Пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем




В качестве оснований выдвижения версий могут рассматриваться:

1. Наличие заявлений или показаний очевидцев о конкретных фактах неосторожного обращения с огнем или нарушения правил пожарной безопасности, послуживших причиной возникновения данного пожара.

2. Обнаружение в очаге пожара включенными в электросеть нагревательных или других электроприборов.

3. Неисправность электропроводки, наличие следов короткого замыкания, специфический запах горелой изоляции.

4. Возникновение пожара в дневное время, в местах, где отсутствуют благоприятные условия для распространения горения.

5. Обнаружение в печах и дымоходах остатков выгоревшей сажи, закопченных и обугленных деревянных конструкций около печей и дымоходов, наличие трещин и щелей в кирпичной кладке печей и дымоходов.

6. Возникновение пожара в местах, где производились огневые работы.

7. Неправильное хранение химических материалов, вступающих в реакцию между собой и способных самовозгораться, а также промасленных обтирочных материалов, бумаги и др.

Расширение круга таких версий может возникнуть и в процессе изучения обстоятельств, предшествовавших возникновению пожара. Перечисленные типичные основания не исключают возможности учета и других фактов при выдвижении версий о возникновении пожара.

Возникновение пожара от природных явлений

К природным явлениям относят: грозовые разряды молний, нормальную и повышенную радиацию солнечных лучей и др.

Грозовые разряды молнии могут проявляться двояко: поражение здания или сооружения от прямого удара (первичное воздействие) и в результате вторичного ее воздействия. Пожарная опасность прямого удара молнии обуславливается расплавлением металлических конструкций или их оплавлением и перегревом, в результате чего могут воспламениться соприкасающиеся с ними или находящиеся рядом сгораемые конструкции, вещества и материалы, т. к. канал разряда молнии имеет температуру до 20000°С и более. Грозовой разряд молнии может расплавить металлический лист толщиной до 4—5 мм, причем противоположная от удара поверхность разогревается до высокой температуры и может оказаться критической для соприкасающихся горючих веществ. Поражение прямым ударом молнии частей зданий, не имеющих заземления или изготовленных из токонепроводящего материала (кирпич, камень, бетон, дерево и др.) сопровождается полным или частичным разрушением бетонных и железобетонных конструкций. При отработке данной версии выясняются:

- наличие или отсутствие поражений конструктивных элементов здания (оборудования) молнией;

- защита здания, сооружения от прямых ударов молний;

- тип и техническое состояние молниеприемников на день пожара;

- наличие токоотводов, способы их соединения и техническое состояние на день пожара;

- заземлители (одиночные, сложные или комбинированные);

- к какой категории по пожаровзрывоопасности относится здание или сооружение.

Вторичное воздействие молнии проявляется в образовании электростатической и электромагнитной индукции и в заносе высоких потенциалов в здания и сооружения через надземные и подземные металлические коммуникации. Этот занос является следствием прямого удара молнии. Под вторичными воздействиями молнии подразумевается все явления во время разряда молнии, которые сопровождаются появлением разностей потенциалов на конструкциях, трубопроводах и электропроводах внутри помещения зданий и сооружении, не подвергающихся непосредственному прямому удару молнии.

Возникновение пожара от воздействия фокусированных солнечных лучей:

- наличие предметов, способных фокусировать лучи (сосуд с жидкостью, линзы и др.);

- пожароопасные свойства материалов, находящихся в районе установки предмета, способного фокусировать лучи;

- схема расположения источника освещения (солнца), фокусирующего предмета и горючих материалов, конструкций, выполняется в масштабе с указанием размеров;

- справка о погодных условиях с указанием облачности на день пожара.

Анализ пожароопасных проявлений природных явлений наиболее близко соприкасается с растительными пожарами, из которых уголовный закон предусматривает только пожары лесные. На органы ГПС МЧС РФ возложено проведение дознания по части первой статьи 261 УК РФ (неумышленное уничтожение и повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд). Опыт расследования по данной категории пожаров позволяет констатировать, что для успешного расследования дел о лесных пожарах необходима консолидация действий целого ряда заинтересованных служб, а именно: органов дознания ГПН, подразделений милиции, лесной службы, авиаохраны лесов.

Схема действий по лесному пожару может иметь следующий вид: выявление факта лесного пожара осуществляется летчиком-наблюдателем авиационной охраны лесов и должностными лицами лесной службы. Не являясь правоохранительными, данные органы обязаны незамедлительно сообщить о факте пожара и его координатах в дежурные части органов ГПС и МВД, где в свою очередь, сообщения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в журнал учета информации. Указанные действия обеспечат строгий учет всех лесных пожаров по линии ГПС и МВД, а также контроль над законностью соблюдения сроков разрешения материалов по ним в порядке ст. 145 УПК РФ. При поступлении сообщения о лесном пожаре на место его обнаружения незамедлительно организуется выезд совместной следственно-оперативной группы, в состав которой должны быть включены дознаватель ГПН, участковый инспектор милиции, сотрудник подразделения милиции, специализирующегося на профилактике экологических правонарушений, сотрудник лесного хозяйства, на территории которого зафиксирован лесной пожар. Порядок выезда и совместных действий на месте лесного пожара должен быть заранее установлен межведомственными соглашениями. Предпочтительно, чтобы текст соглашения в обязательном порядке ежегодно корректировался с учетом опыта работы оперативной группы за истекший пожароопасный период.

Дознаватель ГПС является тем лицом, на которое законом возложена обязанность по проведению дознания по факту лесного пожара. Действия участников оперативной группы, если такая группа формируется, на месте лесного пожара индивидуальны, однако они ограничены рамками уголовно-процессуального законодательства и должностных инструкций. Руководителем такой группы в соответствии с требованиями ст. 150 УПК РФ о подследственности во всех случаях будет являться дознаватель. Он определяет порядок проведения на месте пожара первоначальных следственных действий, планирует и руководит работой других членов группы, протоколирует следственные действия. Оперативный сотрудник милиции должен выезжать на место лесного пожара лишь в случае, когда виновник совершения пожара не установлен. Его действия, согласно Федеральному закону РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», сводятся, как правило, к организации розыска виновного по горячим следам, установлению его личности, выявлению и опросу очевидцев совершения пожара, участию в проведении прочесывания лесного массива при его осмотре. Аналогичными представляются и действия участкового инспектора милиции. Эксперт-криминалист при его участии в проведении следственного осмотра, как специалист, должен давать дознавателю консультации по тактике проведения осмотра, выявить, грамотно изъять и упаковать вещественные доказательства, обнаруженные на месте осмотра, зафиксировать с помощью технических средств обстановку на месте пожара (фото и видео- съемка).

Сотрудник лесного хозяйства, в чьем ведении находится участок, на котором произошел пожар, может помочь дознавателю в проведении осмотра места пожара, составить схему местности. Знание им местности пожара также необходимо для определения направления, с которого мог начаться пожар, направления в котором скрылся виновник (имеется в виду знание мест расположения сети дорог, троп, охотничьих угодий, мест отдыха любителей природы и т.д.). Кроме этого, согласно ст. 176 Лесного Кодекса РФ, сотрудник лесного хозяйства имеет право принимать меры к розыску виновных в пожаре лиц, опросу очевидцев, производить административные задержания виновных, досматривать транспортные средства подозреваемых.

Основными задачами совместной группы при выезде на место лесного пожара является проведение предварительной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ – установление причины пожара и выявление виновных лиц. Эти вопросы могут быть выяснены из объективных данных, полученных из результатов осмотра места лесного пожара и опроса очевидцев. Одной из главных проблем при проведении осмотра на лесном пожаре является наличие значительных площадей, поврежденных и уничтоженных огнем, которые предстоит исследовать в целях поиска вещественных доказательств. Поэтому при осмотре необходимо проводить «прочесывание», для чего возникает необходимость привлечения и доставление на место осмотра дополнительных сил. Эта проблема является трудно разрешаемой, особенно в местностях, отдаленных от населенных пунктов и не имеющих путей подъезда. Выходом в данной ситуации может послужить привлечение к проведению осмотра лиц, задействованных на тушение пожара, в первую очередь, сотрудников авиационной охраны, для чего может потребоваться установление соответствующих межведомственных соглашений.

Проблемой в установлении виновных лиц по лесному пожару является отсутствие в большинстве случаев очевидцев происшествия. Виновных в лесных пожарах иногда удается установить по информации о владельцах сельхозугодий, истребованной из комитетов по землеустройству. Например, путем опроса владельцев может быть установлено, что пожар возник в результате неконтролируемого сельхозпала сухой травы или подлеска.

После получения данных о причине пожара как неосторожном обращении с огнем, орган дознания ГПС должен принять решение о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 261 УК РФ. Уголовное законодательство не содержит в данном случае требования об обязательном наличии крупного либо значительного ущерба, причиненного в результате пожара. Поэтому для решения вопроса о возбуждении уголовного дела достаточно справки из лесного хозяйства об уничтожении лесного массива с расчетом уничтоженной площади. В процессе расследования дознавателю все же необходимо истребовать из лесхоза справку о причиненном ущербе, которая необходима для предъявления исковых требований к установленному виновнику пожара.

Причинами лесного пожара являются человеческий, либо природный фактор. В последнем случае, в событии лесного пожара состав преступления, предусмотренного ст. 261 ч.1 УК РФ будет отсутствовать, а результатом проведенной проверки должен послужить отказ в возбуждении уголовного дела на основании пункта второго части первой ст. 24 УПК РФ. Версия об ударе молнии вследствие грозового разряда должна прорабатываться одновременно с версией о человеческом факторе. Основными формами проверки версии о грозовом разряде являются опрос очевидцев и истребование справок. В роли очевидцев могут выступить жители населенных пунктов, близ которых произошел пожар, сельхозработники, а также любители природы, находившиеся на момент возникновения пожара в лесу. Необходимо отметить, что к их показаниям, как носящим субъективный характер, необходимо подходить критически. Предпочтительно, чтобы они подтверждались объективными доказательствами (например, обнаруженным в эпицентре пожара расщепленным ударом молнии стволом дерева). Другим подтверждением версии о природной причине пожара является справка из гидрометеослужбы о прохождении в местности, где возник пожар, грозового фронта. Однако необходимо учитывать, что информация об имевшей место грозе не подтверждает однозначно версию об ударе молнии, в связи с чем для ее проверки нужны дополнительные доказательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: