Роль песни в пьесе Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»




Класс (8-лет. срок обучения) и 4 класс (6-лет. срок обучения) (04.04)

Законспектировать тему.

Тема: «И. Котляревский (редакция Н. Лысенко) Опера «Наталка-Полтавка».

 

«Наталка-Полтавка» Н. Лысенко по пьесе И. Котляревского это классическая история любви и верности, с которой и начался украинский театр XIX в. В основе оперы довольно простой и незатейливый сюжет, теперь знакомая каждому школьнику. Украинская девушка Наталка доведена до отчаяния, ведь она вынуждена стать невестой зажиточного пана Возного. Но, к счастью, возвращается из дальних странствий ее возлюбленный – Петр, и несокрушимая сила искренних чувств приводит к счастливому финалу Возный, хотя и не без колебаний, отказывается от своих намерений в пользу молодых.

Опера «Наталка-Полтавка» является настоящей жемчужиной украинской музыки, ярко раскрывающей национальный быт, типичные характеры и традиции благодаря фольклорной основе музыки. Ключевые песни оперы (песни Наталки «Віють вітри...», Возного «Ой, під вишнею...», Петра «Ой, не шуми луже...» и др.) уже давно преодолели границы оперных постановок и исполняются во всех уголках мира как символы украинской культуры.

Герои оперы:

- Наталка

- Горпина Терпелиха – мать Наталки

- Петро – возлюбленный Наталки

- Тетерваковский – Возный

- Макогоненко – сельский выборный

- Микола – дальний родственник Терпелихи

 

Содержание оперы

Первое действие. Первая картина. Над живописной рекой Воркслой, невдалеке от Полтавы, раскинулось небольшое село. В дверях одной из убогих хаток появляется красивая, стройная девушка Наталка. Недавно вместе с матерью, Терпелихой, переселилась она в это село из Полтавы. Наталка направляется к речке, на плече у нее коромысло с ведрами. Но, дойдя до берега, девушка рассеянно ставит ведра на землю и погружается в глубокое раздумье. Есть о чем погрустить сиротке Наталке-Полтавке. Четыре года назад, когда жив был отец и вся семья жила в городе, полюбила Наталка сироту Петро, служившего у них работником. Все в семье хорошо относились к тихому, скромному Петру. Но когда отец узнал, что дочь полюбила нищего, бездомного парня, прогнал он работника. Отец любил веселую жизь, разбрасывался деньгами и умер в нищете, а Терпелиха, распродав последнее имущество, вынуждена была переселиться с дочерью в деревню. По-прежнему любит Наталка своего Петра, но о судьбе его ничего не знает. С той поры, как ушел из их дома Петро, не было о нем ни слуху, ни духу. Несколько богатых людей делали предложения красивой Наталке, но она, храня верность любимому, всем отказывала. Вот и сейчас задумавшуюся девушку подстерег сам пан Возный — судебный пристав. Старик объясняется Наталке в горячей любви, обещает избавить от нищеты ее и старую мать. Но девушка отказывает и ему. Однако, что ждет ее дальше, — она и сама не знает. Возный влюблен не на шутку. Он признается в этом своему другу, веселому, разбитному сельскому Выборному Макогоненко. Выборный энергично берется за сватовство. Ему хорошо известна вся история любви Наталки, знает он и о тяжелой бедности Терпелихи. Макогоненко рассчитывает на то, что вмешательство матери поможет сломить упорство девушки: ведь Возный, с точки зрения Терпелихи, — очень выгодный жених. Обещая щедро наградить свата в случае удачи, Возный подогревает рвение изобретательного Выборного.

Вторая картина. Старая Терпелиха, действительно, изнемогает под бременем горькой нищеты. Она жалуется на дочь за то, что Наталка решительно отвергает всех женихов и не думает о матери, которой нужно обеспечить на старости лет покой и достаток. И когда Выборный, войдя в хату, заводит разговор о Возном, о его любви к Наталке, девушка не может устоять перед слезными мольбами матери. Скрепя сердце, соглашается она принять предложение Возного. Наталка просит только об одном, — чтобы не торопились со свадьбой.

Второе действие. У знакомой нам хаты, над тихой Воркслой отдыхает дальний родич Терпелихи — Микола, «сирота бесталанный, без роду, без племени, без пристанища». В этом селе он мимоходом: идет из Полтавы, где не нашел никакой работы, в Тамань. Там он надеется «пристать к черноморцам», которые «без дела не сидят» и ведут веселую жизнь. «Солнце все ниже, вечер все ближе» — раздается лирическая, широкая песня Петра. И он в этом селе мимоходом.

Третье действие. Долго странствовал Петро, был у моря, на Дону, в Харькове, накопил немного денег, а теперь возвращается в Полтаву, где четыре года назад оставил свою любимую Наталку, о которой все это время не имел никаких вестей. Из разговора с Миколой Петро узнает, что Наталка здесь — в этом селе — и только вчера просватана за Возного. Удрученный Петро хочет тихо уйти из деревни, чтобы избежать встречи с девушкой, столь быстро забывшей его. Микола удерживает парня. Спрятавшись за хатой, Петро слышит разговор Миколы с Наталкой, которая с горечью и болью говорит о предстоящей свадьбе с Возным, о том, что по-прежнему любит Петра. Счастьем и радостью полно свидание Петра и Наталки. Теперь девушка вновь обрела утраченную было твердость. Никакие силы не заставят ее выйти замуж за нелюбимого Возного.

Жених ошеломлен неожиданным отказом Наталки, которую считал уже своей. Вместе с Выборным пускает он в ход угрозы, уговоры, всяческие посулы. Но Наталка тверда: отныне она будет принадлежать только Петру. Возному, окончательно убедившемуся, что девушка непреклонна, остается лишь выдать себя за великодушного человека. Заявив, что он тронут любовью молодых и бескорыстием Петра, Возный отказывается от Наталки.

Девушки и парни поздравляют молодых – Наталку и Петра, веселятся, танцуют.

 

Роль песни в пьесе Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»

И.П.Котляревский дал украинской литературе произведения, отмеченные чертами народности и насыщены народным юмором. Первая пьеса новой украинской литературы «Наталка Полтавка» получила вполне заслуженно название народной оперы, а ее сценическую жизнь началось еще задолго до публикации ее сюжет отражает общественные отношения и типичные образы людей - представителей простого народа и сельской верхушки. Но мотив выдачи бедной девушки замуж за богатого нелюбимого и развод с бедным любимым можно встретить и во многих народных песнях, что свидетельствует о типичности изображаемого ситуации.

 

Ценности, которые утверждает Котляревский в своих произведениях, в основном были именно народными, проблемы актуальными опять-таки для простого народа, язык - живой, то же неслучайно идея пьесы была хорошо понятна даже необразованным зрителям. Новая литература, которая возникла из идей Просвещения, вообще провозглашала принцип сближения искусства и литературы с жизнью. И не только содержание пьесы является народным, но и форма подачи сюжета, в котором очень большую роль играют песни. Некоторые из них имеют фольклорное происхождение. Это - «гомон, Гомон по дубраве», «И шел казак с Дону», «Ой под вишней, под черешней». Остальные была составлена самим Котляревским с стилизацией под фольклор настолько удачной, что и эти песни переплелись с народными и сами стали такими: «Веют ветры, веют буйные», «Солнце низенько» и другие.

Разве что профессиональные фольклористы и знатоки истории литературы могут отличить одни от других. Кстати, музыку к пьесе Котляревского «Наталка Полтавка» написал один из самых известных украинских композиторов М. Лысенко, что очень хорошо чувствовал тончайшие нюансы народной музыки.

Однако главной художественной особенностью введения в пьесу песен, что было настоящим новаторством, оказалось использование И. Котляревским песни не как фона то музыкальное оформление, а как одного из главных средств раскрытия характера персонажа. Первые же песни стали своего рода «музыкальным эпиграфом» к образам, которые изображались. С чего начинается пьеса? Из песни «Веют ветры, веют буйные...», которую поет расстроенная Наташа. Песня раскрывает его душевное состояние еще до начала монолога и сразу подчеркивает народность самого образа крестьянской девушки: кто бы еще пел именно такие песни?

Что на поле, что на песках, без росы, па солнце?

Тяжело жить без милого и в своей сторонке.

Где ты. милый, чорнобривий? Где ты? Отзовись!

Как я, бедная, здесь горюю, приди посмотри.

Строками этой песни объясняется и выходная обстоятельство пьесы, и выходной эмоциональное состояние героини.

Контрастно по сравнению с ее песней звучат высокопарные и претенциозные стихи возного Тетерваковского. Кстати, даже когда он поет, его песни совсем не похожи на народные.

 

Интереснее «песенная» характеристика выборного: его песни или имеют сатирический характер, как «Ой под вишней, под черешней», была призвана зарисовать неуместность намерений Возного, или он готов отречься того, что сам пропел: «И се, государь, не песня, а бессмыслица». Это тоже помогает автору раскрыть характер типичного сельского начальника, который хоть и вышел из народа, но готов отрицать свою связь с ним и спеть дуэтом с господином.

Лиризмом и даже сентиментальностью отличаются песни Петра, но опять же еще при первом появлении его за песней можно угадать, который в дальнейшем стиль поведения он изберет:

Ой, как я приду, Тебя не застану, Сверну я рученьки, Сверну я белые…

Он готов умереть во имя любви, но не бороться за нее до последнего.

Совсем другую песню поет Николай - по его словам ту «что меня старый запорожец Сторчогляд научил». Но в его песнях звучит уже и политический момент, то есть он выходит за рамки личных бытовых тем.

Заканчивается пьеса также песней, что заключает идею:

Если хочешь быть счастливым, То на бога полагайся; Переноси все терпеливо И на бедных оглядывайся.

Образные и несложные по форме, народные песни были глубокими по содержанию, в них на протяжении веков накапливалась жизненная мудрость простых людей. В этом смысле и вся пьеса сама похожа на народную песню. Пожалуй, это - одна из причин, почему пьеса И. Котляревского «Наталка Полтавка» и до сих пор занимает почетное место в репертуарах многих театров. Вместе с глубиной гуманистических идей автора и искусным реалистичным изображением образов, именно такая художественная форма обусловила популярность произведения, который пользуется сегодня любовью читателей и зрителей.

 

Прослушать музыкальный материал:

I действие – песня Наталки «Веют ветры»,

песня Выборного «Ой, під вішнею»

песня Возного «Всякому городу нрав и права»

II действие – песня Наталки «Чого ж вода каламутна»

III действие – песня Петра «Сонце низенько»

Песня Наталки «Ой, я дівчина-полтавка»

 

Рекомендация:

Посмотреть оперу «Наталка-Полтавка»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: