Тема 1. «Имидж помощника вожатого»




 

Прежде чем начать лекцию, давайте узнаем

Кто такой «помощник вожатого»?

А чтобы с этим разобраться, для начала, постараемся выяснить, кто такой «вожатый»

Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. В своей работе вожатый подчиняется начальнику лагеря, старшему вожатому. Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.

Собственно, эта формулировка применима к помощникам вожатого, за исключением некоторых нюансов.

Помощник вожатого, совместно с вожатыми осуществляет работу с детьми. Правда работает он непосредственно с вожатыми своего отряда и мало взаимодействует со старшим вожатым, да и с начальником лагеря тоже. Рабочий день помощника вожатого не может быть ненормированным, а подчиняется режимным моментам лагеря.

Как и у вожатого, у помощников есть некоторые обязанности.

Обязанности помощника вожатого:

· Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

· Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

· Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

· Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

· Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

· Организует коллективно-творческую деятельность.

· Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.

В чем же тогда отличие? Ну, помимо возраста? В отличие от вожатого, помощник не несет ответственности за жизнь и здоровье детей. Не несет ответственность за имущество лагеря.

Разобравшись в функционале помощника вожатого, можно приступать к основной теме лекции и выяснить, каким является имидж помощника вожатого в детском оздоровительном лагере.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж помощника - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень важно нести заряд позитива; всесторонне развиваться; по возможности петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, знать об увлечениях ребят, быть готовым к играм и развлечениям и т. д. Если коротко - ты должен быть тем, кто вдохновит ребят.

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества. Это и будет вашим ключом к имиджу успешного помощника!

Есть три важных элемента имиджа:

-определяющие черты характера,

-внешность (как вы выглядите + одежда + манеры),

-стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…).

Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Лайвхак, чтобы выявить в себе сильные стороны.

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

Чем интересным я занимался в жизни?

Какие у меня есть способности и таланты?

За что меня уважают и любят мои друзья?

О чем увлекательном я могу рассказать?

Чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) Задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Что вы понимаете под словосочетанием «Понравиться детям»?

Мне кажется, сколько на Земле вожатых, столько существует трактовок этой фразы. Для кого-то «понравиться детям» означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то воспринимает это, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание.

И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

Ваш внешний вид

Первый и самый важный пункт для вожатого и помощника. Вожатый – это лицо лагеря. То, каким он предстанет перед детьми – такое и будет восприятие лагеря и смены у детей.

При первой встрече очень важно не отпугнуть детей. Важно быть чистым и опрятным. Избегайте наряжаться в яркую одежду на протяжении первых дней смены, не используйте сложные и кричащие принты. Дайте предпочтение чему-то простому. Бытует мнение, что чем проще и спокойнее образ вожатого и помощника, тем и атмосфера в отряде будет спокойнее и без каких-то сложных (проблемных) ситуаций. В одежде ты тоже становишься примером для детей. Чистые футболки, глаженые рубашки. Прибранные волосы. Удобная (адаптированная к условиям лагеря) обувь. Избегаем рванных джинс, одежды кричащих цветов и сложного кроя.

Выражение вашего лица

Что могу сказать, никто не любит угрюмых людей. Даже если, на первых порах, тебе будут пытаться поднять настроение (а дети обязательно будут это делать), то дальше им это надоест и они будут относиться к тебе плохо. Тогда о любви или хотя бы об уважении говорить будет уже бессмысленно.

Улыбка – наше главное оружие. Позитивный настрой, добрые мысли и правильные поступки приведут нас прямиком в маленькие детские сердечки.

Если вам тяжело или вы недовольны происходящим, не стоит проецировать это на вашем лице. Пусть лучше оно совсем ничего не выражает, нежели в вашей мимике будет проскальзывать неприятные эмоции.

Собственно:

-улыбка,

-огонек в глазах (научитесь вызывать хорошее настроение),

- нет слезам (опухшее личико совсем не привлекает людей),

 

Наши запахи

Здесь, думаю, в первую очередь нужно рассказать, как важно соблюдать личную гигиену. Чистить зубы. Умываться по утрам. Принимать душ вовремя.

Дети будут часто находиться с вами в близости и ощущать от вас мельчайшие запахи. От вашей чистоплотности напрямую зависит то, как будут к вам относиться ребята, а так же, на каком уровне у них будет собственный уход за собой.

Не рекомендую брать с собой очень яркий парфюм. Ибо резкие (даже если приятные) запахи могут отталкивать детей от вас. Ясное дело, очень сложно отказаться от использования духов (дезадорантов и прочего), поэтому постарайтесь взять с собой уходовые средства, с легким ароматом. Но, по собственному опыту могу сказать, что запах чистого тела бывает намного приятнее аромата духов. Научитесь принимать собственный аромат тела и не перекрывайте его духами, по крайней мере, во время смены.

И самое важное – запахи сигарет. От вас не должно исходить подобного запаха. К сожалению, помощники вожатых и сами вожатые (я молчу про некоторых детей) употребляют табачную продукцию. И мало того, чтобы никто не застукал вас за сигаретами. Еще более важно не иметь сигаретного запаха на руках, одежде и волосах. Во-первых, ребята будут понимать, что с курением в лагере строго. Во-вторых, у них не будет предположений, что у вас можно «стрельнуть» сигаретку. И в-третьих, ваш положительный имидж не будет запятнан перед детьми.

Тембр вашего голоса

Вот кажется, такая не значительная деталь, но она может очень сильно отвернуть от вас детей. Приятный голос – это залог того, что дети будут вас слушать.

Важные правила:

-говорите со спокойной интонацией

-избегайте резких вскриков, смешков и прочее

-не будьте слишком тихими.

-вкладывайте в голос положительные эмоции

Ваша жестикуляция

Это еще один способ напугать и отвернуть от вас детей, если с ней перебарщивать.

Для того, чтобы ваши жесты не вызывали враждебности необходимо:

-проявлять их умеренно (не махать руками в разные стороны, словно рубите руками лианы в джунглях, и так же не стоять как бревно во время рассказа)

- не лезть в личное пространство детей (ваши локти, кисти рук и пальцы не должны быть в близости с детским лицом во время жестикуляции)

-не делать резких (пугающих) движений похожих на замахивание перед ударом.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. Не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

 

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Напоследок

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: