В Новосибирске наиболее активны три крупных игрока парфюмерного рынка — федеральные компании «Л’Этуаль» и Ile de Beaute, а также местная компания «РостСиб Парфюм’С».
«Л’Этуаль» — самая крупная в России сеть парфюмерно-косметических магазинов, открытых более чем в 60 городах. В настоящее время она насчитывает 180 региональных магазинов. Среди них и самый крупный в сети, находящийся в Красноярске, — площадью 750 кв. м. Сеть представляет марки Сhristian Dior, Guerlain, Chanel, Givenchy, Sisley, Kenzo, Estee Lauder, YSL, D&G, Clarins и многие другие. Является эксклюзивным представителем Lulu Castagnette, с сентября этого года — марок Hylexin и StriVectin.
Ile de Beaute — федеральная сеть магазинов парфюмерии и косметики. Включает в себя 60 магазинов по всей России, из них два в Новосибирске: в ЦУМе (площадью 350 кв. м) и ТК «Москва» (площадью 267 кв. м). Сеть представляет преимущественно продукцию класса «люкс».
У сети «РостСиб Парфюм’С» 14 магазинов в Новосибирске и один в Бердске. Компания развивает несколько форматов: «Парфюмерия и косметика» с ассортиментом 60 тысяч наименований широкого ценового диапазона, «Форум» и «Ренуар», где представлены марки класса «люкс», «Парфюмика» — магазин средних и массовых марок. Формирование сети началось в 1997 году, когда появился магазин-салон «Форум» — первый парфюмерно-косметический магазин за пределами Москвы, в котором была представлена «люксовая» продукция: Christian Dior, Chanel, Guerlain и другие.
По оценкам российских экспертов, число покупателей, регулярно приобретающих селективную косметику и парфюмерию, в региональных городах составляет не более 1–2% населения. Премиумный сегмент рынка парфюмерии достаточно стабилен. Однако участники рынка отмечают, что количество потребителей, заинтересованных в продукции класса «люкс», в последние годы плавно, но стабильно увеличивается.
|
Самый большой по объемам потребления сегмент рынка Европы – средства ухода за волосами (32%), далее следуют косметические продукты ухода за лицом и телом (26%), затем – парфюмерия.
Рассмотрим ситуацию на российском косметическом рынке, так как его тенденции связаны с тенденциями украинского рынка. К сожалению, ряд факторов тормозят развитие косметической отрасли. Речь идет о «параллельном» импорте, некачественных имитациях продукции известных марок и откровенных подделках. Поскольку подобный товар представляет прямую угрозу здоровью покупателя, к решению подобных проблем параллельного рынка, должно подключиться государство. Сегодня уже предпринимаются усилия по сертификации косметики, и законы позволяют привлечь к ответственности производителя подделок.
В Европе большое внимание борьбе за качество продукции уделяют и профессиональные федерации.
Перед косметической отраслью в России стоят сейчас следующие задачи (рис. 9). Прежде всего, это борьба c подделками и отказ от практики «параллельного» импорта. Значительные усилия уже были предприняты в этой области, а кризис 1998 года по-своему помог решению проблемы. Вторая задача российской косметической отрасли – всяческое стимулирование продаж отечественной продукции, которая часто обладает по-настоящему высоким качеством и заслуживает того, чтобы ее покупали. Дистрибуция развивается в России все более активно, и западный опыт был бы очень полезен. Другим острым вопросом является согласование законодательной и правовой базы. В Европе с 1976 года существует кодекс, регулирующий деятельность парфюмерно-косметической отрасли, в котором определена степень ответственности и самих предприятий, и обязанности по контролю качества продукции со стороны государственных структур. Российские компании намерены в ближайшем будущем вступить в конкурентную борьбу с западными производителями. Для этого, безусловно, необходимо иметь законодательства, согласующиеся с правовой базой европейских стран.
|
Вопросы конкуренции
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи
Участники парфюмерного рынка отмечают положительную динамику — рост крупных сетей и слаженную работу ведущих игроков. «Я бы даже сказала, что на сегодняшний день рынок сложился, — говорит Натали Яковлева. — Единственное, что еще может его потрясти, — приход западных игроков. На сегодняшний день уже определились безусловные лидеры, которые занимают прочные позиции и спокойно выживают в условиях конкуренции. К тому же конкуренция способствует тому, чтобы каждый участник рынка стремился работать лучше». О том, что приход новых игроков не за горами, свидетельствуют и оценки московских специалистов. «Новосибирск — один из ключевых городов регионального рынка, — считает эксперт экспомедиагруппы «Старая крепость«Яна Крупенина. — Здесь сосредоточены значительные материальные активы и велик потребительский потенциал. Кроме того, нельзя не учитывать, что это крупный научный центр. Высокая платежеспособность, постоянный приток кадров, в том числе и иностранного персонала, вполне обоснованно ставят Новосибирск на первое место в списке объектов экспансии федеральных игроков и западных компаний».
|
Новосибирские маркетологи не торопятся предсказывать появление новых игроков именно в столице Сибири: «Что касается прихода новых федеральных игроков, то здесь трудно делать сколько-нибудь определенные прогнозы, — говорит Рада Малышева из PreVIEW. — Стратегия «федералов«в Сибири не всегда прозрачна. Предсказать, где именно появится та или иная новая сеть, трудно, хотя, по моему мнению, Новосибирск — один из самых привлекательных в этом плане».
Рассуждая о перспективах рынка парфюмерии и косметики, в том числе и элитного сегмента, участники и эксперты предсказывают рост не только розничных сетей, но и дистрибуции. Кроме того, определенно точно можно говорить о дальнейшем перераспределении от уменьшения доли мелких игроков за счет крупных и от контрафактной продукции к лицензированной соответственно. «Город перспективен для развития не только розничных сетей, но и дистрибуции, и производителей, — отмечает Яна Крупенина. — Сейчас в Новосибирске много косметических компаний, в том числе и небольших, занимающихся нитевой продукцией. И, надо полагать, в будущем розница и дистрибуция будут только развиваться».
ГЛАВА 3.
Анкета
Уважаемые дамы, просим вас уделить нам немножко Вашего внимания и ответить на несколько вопросов.
1. Имя ___________________________________________________
2. Возраст:
☼ менее 20
☼ 20-29
☼ 30-39
☼ 40-49
☼ 50 и более
3. Чем вы занимаетесь в настоящее время?
☼ работаю
☼ учусь
☼ не работаю
☼ на каникулах
☼ в отпуске
4. Семейной положение:
☼ замужем
☼ не замужем
☼ прочее
5. Косметикой какой компании Вы пользуетесь чаще всего?
☼ Bourjois
☼ Maybelline
☼ Oriflame
☼ Свой ответ ______________________________________
6. Какой маркой косметики вы хотели бы пользоваться?
☼ Bourjois
☼ Maybelline
☼ Oriflame
☼ Свой ответ ___________________________________________
7. Согласны ли вы, что в косметике импортных компаний нет вредных примесей?
☼ решительно согласен
☼ скорее да, чем нет
☼ скорее нет, чем да
☼ решительно не согласен
8. Что вас привлекает в той косметической компании, которой Вы пользуетесь?
☼ Большой ассортимент
☼ Доступная цена
☼ Хорошее качество продукции
☼ Свой ответ _________________________________________
9. Что вас привлекает в той косметической компании, которой Вы хотели бы пользоваться?
☼ Большой ассортимент
☼ Доступная цена
☼ Хорошее качество продукции
☼ Свой ответ _________________________________________
10. Какие слоганы косметических компаний Вам больше всего известны ?
____________________________________________________________
11. Что повлияло на Вас при выборе косметической компании?
☼ Советы знакомы
☼ Цена
☼ Реклама в СМИ
☼ Свой ответ _____________________________________________
12. Какова Ваша реакция на современную рекламу косметических компаний?
☼ Раздражает
☼ Дает информацию
☼ Надоедает
☼ Свой ответ ________________________________________
13. Легко ли запоминается реклама косметических компаний?
☼ скорее да, чем нет
☼ скорее нет, чем да
☼ Да
☼ Нет
☼ Не знаю
14. Приобретали ли хоть раз в жизни Вы товары компании Maybelline?
☼ да
☼ нет
15. Если не пользуетесь косметикой фирмы Maybelline, то почему?
☼ Не устраивает качество
☼ Высокая цена
☼ Свой ответ_________________________________________________
16. Из какого источника информации Вы узнаете про косметические компании?
☼ телевидение
☼ Интернет
☼ друзья
☼ журнал
☼ магазин
17. Как Вы оцениваете качество компании Maybelline?
☼ отлично
☼ хорошо
☼ удовлетворительно
☼ неудовлетворительно