Л. Стерн и английский сентиментализм




История мировой литературы, 2019

Специальность «Педагогическое образование»

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

  Содержание работы Примечания
Семинар 1 Сопоставление барокко и классицизма Работаем с моими материалами, подготовка не требуется, план не даю
Семинар 2 Расин «Федра»  
Семинар 3 Сопоставление культуры 17 и 18 веков Работаем с моими материалами, подготовка не требуется, план не даю
Семинар 4 Вольтер «Кандид, или Оптимизм»  
Семинар 5 Л. Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»  
Семинар 6 И.-В. Гете «Фауст»  

ПЛАНЫСЕМИНАРОВ


Семинар 2.

Поэтика драматургии классицизма. Ж. Расин «Федра»

 

1. Сопоставьте структурно-композиционные особенности пьес Расина с теоретическими требованиями классицизма. Нарушает ли драматург их? Если нарушает, то где и как?

2. Что и почему меняет Расин в сравнении с античными источниками сюжета «Федры»?

3. Проследите этапы внутреннего конфликта Федры (этапы развития сюжета). Соотнесите их с особенностями времени в классицистической трагедии.

4. Федра как трагическая героиня. В чем трагическая вина Федры? Вина и «невольная вина».

5. Монологи Федры. Как переплетается в них эмоциональное и логическое, аналитическое?

6. Жанровое своеобразие любовно-психологической трагедии Расина.

 

Литература

Расин Ж. Федра. Пер. М. Донского.

Бахмутский В. Театр слова: Время и пространство во французской классицистической трагедии 17 века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994. (Для обязательного конспектирования! Статья выложена в группе)

Кадышев В. Расин, М., 1990 (глава о «Федре») С. 165 - 200

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. (скан выложен в группе)

Адан А. Театр Корнеля и Расина (читать можно здесь: https://bookscafe.net/read/kornel_per-teatr_francuzskogo_klassicizma-226872.html#p2)

Семинар 4.

Поэтика жанра философской повести.

Вольтер «Кандид, или Оптимизм»

 

1. Истоки жанра философской повести.

2. Основные черты жанра. Какое значение для философской повести XVIII века имеет идея Разума?

3.Философские повести Вольтера. Место философских повестей Вольтера в ряду произведений этого жанра.

4. «Кандид» как философская повесть

- Теория Лейбница–Вольфа и ее отражение в повести.

- Проблема мирового зла в повести.

-Критика современности в повести.

-Смысл образа Эльдорадо.

-Функция фантастики и гротеска.

-Смысл финального эпизода

 

Литература

Вольтер. Кандид, или Оптимизм.

Бахмутский ВЯ. В поисках истины (Философские повести Вольтера)// Бахмутский В.Я. Пороги культуры. (выкладываю в группу сканы) – (конспект!)!

Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. М.: Издательство УРАО, 1999. (в инетер по адресу: https://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/frantsuzskiy-filosofskiy-roman-xviii-veka-samosoznanie-zhanra.html)

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3. (https://ec-dejavu.ru/e/Encyclopaedia.html)

Артамонов С. Вольтер и его век. М. 1990. (факультативно)

 

Семинар 5.

Л. Стерн и английский сентиментализм

1. Сентиментализм как литературное направление и мироощущение. Осознание недостаточности и однобокости идей Просвещения в оценке сентименталистов.

2. Творческий путь Стерна. Сущность литературного новаторства Стерна.

3. «Сентиментальное путешествие». Жанровое своеобразие. Пародирование жанра путевых заметок. «Сентиментальное путешествие» – это путешествие куда?

4. Новаторство в образе Йорика. Типичный ли сентименталистский герой – Йорик? Саморефлексия Йорика (привести эпизоды, демонстрирующие особенности мышления героя). Йорик – «положительный» или «отрицательный» герой?

5. Особенности композиции и стиля (обратите внимание на игру с «типовыми» элементами композиции, - например, предисловие, финал текста и проч.). Литературные аллюзии в романе.

6. «СП» как «сентиментально-юмористический» роман.

 

Литература

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М, 1988.

История всемирной литературы в 8 т. Т. 5. – статья о сентиментализме и Стерне. (Историю всем. литературы можно найти в интернете, адрес: https://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0682.htm) (Конспект!)

Елистратова А. Лоренс Стерн. (Предисловие к книге Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие. - М., 1968) – адрес в инете: https://www.philology.ru/literature3/elistratova-68.htm

Краснощекова Е. «Сентиментальное путешествие». Проблематика жанра (https://ideashistory.org.ru/pdfs/21krasnoshchekova.pdf)

 

 

Семинар 6.

Гете "Фауст"

 

1. Эволюция замысла пpоизведения, истоки фаустовской темы. Эволюция обpаза Фауста.

2. Структура произведения. Роль Прологов.

- Какие три точки зрения на творчество выражены в «Прологе в театре»? Как характеризуется жанр «Фауста» в заключительной реплике директора?

- Спор между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небесах» как отправная точка в споре о природе человека. Какую точку зрения на человеческую природу выражает каждый из них? Смысл метафорического образа кузнечика.

3. "Споp о человеке" в тpагедии. Смысл обpаза Фауста, идейно-философская наполненность этого обpаза.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля. Условия договора между Фаустом и Мефистофелем.

5. Система персонажей в трагедии

- Бог и Мефистофель;

- Фауст и Вагнер;

- Фауст и Мефистофель;

- Фауст и Маргарита.

6. Просветительская апология «дела» в произведении.

- Что ищет Фауст в Евангелии?

- Значение финальной сцены второй части. Почему душа Фауста не достается Мефистофелю?

7. Идейно-художественное своеобpазие "Фауста".

 

Литеpатуpа

Прочитать и предоставить конспект одной из указанных критических работ

Жиpмунский В.М. Истоpия легенды о Фаусте // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972. Читать можно здесь: https://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/zhirmunskij-legenda-o-fauste/chast-1.htm

Аствацатуров А. Г. «Фауст» Гете: образы и идея. Читать можно здесь: https://ifl.ru/docs/kollektiv/astv-gete2.pdf

Жиpмунский В.М. Твоpческая истоpия "Фауста" Гете // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972.

Аникст А."Фауст" Гете. Литеpатуpный комментаpий. - М., 1979. Можно скачать здесь: https://www.twirpx.com/file/256454/

Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М., 1983. https://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: