В последнее время наблюдается все большая дифференциация судебных экспертиз на классы, роды, виды, подвиды, появляются специфические, новые объекты исследования; перед экспертом ставятся новые задачи; увеличивается потребность в проведении комплексных исследований. Все это обусловливает необходимость интеграции экспертных знаний при разработке методик экспертных исследований, выделение принципов их формирования.
Исторически А.В. Дуловым впервые были сформулированы принципы проведения судебной экспертизы в уголовном процессе:
1) принцип исследования судебным экспертом только материалов, закрепленных процессуально в уголовном деле;
2) принцип проведения исследования самим экспертом;
3) полное и ясное фиксирование хода исследований эксперта, приемов, методов, анализа и синтеза тех материалов дела, на основании которых им дается заключение.
Соблюдение этих принципов, по мнению А.В. Дулова, гарантируется регламентированными законом процессуальными правами и обязанностями участников уголовного процесса. Эти принципы призваны помогать эксперту наиболее объективно и полно произвести все исследования, а органу, назначившему экспертизу, и другим участникам процесса помочь в полной и всесторонней оценке заключения эксперта. В дальнейшем, начиная с конца 70-х гг. XX столетия, научные принципы преобразовались в принципы судебной экспертологии (А.И. Винберг, Н.Т. Малаховская), общей теории судебной экспертизы (С.Ф. Бычкова, Т.В. Аверьянова).
В это же время начинают разрабатываться принципы допустимости использования методов в экспертной деятельности, первоначально рассматриваемые в специальной литературе под термином "эффективность метода" (И.М. Зельдес, А.И. Винберг, Н.М. Кристи, Д.Я. Мирский и др.).
|
В настоящее время выделяются и рассматриваются принципы судебно-экспертной деятельности (Е.А. Зайцева, В.М. Шерстюк и др.). К принципам судебно-экспертной деятельности относятся основополагающие идеи, положения, процессуальные основы, определенные условия и особенности выполнения деятельности. В наиболее общем виде принципы судебно-экспертной деятельности определены в действующем законодательстве Российской Федерации (ст.4 Федерального закона РФ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ст.3 Закона Украины "О судебной экспертизе", ст.4 проекта Закона Республики Беларусь "Об основах судебно-экспертной деятельности").
До настоящего времени принципы формирования методик экспертного исследования самостоятельно не разрабатывались.
При разработке принципов формирования методик экспертного исследования следует учитывать принципы общей теории судебной экспертизы, принципы судебно-экспертной деятельности, принципы производства судебных экспертиз, принципы допустимости использования методов в экспертной деятельности. Такой подход объясняется тем, что методика экспертного исследования - это результат работы не только эксперта-практика, но и научных работников, занимающихся изучением и анализом теории и практики судебной экспертизы.
Принципы формирования методик экспертного исследования выделяются в результате изучения и обобщения экспертной практики, выявления того общего, что характеризует процесс формирования методик с учетом требований смежных наук, в особенности, процессуально-правовых (поскольку судебная экспертиза, в первую очередь, направлена на создание одного из источников доказательств (средств доказывания)). Они необходимы для создания новых методик; обеспечения соответствия имеющихся и создаваемых методик требованиям процессуального законодательства и судопроизводства, требованиям науки и техники; проведения систематизации, каталогизации и обеспечения возможности сертификации методического обеспечения судебной экспертизы; анализа и оценки заключений эксперта.
|
В качестве принципов формирования методик экспертного исследования можно выделить следующие:
1) принцип законности;
2) принцип уважения чести и достоинства личности (этичность);
3) принцип экономии;
4) принцип объективной истины. Соблюдение принципа объективной истины обеспечивает независимость результатов проведения экспертного исследования от социальных факторов.
5) принцип научности;
6) принцип стандартизации.
Если принимаемая методика экспертного исследования противоречит хотя бы одному из вышеназванных принципов, то такую методику не следует утверждать и рекомендовать для производства судебных экспертиз.