Тема № 5.
МЕТОДОЛОГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Учебные вопросы:
1. Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
2. Признаки и особенности антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
1. Сущность и содержание антикризисного управления организацией.
Антикризисное управление - это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В данном определении объединены две составляющие:
·предотвращение еще не наступившего кризиса;
·преодоление уже наступившего кризиса.
На практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и требуют использование разных инструментов управления.
Решение первой задачи - предотвращения кризиса - включает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.
Антикризисное управление в широком смысле есть сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В таком смысле антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).
Решение второй задачи - преодоления кризиса - всегда имеет специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле есть предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из этой кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности, и чаще всего оно применяется на стадии спада.
|
Суть антикризисного управления выражается в следующих концептуальных положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• в определенной мере их можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.
Признаки и особенности антикризисного управления
Методология антикризисного управления (в широком смысле) выражена в его цели, предмете, свойствах, принципах, функциях,стратегиях, этапах и свойствах.
Цель антикризисного управления - нейтрализация наиболее опасных явлений.
На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на его ограничение (смягчение), либо на выход из него. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления.
|
Одной из характеристик всякого управления является его предмет.
Предметом антикризисного управления являются проблемы и факторы кризиса {предполагаемые и реальные), т.е. все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Основной принцип антикризисного управления - постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации в целях раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса; своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.
Основные свойства системы антикризисного управления:
· гибкость и адаптивность, основанные на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений;
· высокая целенаправленность действий за счет концентрации ресурсов на основе проектного управления;
· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
· снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
· тщательный отбор персонала, способного эффективно действовать в условиях высокой неопределенности, нехватки ресурсов и времени;
· сильная мотивация управленческой команды и персонала на проведение изменений, командная работа;
|
· склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Главные особенности процессов и технологий антикризисного управления:
• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
• осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
• усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
• использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Главные особенности механизма антикризисного управления:
• мотивирование, ориентированное на антикризисные меры, экономию ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий анализ ситуаций, профессионализм и пр.;
• установка на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
• интеграция по ценностям профессионализма;
• инициативность в решении проблем и поиске наилучших вариантов развития;
• корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.
Стиль антикризисного управления - это подход к управлению, характеризующийся профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским началом, самоорганизацией и принятием ответственности.
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис.1).
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
2. Управленческая деятельность всегда имеет ограничения.
Ограничения управленческой деятельности - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями. В менеджменте ограничения существуют в качестве критических факторов развития, т.е. устойчивой эффективности управления. Их обнаружение и учет - задача антикризисного управления. Ограничения могут быть внутренними и внешними, и эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении.
В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.
Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз и др.
3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Наиболее важные виды стратегий антикризисного управления - это стратегии:
• предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
• выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
• противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
• стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
• рассчитанного риска;
• последовательного вывода из кризиса;
• предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.