Основные теоретические положения




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторным работам по дисциплине

“ЭЛЕКТРОТЕХНИКА” для студентов

всех неэлектротехнических специальностей

очной и заочной форм обучения

Часть I

 

Тюмень 2002

 

 

Составители: к.т.н., доцент Червяков Д.М.

к.т.н., доцент Панфилов Г.А.

ст.преподаватель Кречина Г.С.

ассистент Власова Е.П.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ  
   
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ  
   
1.Последовательное, параллельное и смешанное соединение пассивных элементов при постоянном токе  
   
2. Последовательное соединение R, L,C элементов. Резонанс напряжений  
   
3. Параллельное соединение R, L, C элементов в цепях синусоидального тока. Резонанс токов  
   
4. Исследование свойств трёхфазной цепи при соединении потребителей “звездой”  
   
5. Испытание однофазного трансформатора  
   
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам неэлектротехнических специальностей при подготовке и проведении лабораторных работ по курсу “Электротехника”. Содержание лабораторных работ соответствует типовой программе одноимённого курса.

Экспериментальные задачи, предлагаемые на лабораторных занятиях, могут быть успешно решены в отведённое время только при условии тщательной подготовке к ним. В подготовку к каждой лабораторной работе входит подробное изучение её содержания по данным методическим указаниям, изучение соответствующих разделов теоретического курса, а также аккуратное оформление бланка-заготовки для выполнения работы. В бланке указывается название и цель лабораторной работы, вычерчиваются схемы электрических цепей, таблицы для записи показаний приборов, приводятся необходимые формулы для расчётов.

Получив допуск к лабораторной работе, необходимо приступить к сборке электрической цепи на стенде согласно схеме. При сборке схем рекомендуется соединять сначала элементы последовательной цепи, а затем подключать параллельные ветви. В трёхфазных цепях собирать схемы рекомендуется по отдельным фазам с последующим соединением этих цепей звездой или треугольником.

ВНИМАНИЕ. Рукоятка регулятора напряжения (ЛАТРа), расположенная на горизонтальной части стенда, должна быть установлена в крайнее левое положение, что соответствует напряжению, равному нулю.

К проведению опыта студенты приступают только после проверки собранной цепи преподавателем и получение на это разрешения.

В процессе измерений необходимо следить за тем, чтобы пределы измерительных приборов соответствовали величине измеряемого параметра.

При переходе от одного этапа к другому и после завершения работы необходимо обратиться к преподавателю для проверки достоверности полученных результатов до разборки электрических цепей. Если результаты признаны неудовлетворительными, опыт необходимо повторить. Разборка электрических цепей экспериментальной установки производиться с разрешения преподавателя.

Полученные данные наблюдений студенты обрабатывают и составляют отчёт о выполненной лабораторной работе.

При составлении отчёта в формулах и электрических схемах следует применять условные обозначения, рекомендуемые ГОСТом. Электрические схем, векторные диаграммы и графики вычерчиваются аккуратно с помощью чертёжных принадлежностей.

При защите отчёта студент обязан объяснить любой выполненный опыт или расчёт, соответствие результатов опытов положением теории и ответить на дополнительные вопросы преподавателя по изучаемой теме, после чего по лабораторной работе получает зачёт.

 

Лабораторные работы

 

Последовательное, параллельное и смешанное соединения пассивных элементов при постоянном токе.

Цель работы:

Исследовать распределение токов, напряжений и мощностей при различных способах соединения пассивных элементов.

 

Основные теоретические положения

Последовательное соединение

Последовательным называется соединение, когда конец одного элемента соединяется с условным началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.


I R1 R2 R3

           
 
     

Рис. 1.1. Последовательное соединение

 

Для последовательного соединения характерным является общий ток.

Эквивалентное сопротивление:

RЭ=R1+R2+R3.

Напряжение на отдельных элементах распределяется пропорционально величинам их сопротивлений:

U=U1+U2+U3.

Суммарная мощность приёмников:

P=P1+P2+P3.

Мощность отдельного элемента:

Pi=I2 Ri=Ui I.

6. Рассчитать величины, входящие в табл.5.4. Построить зависимости U2, h, cos j1 от I2 при U=const.

7.Начерчить схему замещения трансформатора и указать параметры элементов схемы замещения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора.

2. Какие потери мощности имеют место в трансформаторе?

3. С какой целью строится схема замещения?

4. Как проводиться опыт холостого хода и какие параметры трансформатора определяются из этого опыта?

5. Как проводиться опыт короткого замыкания и какие параметры трансформатора определяются из этого опыта?

6. Чем отличается опытное короткое замыкание от аварийного?

7. Каково условие максимума КПД и график зависимости КПД от нагрузки?

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Электротехника / Под ред. В.Г.Герасимова. - М.: Высшая школа, 1985.

2. Сборник задач по электротехнике и основам электроники /Под ред. В.Г.Герасимова.- М.: Высшая школа, 1987.

 

Дополнительная

 

1. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. – М.: Высшая школа, 1985.

2. Лабораторные работы по общей электротехнике /Под ред. В.Г.Герасимова. – М.: Высшая школа, 1977.

 

 

Таблица 5.2

Измерено Вычислено
U10, B U20, B P0, Вт I10, A K cosj0 I10, % Z0, Ом R0, Ом X0, Ом
                   

 
 

3. Провести опыт короткого замыкания. Для этого в схеме рис.5.2 заменить вольтметр V2 на амперметр. С помощью ЛАТРа повысить напряжение от 0 до значения, при котором ток в первичной обмотке трансформатора достигнет номинального значения. Снять показания приборов и занести в табл.5.3.

Таблица 5.3

Измерено Вычислено
U1K, B I1H, A I2H, A PK, Вт U1K, % ZK, Ом RK, Ом XK, Ом R1, Ом X1, Ом
                   

 

4. Для проведения нагрузочного режима собрать цепь по схеме рис.5.3.

 
 

Рис.5.3. Схема проведения нагрузочного режима работы трансформатора

 

5. Изменяя нагрузочное сопротивление, снять 5¸6 точек и данные внести в табл.5.4.

Примечание: Первой строчкой в табл.5.4. перенести данные опыта холостого хода.

Таблица 5.4

Измерено Вычислено
U1H, B I1, A P1, Вт U2, B I2, A cosj1 h P2, Bт DU2, % b cosj2
                     

Параллельное соединение

Параллельным соединением называется такое соединение, при котором соединяются вместе начала приёмников и соответственно их концы. Напряжение подаётся на начало и концы.

 

 

Рис.1.2. Параллельное соединение

 

При параллельном соединении элементы находятся под одним и тем же напряжением – напряжением питающей сети.

Эквивалентное сопротивление определяется из выражения:

 


или

 

где g – проводимость элемента.

 

Токи в ветвях распределяются обратно пропорционально сопротивлениям элементов:

 

Смешанное соединение

 

Смешанным называется такое соединение, при котором имеют место и последовательное, и параллельное соединения элементов.


Рис.1.3. Смешанное соединение элементов

 

Для схемы рис.1.3. справедливы соотношения:

 
 

Порядок выполнения лабораторной работы

 

Последовательное соединение

 

1. Собрать цепь по схеме рис.1.4, используя резисторы и измерительные приборы на панели № 6 лабораторного стенда.

 
 

2. Включить автомат, расположенный в нижней части стола под откидной крышкой, нажать кнопку “Пуск” магнитного пускателя, рукоятку ЛАТРа установить в крайнее левое положение, при котором U=0 и нажать кнопку подачи постоянного напряжения.

 

а его КПД:

где

Коэффициент загрузки:

Изменение вторичного напряжения при переменной нагрузке принято выражать в процентах от номинального значения:

где U2 – напряжение на зажимах вторичной обмотке трансформатора при заданной нагрузке.

 

Порядок выполнения работы:

 

1. На основании известных и вычисленных паспортных данных заполнить табл.5.1.

Таблица 5.1

Паспортные данные Вычислено
Sн, BA f, Гц U1н, B U, B I, A I, A Uк.з., % ∆Pст, Вт ∆Pм, Вт
                 

 

2. Собрать схему по рис.5.2. для проведения опыта холостого хода трансформатора. Установить ЛАТРом напряжение U10 = U, снять показания приборов и занести в табл.5.2.

Рис.5.2. Схема проведения опыта холостого хода

 

 

 

Рис.5.1. Схема замещения трансформатора

 

В опыте холостого хода R1 << R0 и X1 << X0, поэтому параметрами R1 и X1 можно пренебречь. Тогда

 

В опыте короткого замыкания, который проводится при пониженном напряжении и номинальном токе I1K = I величиной тока намагничивания можно пренебречь.

В этом случае:

       
 
   
 

где RK и XK – активное и индуктивное сопротивления короткого замыкания.

Параметры обмоток в схеме замещения

 

Коэффициент трансформации трансформатора

Коэффициент мощности трансформатора находят по формуле:

 

 

Рис.1.4. Схема проведения опыта № 1.

 

3. Поворачивая рукоятку ЛАТРа по часовой стрелке, установить напряжение U=50 В. Потенциометр R1 полностью введён. Снять показания приборов и занести в табл.1.1.

Таблица 1.1

Измерено Вычислено
U, B U1, B U2, B I, A R1, Ом R2, Ом RЭ, Ом P1, Вт P2, Вт PЭ, Вт
                   

4. При том же напряжении источника питания уменьшить сопротивление потенциометра R1 примерно наполовину и снова снять показания всех приборов.

5. Произвести расчёт всех параметров, указанных в табл.1.1.

 

Параллельное соединение

1. Собрать цепь по схеме рис.1.5.

 
 

Рис.1.5. Схема проведения опыта № 2

2. Рукоятку ЛАТРа установить в нулевое положение, потенциометр R/1 полностью введён.

3. Включить питание, установить ЛАТРом напряжение U=50 B и снять показания всех приборов. Данные занести в табл.1.2.

Примечание: R1 = R/1 + R//1, P1 = P/1 + P//1.

Таблица 1.2

Измерено Вычислено
U, B I, A I1, A I2, A R1, Ом R2, Ом RЭ, Ом P1, Вт P2, Вт PЭ, Вт
                   

4. Не меняя напряжение источника питания U=50 В, полностью вывести потенциометр R1 и результаты всех приборов занести в табл.1.2.

5. Рассчитать величины, входящие в табл.1.2.

 

Смешанное соединение

 
 

1. Собрать цепь по схеме рис.1.6.

Рис.1.6. Схема проведения опыта № 3

 

2. Рукоятку ЛАТРа установить в нулевое положение, потенциометр R2 введён.

3. Включить питание, установить ЛАТРом напряжение U=80 В и снять показания всех приборов. Данные занести в табл.1.3.

Таблица 1.3

Измерено Вычислено
U, B U1, B U23, B I1, A I2, A I3, A R1, Ом R2, Ом R3, Ом P1, Вт P2, Вт P3, Вт P, Вт
                         

3. Соотношение между линейными и фазными токами и напряжениями при соединении приёмников звездой.

4. Условие симметрии нагрузки.

5. Построить векторные диаграммы токов и напряжений для различных режимов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: