Технология группового обучения в профессиональном колледже.




 

Развитие личности в школе происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в школе у школьника должны сформироваться основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Государственный стандарт общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Нужно стремится воспитать студента, умеющего учиться, стремится обучить умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих студентов.

В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя среднего профессионального учебного заведения состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

Цель показать, как правильно организованная и понятая преподавателем и студентами групповая работа, повышая эффективность учебного процесса, влияет на развитие всей личности студента.

Следует отметить, что групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе высшего учебного заведения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все студенческие группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая

 

 

работа предполагает выполнение группами различных заданий.Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.По В.Д. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы:

· групповую (когда один обучает многих)

· парную

· индивидуальную.

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

· классно-урочную организацию;

· лекционно-семинарскую систему;

· формы дифференциации учебного процесса;

· дидактические игры;

· бригадно-лабораторный метод;

· метод проектов.

Классификационные параметры групповой технологии:

· По уровню применения: все уровни

· По философской основе: приспосабливающая

· По основному фактору развития: социогенная

· По концепции усвоения: приспосабливающаяся

· По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся

· По характеру содержания: проникающая

· По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

· По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

· По подходу к ребенку: сотрудничество

· По преобладающему методу: диалогическая

· По категории обучаемых: все категории.

Таким образом можно сделать вывод, что данная педтехнология отвечает всем современным требованиям учебно-воспитательного процесса.

Концептуальные позиции.

Гипотеза: способ организации деятельности студентов является особой формой совместной деятельности, которая оказывает мощное действие на развитие студента.

Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:

· Эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;

· Организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;

· Распределение действий и операций;

· Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание людей;

· Обмен способами действия задается необходимостью совместного решения проблемы;

· Взаимопонимание диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

· Рефлексия обеспечивает адекватную самооценку учащихся.

Акценты целей:

1. обеспечение активности учебного процесса

2. достижение высокого уровня усвоения содержания.

Способ организации деятельности студентов является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие студента.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

· взаимное обогащение учащихся в группах;

· организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

· распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта;

· коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

· обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

· взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

· рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является:

· Студенты на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

· Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

· Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

· Максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе студенческой учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость студентов, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать студентам, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.

Обучение - искусство. Искусство сложное, тонкое, многогранное и своеобразное. Обучение включает в себя деятельность учителя - преподавание и деятельность ученика - учение. Под руководством учителя дети включаются в работу: вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель и ученики активно, целеустремлённо работают.

Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала кооперативного обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения. Естественно, что их можно комбинировать и использовать в сочетании с традиционными методами. Более того, кооперативное обучение - открытая и динамичная дидактическая система, она постоянно обогащается новыми находками учителей-практиков.

Наибольшим вниманием в настоящее время в различных системах образования в связи с обозначенными выше стратегическими направлениями развития пользуются: метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.

Основными средствами обучения все больше становятся средства НИТ, в первую очередь: текстовый компьютерный редактор; телекоммуникации; технология гипертекста или интерактивные мультимедиа.

Если использовать при этом компьютерную технологию, в частности телекоммуникации, то в этот процесс могут быть вовлечены учащиеся и учителя не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира. Речь в этом случае идет уже о глобальных телекоммуникациях, которые представляют собой принципиально новый подход в обучении.

В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты распахивают окна в широкий мир. Учащиеся могут иметь доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще не достаточно изученный, но несомненно несущий в себе огромный педагогический потенциал.

Эффективно применять на уроках производственного обучения сразу все методы, так как человек способен запоминать:

10% из того, что прочитал

20% из того, что услышал

30% из того, что увидел

50% из того, что услышал и увидел

70% из того, что сам говорит

90% из того, что сам делает.

Следовательно, положительный результат на уроках производственного обучения быстрее и эффективнее можно достичь, лишь используя в комплексе все методы обучения.

 

Литература:

 

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998.-- 256 с.

2. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе // Директор школы.-- 1999.-- №4. -- С. 65-72.

3. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.

4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

7. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

8. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение,

9. «Актуальные проблемы технологизации образования». - Уфа: РИО БашГУ, 2001. -173с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: