть потенциал их трехстороннего сотрудничества. Улучшение китайско-индийских отношений уже позволило сделать регулярными совещания трех министров иностранных дел.

Двенадцатой российско-китайской встречей на высшем уровне стал прошлогодний визит президента России в Китай. Путин назвал ее "саммитом прорывных решений". Это немало важно, т. к. юридически зафиксировано полное и окончательное решение пограничного вопроса, к которому Москва и Пекин шли сорок лет. Хотя проблема демаркации самой длинной в мире сухопутной границы протяженностью 4300 километров была на 98 процентов решена еще в 1991 году, а в договоре 2002 года стороны заявили об отсутствии территориальных претензий друг к другу, 2 процента границы на ее восточном участке оставались болевой точкой в двусторонних отношениях. И вот вопрос о совместном приграничном использовании островов Тарабаров и Большой Уссурийский, о плавании российских и китайских судов в примыкающей к ним акватории нашел сбалансированное решение, отвечающее взаимным интересам. Так что отныне российско-китайская граница поистине стала полосой мира, согласия и сотрудничества.

Высокая оценка итогов визита 2004 года связана ещё и с тем, что он завершился в Сиани, древней китайской столице, откуда когда-то начинался Великий шелковый путь. Там на встрече с руководителями западных провинций Китая, на которой присутствовали их коллеги из Сибири и Дальнего Востока, Путин высказался за взаимодействие в освоении глубинных территорий наших государств. Это - новое важное направление двустороннего сотрудничества.

Дело в том, что территориально Россия и Китай развиваются как бы на встречных курсах. Если у нас население и экономический потенциал сосредоточены в западной части страны, то у Китая - в восточной. Нам нужно заселять и осваивать Дальний Восток, китайцам - Дальний Запад. В Поднебесной после четверти века реформ восточное и южное побережье разбогатели, тогда как глубинка все еще пребывает в бедности и отсталости. А Центральный и Западный Китай, где в основном сосредоточены полезные ископаемые и энергетические ресурсы, - это более двух третей территории и почти треть населения. Теперь китайский план ускоренного развития Дальнего Запада получит поддержку из России[28].

Существует мнение, что Дальнему Востоку грозит «китаизация». Но когда мы размышляем о китайских миграциях, важно понять, насколько серьезны их намерения навсегда осесть в нашей стране. По данным анонимного вопроса, организованного профессором В. Гельбрасом, только 12,5% респондентов выразили желание получить российское гражданство и жить в РФ; 11,2% хотели бы иметь постоянный вид на жительство в России. Лишь 16,5% отметили, что хотели бы, чтобы их дети поселились в России. Кроме того, надо учитывать, что китайское правительство принимает серьезные усилия для пресечения противозаконной эмиграции. Пример – Всекитайское совещание по борьбе с нелегальной миграцией в 2002 году[29].

С другой стороны китайское присутствие на Дальнем Востоке выгодно для экономического развития этого региона. По мнению В. Рыжкова: “Устойчивое и прогрессирующее соединение постарения населения с его механическим оттоком формируют условия, при которых огромные сибирско-дальневосточные пространства могут не обезлюдеть только за счет внешней миграции, которая к тому же одна только способна улучшить половозрастную структуру населения. Поскольку такая миграция реально возможна и уже началась из стран АТР, в первую очередь из Китая, ее надо оценивать как общественно значимую и государственно приветствуемую”. Привлечение рабочей силы из Китая на цивилизованной, легитимной основе — это канал иммиграции, важнейший с точки зрения перспектив и задач интеграции России в экономику АТР, постепенного выхода Сибири и Дальнего Востока на первые роли в системе приоритетов существования российского государства. Совместное освоение природно-ресурсного потенциала этих регионов дает России и Китаю реальные шансы для наполнения политических отношений стратегического партнерства конкретным экономическим содержанием. Естественно при этом, что освоение нашей Сибири и Дальнего Востока должно идти на основе не только двусторонней российско-китайской ресурсной и хозяйственной интеграции, но и все возрастающей степени открытости и интернационализации развивающегося экономического пространства. Оно также должно сопровождаться активной переселенческой политикой россиян в эти регионы, особенно в пограничные с Китаем области.

В целом, российско-китайское партнерство – это стратегический курс, лишенный сиюминутных и конъюнктурных соображений. Оно имеет всеобъемлющий и равноправный характер, приносит реальные выгоды народам наших двух стран. Важной вехой стало успешное завершение российско- китайских переговоров по вопросу присоединения России к ВТО. Членство двух наших государств в ВТО придаст этой организации действительно всемирный характер, будет способствовать дальнейшему развитию делового взаимодействия России и Китая. Существенный вклад в более тесное общение народов двух стран, углубление взаимопонимания вносят набирающие обороты связи в области культуры и искусства, образования, туризма и спорта. Свидетельством большего внимания, уделяемого руководством России и КНР передаче лучших традиций дружбы из поколения в поколение, является объявление главами наших государств 2004 года "Годом дружбы российско-китайской молодежи". Партнерские отношения между Россией и Китаем при всех их самоценности и значимости имеют также важнейшее международное значение. Это, можно сказать, хрестоматийный пример того, как два крупных государства, относящиеся к разным общественно-политическим и культурно-цивилизационным моделям, смогли найти взаимоприемлемые решения доставшихся в наследство от истории сложнейших и деликатных проблем, в первую очередь пограничной, и выработать модель мирного и добрососедского сосуществования.

Россия и Китай - две великие державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, без весомого и авторитетного голоса которых не может быть решена ни одна из насущных проблем современности. Возникновение за последние годы на глобальном и региональном уровнях новых острейших международных проблем, вызовов и угроз предопределили появление у России и Китая множества новых точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества. Плодотворное двустороннее партнерство в международных делах базируется на сходстве национальных интересов России и Китая, совпадении подходов Москвы и Пекина к узловым глобальным проблемам -- будущему мироустройству, стратегической стабильности, главенствующей роли ООН и т.д. В условиях попыток использовать процессы глобализации для получения односторонних экономических и геополитических преимуществ особое значение приобретает отстаивание Россией и Китаем принципов многосторонности в международных делах, уважения суверенитета государств, права народов на самостоятельный выбор пути развития. Наши две страны обладают и таким ценным в современном мире качеством, как взаимная цивилизационная и политико-идеологическая толерантность[30].

Но, несмотря на кажущуюся безоблачность, по мнению некоторых исследователей, отношения между Россией и Китаем неоднозначны и таят в себе многочисленные противоречия. Общая прагматичность подхода сочетается в них с предрассудками. Позитивный характер обязательств переплетается со стратегическим соперничеством. Близость событий ограничивается опасениями по поводу будущего развития событий. Логика, определяющая сотрудничество между Москвой и Пекином, многогранна и удивительна, хотя в постсоветский период Китаю по большей части отводилась роль противовеса отношениям между Россией и Западом. Если, по мнению одних наблюдателей, российско-китайское стратегическое партнерство служит образцом «прагматизма» внешней политики России постсоветского периода, то многие другие полагают, что близость и интенсивность отношений являются скорее риторическими, нежели реальными[31].

Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует множество разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными торговыми партнерами, экономическая взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций. В этом отношении российское правительство оказалось перед любопытной дилеммой. С одной стороны, Россия, конечно, заинтересована в поддержании своего экономического роста, опираясь на сильные стороны своей экономики, такие как экспорт нефти и газа, в том числе и на развивающиеся рынки Восточной Азии, или продажа оружия таким крупным клиентам как Китай и Индия. Она может также получать выгоду путем удовлетворения их растущего спроса на ядерную энергию и космические технологии. С другой стороны, нельзя пренебрегать потенциальными рисками растущего экономического сотрудничества с Китаем. Поставки нефти и газа способствуют ускорению модернизации этой страны, что является фундаментальным залогом её превращения в глобальную державу. Продажа оружия и военных технологий также способствует повышению боевой готовности Китая, что чревато последствиями не только для региональной стабильности, но я для собственной безопасности Росси в долгосрочной перспективе (включая и возможность их потенциального использования против самой России).

Существуют и другие экономические проблемы. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию и говорит о проблемах в газовой и нефтяной сферах сотрудничества с Москвой. В частности, по мнению китайской стороны, Россия слишком долго не может определиться, строить ли ответвление нефтепровода на Китай или нет. Китай является второй страной в мире по энергопотреблению. Россия предлагает Китаю покупать электроэнергию по слишком высокой цене, что препятствует разворачиванию сотрудничества двух стран в этой области[32].

Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские таможенники по-разному оценивали торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 года статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия – 3,1 млрд. долларов, Китай – 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 году обе стороны также оценивали по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с китайской – 27,3 млрд. долларов. Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28% оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней. Конечно, в России высказывались мнения о том, что это все неорганизованная челночная торговля, пытались проблему списать на контрабанду, но тем не менее расхождения в данных оборота повторяются из года в год. Из-за этого невозможно оценить, как же мы на самом деле торгуем.

Аналогичная проблема и с оценками инвестиций. Если судить по российским публикациям, то Россия в Китай почти не вкладывает. Но по китайским данным картина прямо противоположная. По данным Торгового представительства КНР в России, китайских предприятий с российскими инвестициями в 2004 году было 1687. Российских с китайскими инвестициями – 575. Разница почти в три раза. Причем такой разрыв был с начала сбора данных, с 2000 года. Разумеется, сейчас нет возможности собрать сведения о том, куда и сколько инвестировали российские компании в Китае. По словам генерального консула КНР на Дальнем Востоке Фань Сяньжуна россияне вложили в Китай порядка 400 млн. долларов.

Итак, это очень большая проблема: данные не совпадают, и потому сделать какую-либо надежную оценку российско-китайского экономического сотрудничества невозможно.

Антикитайские настроения — вот еще одна действительно крупная и трудноразрешимая проблема, потому что в такой атмосфере предпринимателям, работающим с Китаем, приходится рассчитывать только на себя. Когда в обществе считают, что китайцы вот-вот, буквально завтра, захватят Сибирь, им не приходится рассчитывать на сочувствие, а следовательно, и на помощь, на защиту, на льготные кредиты. Мощный толчок этим настроениям дала авария на нефтехимическом предприятии в провинции Цзилинь. Скорее всего, тема «неэкологичности» китайских предприятий будет постоянно подниматься при обсуждении инвестиционных предложений. У нас взорвалась Смоленская АЭС, время от времени случаются пожары и взрывы на других заводах, загрязнения. Но к своим катастрофам у нас отношение более терпимое. Антикитайские настроения не пропускают льгот китайским инвесторам. Например, когда на Втором Российско-китайском инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге, прошедшем в июне 2005 года, председатель государственного комитета по развитию и реформе КНР Ма Кай просил предоставить китайским инвесторам определенные льготы: по налогам, по трудовой миграции и по утверждению проектов, его слова не нашли сочувствия. Между тем, как мы видели, китайские предприниматели вкладывают крупные суммы в производство, причем в такие регионы, куда наш капитал доберется еще не скоро, если там вообще когда-нибудь будет работать.

Реальные опасения существуют у российских граждан по поводу «китайской экспансии». Между тем, Китай в год отправляет на работу за границу всего около 3,3 млн. человек. Эти рабочие распределяются между многими странами, и на долю России остается совсем мало. Огромное количество страхов и разговоров было в Петербурге по поводу строительства комплекса «Балтийская жемчужина». Между тем инвестиционное соглашение предусматривает продажу гражданам КНР всего 1% от жилой площади комплекса, то есть всего 16 тысяч кв. метров, из 1,6 млн. кв. метров общей жилой площади. По населению это всего 354 человека, которые в глазах испуганных журналистов превратились в огромный «китайский анклав»[33]. Но, несмотря на существующие противоречия, Китай для России — редкий шанс. Для нас китайские инвестиции, половина которых приходится на Дальний Восток, имеют значение намного большее, чем любые другие, потому что они поднимают с колен депрессивные дальневосточные регионы. Практика экономического развития России за последнее десятилетие показала, что федеральный центр не интересуется развитием сибирских и дальневосточных регионов, и не может ничем им помочь. Той же Читинской области, нынешнему лидеру в связях с Китаем, реально рассчитывать только на свои силы и китайские инвестиции.

Все перечисленные проблемы: непонятная несогласованность в статистике, полная неизвестность российских инвестиций в Китае, недопонимание характера китайского инвестирования в России, плохое развитие транспорта и антикитайские настроения — ведут к тому, что мы этот шанс можем упустить. Выгнать китайского инвестора просто, вернуть его обратно очень сложно.

Но наличие множества ассиметрий – политических, экономических, идеологических и цивилизационных – между Россией и Китаем само по себе не исключает возможности развития между ними тесных связей. Важно отметить, что стратегическое партнерство функционирует лучше, чем можно было бы представить с учетом трудного исторического генезиса и очевидных различий между двумя странами. Частичным объяснением этому факту является то, что партнерство основано на общих интересах, а не на общих ценностях. В то время как русские и китайцы могут «недолюбливать» или не понимать друг друга, их связывают многочисленные соображения взаимной выгоды. Значительная протяженность общей границы, сопротивление США и растущее экономическое сотрудничество являются вескими основаниями для того, чтобы подчеркивать преимущества партнерства, одновременно затушевывая, но не игнорируя полностью, таящиеся в нем риски[34].


Заключение

 

История развития отношений между Россией и Китаем как двумя соседними государствами отличается неравномерностью. При этом современный период является самым благоприятным и плодотворным за всю историю существования российско-китайских отношений; созданная в 1990-е гг. международно-правовая база российско-китайского добрососедства характеризуется полнотой и способствует расширению взаимовыгодных контактов между двумя соседними странами во всех областях. Наибольшего успеха в развитии добрососедских отношений Россия и Китай достигли в политической сфере. Принятые в течение истекшего десятилетия двусторонние и многосторонние (с участием России и Китая) международные договоры политического характера представляют значительный шаг вперед в отношениях между двумя государствами. Выраженные в них концепции стратегического партнерства и многополярного мира представляют собой применение к современной международной обстановке основных принципов современного международного права. Значительным успехом можно считать и достижение соглашений о демаркации российско-китайской государственной границы почти на всем ее протяжении, а также закрепление военной безопасности в районе границы.

Главная перспектива экономического сотрудничества между Россией и Китаем связана с соединением российских полезных ископаемых и китайских трудовых ресурсов. В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегических действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выработкой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо. Как для России, так и для Китая принципиально важны беспристрастные оценки своих сильных и слабых сторон, разработка мер по развитию первых и минимизации влияния вторых, равно как последовательная реализация национальной стратегии развития, непрерывно корректируемой в зависимости от изменения глобальных и региональных процессов. В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегических действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выработкой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо.[35]

В 50-х годах мы помогали китайскому народу, прежде всего как научно-технологическая держава. Сейчас нашей крупнейшей стройкой в КНР является Тяньваньская атомная электростанция. В Шэньяне создан Центр российской науки и техники, чтобы через него внедрять высокие технологии в области авиации и космоса, биоинженерии, лазерной техники[36].

Сегодня тематика диалога с Китаем охватывает практически все вопросы современной международной повестки дня, в него вовлечены по сути все основные подразделения внешнеполитических ведомств России и КНР.

Борьба с международным терроризмом - это одно из главных направлений нашего активного взаимодействия, которое успешно развивается как в двухстороннем формате, так и в рамках ООН и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества. Столь же решительно и бескомпромиссно наши государства совместно борются против незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и других угроз глобальной безопасности.

Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.

Особую значимость имеет тесная координация наших действий в таких важнейших областях, как противодействие распространению всех видов оружия массового уничтожения, всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний, устранение рисков ядерного терроризма и т.п.

Итак, современные политические отношения РФ и КНР начали формироваться еще в начале 1990-х годов. Заявленный курс на миролюбивые добрососедские отношения был закреплен Договором 2001 года о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. И впоследствии был только наполнен конкретным экономическим содержанием. На данный момент обе стороны заинтересованы как по ряду политических, так и экономических причин в тесном сотрудничестве. И, не считая некоторых разногласий, наши отношения развиваются довольно успешно.


Список использованной литературы

 

1. Афанасьев Е.В. Российско-китайские отношения: от нормализации к партнерству //Проблемы Дальнего Востока. 1994. №2. с.3-7.

2. Бергер Я. Оправдание имени //независимая газета. 2006. 27июня. с. 13.

3. Блинов А. по соседству с главным конкурентом Америки //Независимая газета. 2006. 13марта. С. 9,13.

4. Бобо Ло. Хрупкое равновесие российско-китайских отношений //Russie.Cei.Visions, программа исследований по России и СНГ. 2005. №1 апрель с. 9

5. Внуков К.В. Русский с китайцем братья навек? // Международная жизнь. 2006. №1,2. с. 119-127.

6. Воскресенский А.Д. Китай во внешнеполитической стратегии России //Свободная мысль. 1996. №1. с.94-105.

7. Галенович Ю.М. Москва-Пекин. Москва-Тайбей. М., 2002. С. 26,36

8. Гелъбрас В.Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации //Альманах «Восток». 2007. №1(42)июнь.

9. Грызлов Б.В. Нам есть чему поучиться у китайских партнеров //Парламентская газета. 2005. 16июня. С. 4.

10. Дугин А. Простая формула российско-китайских отношений //Амурская Правда. 2006. №70 (25910) 20 апреля.

11. Жирнов Д.А. Российско-китайская многополярность: формирование новой модели мира //Свободная мысль. 2001. №5.

12. Китай в мировой политике. М., 2001. С. 275.

13. Китай недоволен российской тактикой //ChinaPRO. 2008. № 2 (32) 5марта.

14. Лавров С. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее //Женьминь Жибао. 2004.

15. Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация»? //Российская Федерация сегодня. -2005. №3. с.69.

16. Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин // Российская газета. 30 июня 2005. №3808. с. 8.

17. Панченко М.Ю. Российско-китайские отношения и обеспечение безопасности в АТР. М., 2005. С. 152,154.

18. Прохоров А. К вопросу о Советско-китайской границе. М., 1975. С. 40

19. Рогачев И. Российско-китайский саммит 2005 года //международная жизнь. 2005. №7-8. с. 28-41.

20. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). М., 1974. С. 3-4.

21. Степанов Е.Д. Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР (1949-1994). М., 1996. С. 74

22. Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене //Проблемы Дальнего Востока. 2006. №2. с.23.

23. https://russian.people.com.cn/

24. https://www.westbe.ru/


[1] Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). М., 1974. С. 3-4.

[2] Прохоров А. К вопросу о Советско-китайской границе. М., 1975. С. 40

[3] Бергер Я. Оправдание имени //независимая газета. 2006. 27июня. с. 13.

[4] Титаренко М.И. Россия. Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М., 2003.

[5] Галенович Ю.М. Москва-Пекин. Москва-Тайбей. М., 2002.

[6] Бобо Ло. Хрупкое равновесие российско-китайских отношений //Russie.Cei.Visions, программа исследований по России и СНГ. 2005. №1 апрель

[7] Лавров С. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее //Женьминь Жибао. 2004.

[8] Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене //Проблемы Дальнего Востока. 2006. №2.

[9] Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация»? //Российская Федерация сегодня. 2005. №3.

[10] Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин // Российская газета. 30 июня 2005. №3808.

[11] Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 18.07.2000 Пекин.

[12] Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 27.05.2003 Москва.

[13] Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

[14] https://russian.people.com/

[15] https://mvm.langiron.com/

[16] Панченко М.Ю. Российско-китайские отношения и обеспечение безопасности в АТР. М., 2005. С. 154.

[17] Галенович Ю.М. Москва-Пекин. Москва-Тайбей. М., 2002. С. 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: