Актуальность темы
Эндокринной системе принадлежит большая роль в регуляции всех метаболических процессов, протекающих в живом организме.
В этой связи для нормального функционирования эндокринной системы ключевыми являются три звена: сама эндокринная железа, рецептор для гормона и система обратной связи, позволяющая регулировать секрецию гормона в соответствии с необходимостью влияния этого гормона на тот или иной метаболический процесс. Характерной особенностью эндокринной системы является то, что нарушение какого-либо одного регуляторного звена может приводить к нарушениям в работе ряда органов и систем организма. Так, например, сахарный диабет, вызванный снижением синтеза инсулина в поджелудочной железе, приводит к развитию сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний, а также к заболеваниям почек и ретинопатии.
Нарушения эндокринных функций могут проявляться либо снижением, либо повышением активности эндокринных желез. Для диагностики эндокринной патологии используются биохимические методы исследования, позволяющие определить содержание гормонов, а также тех метаболитов, уровень которых изменяется в биологических жидкостях вследствие исследуемой эндокринной патологии.
Общая цель содержательного модуля «Молекулярные механизмы действия гормонов на клетки-мишени и биохимия гормональной регуляции»: уметь интерпретировать биохимическую роль гормонов в молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма в норме и при патологии, анализировать причины и проявления нарушения этих механизмов при эндокринных заболеваниях.
Конкретные цели: Цели исходного уровня:
|
Уметь:
1.Интерпретировать иерархию регуля-торных систем и роль гормонов в регуляции метаболизма | 1. Интерпретировать клеточную структуру органов эндокринной системы (кафедра гистологии) |
2. Интерпретировать классификации гор-монов по химической структуре и биологическим функциям | 2. Интерпретировать морфологическую классификацию гормонов (кафедры анатомии, гистологии) |
3. Интерпретировать основные механизмы передачи гормональных сигналов в клетки-мишени | 3. Интерпретировать структуру клеточных мембран (кафедра гистологии) |
4. Интерпретировать влияние гормонов на метаболизм углеводов, липидов, белков, а также на минеральный и энергетический обмен в норме и патологии | |
5. Интерпретировать биохимические ме-тоды диагностики эндокринных заболеваний |
Тема 3.5. Исследование молекулярно-клеточных механизмов действия гормонов на клетки-мишени. Гормоны гипофиза и гипоталамуса
Актуальность темы
Основой правильного диагноза и соответственно правильного лечения болезни служит понимание происходящих в организме больного патофизиологических процессов и их количественная оценка. Заболевания эндокринной системы, которые, как правило, обусловлены избыточной либо недостаточной продукцией гормонов, - прекрасный пример того, как теоретические представления находят применения в клинической медицине. Зная общие аспекты действия гормонов, а также физиологическое и биологическое действие отдельных гормонов, можно выявить синдромы эндокринного заболевания, обусловленного дисбалансом гормонов, и назначить эффективное лечение.
|
Теперь ознакомьтесь с целями занятия.
Общая цель
Уметь интерпретировать молекулярно – клеточный механизм действия гормонов и регуляцию обмена веществ гормонами гипофиза, гипоталамуса и щитовидной железы для использования полученных знаний на клинических кафедрах при диагностики и лечении эндокринных патологий.
Конкретные цели: Цели исходного уровня:
Уметь:
1.Интерпретировать структуру и механизм действия гормонов гипоталамуса и гипофиза. | 1.Интерпретировать строение гормонов белковой и пептидной природы (кафедра медицинской и фармацевтической химии.) |
2.Интерпретировать строение и влияние на обмен веществ вторичных мессенджеров ц-АМФ, ц-ГМФ, инозитолтрифосфата. | 2.Интерпретировать структуру нуклеотидов и фосфолипидов (кафедра медицинской и фармацевтической химии.) |
3.Интерпретировать влияние на обмен веществ гормонов гипоталамуса игипофиза в норме и при патологии. |
Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.
Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня:
Задание 1. Из ткани гипофиза выделена фракция, обладающая гормональным действием и проведен ее анализ. Установлено, что при гидролизе в исследуемой фракции обнаруживается смесь аминокислот. К какому классу соединений относится выделенная фракция?
А. Пептидов
В. Жиров
С. Углеводов
Д. Нуклеиновых кислот
Е. Высших жирных кислот
Задание 2.Белок, состоящий из четырех субъединиц, обработали b-меркаптоэтанолом, восстанавливающим дисульфидные связи, что привело к утрате им физико-химических свойств. Какой высший уровень структурной организации характерен для этого белка?
|
А. Первичная структура
В. Альфа-спираль
С. Бета-структура
D. Третичная структура
Е. Четвертичная структура
Задание 3.
Гомогенат печени крысы дал положительные реакции на пальмитиноаую, фосфорную кислоты и глицерин. Для какого соединения характерны эти компоненты?
А. Фосфолипида
В. Триацилглицерина
С. Олигонуклеотида
Д. Пептида
Е. Олигосахарида
Задание 4.
Из гипофиза крупного рогатого скота выделили экстракт, который давал положительные нингидриновую и биуретовую реакции. Какая химическая природа экстрагированного вещества?
А. Полинуклеотидная
В. Полипептидная
С. Углеводная
Д. Липидная
Е. Производное холестерина
Задание 5
Экстракт гипоталамуса при анализе дал положительную реакцию на рибозу и фосфорную кислоту. Какой природы вещество могло быть экстрагировано?
А. Пептидной
В. Полисахаридной
С. Нуклеотидной
Д. Липидной
Е. Аминной
Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1. –А, 2- Д, 3-А.