ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
ЗАДАЧИ:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
2. Доброжелательное отношение ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящихся к самостоятельности;
3. Использование разнообразных видов детской деятельности;
4. Использование образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии интересами детей;
5. Уважительного отношения к результатам детского творчества;
v В период раннего возраста происходит психологическое отделение от матери. Это связано с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции (биологическая зависимость; ситуация «МЫ»).
Происходит бурное развитие познавательной активности.
v Расширяются познавательные интересы ребенка. О наличии познавательных интересов свидетельствую вопросы ребенка (что – зачем?).
v Ребенок стремится познакомиться как можно с большим количеством предметов и игрушек и овладеть предметными действиями с ними (ведущая деятельность предметная, мышление наглядно - действенное). Усвоение предметных действий происходит в результате прямого научения или подражания действиям взрослого. Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом, поэтому окружающая среда не должна перегружаться большим количеством игрушек.
|
v Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
v Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.
Развитие и обучение.
v Активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Поэтому необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром он должен видеть. Слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
v Детям 2 – 3 лет полезны различные самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши).
v Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому, и правильному и неправильному.
v Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
v Для развития ребенка важно рисование. Рисунок еще трудно назвать рисунком. Это каракули. Но на третьем году жизни уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом.
|
v Стремление родителей как можно раньше начать знакомство с буквами и цифрами и с другой ненужной ему информацией подменяет развитие ребенка ранним обучением.
Особенности развития психических процессов.
v В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия (наряду с развитием мышления, внимание, памяти; восприятие является доминирующим), т.к. в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами употребления предметов, но и со свойствами предметов: формой, величиной, цветом. Причем в предмете ребенок может выделить только наиболее яркие признаки.
v Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно – манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.