Особенности отношения к имени на разных этапах онтогенеза.




«Имя» на разных возрастных этапах развития ребенка, а также его осознание и значение – различно. Так, в раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающими фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

На этапах онтогенетического развития это звено самосознания прорастает сложными интегративными связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признания, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей.

Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложиться в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия ко взрослому.

Собственное имя представляет некую индивидуальность перед другими. Пётр – имя, которое отличает Петра от Ивана, Николая, Василия и прочих. Имя, кроме того, отражает национальную принадлежность ребёнка. Ребёнок на слух усваивает имена своего народа, среди них он находит место и своему имени.

Психологически для ребёнка его имя – это он сам. Вне своего имени ребёнок не представляет себе самого себя.

Но прежде чем рассмотреть путь соединения компонента «имя» и местоимения «Я», рассмотрим, как происходит развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта.

У ребёнка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребёнка с нарушениями интеллекта формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное отношение разных сторон личностного развития ребёнка. На базе 3 лет не появляются личностные проявления: самосознание, волевые проявления. Их поведение непроизвольное, «полевое». Ребёнок не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл.

В 4 года появляется желание подчиняться взрослому.

В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь cамые примитивные мотивы – интерес к внешнему виду игрушки, подчинение требованию взрослого, в редких случаях – интерес к процессу деятельности. Познавательные мотивы снижены. Под влиянием требований окружающих в дошкольном возрасте начинают формироваться навыки самообслуживания, правильного поведения в общественных местах.

Без обучения у детей с нарушениями интеллекта в эмоционально-волевой сфере наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением. В своих действиях дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать даже посильные трудности. Не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности.[14]

У детей не наблюдается также соподчинения мотивов; импульсивные действия, сиюминутные желания – преодолевающие мотивы их поведения. Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность школьника с нарушениями интеллекта, направить её, регулировать процесс деятельности и поведение ребёнка

В младенческом возрасте ребёнок ещё не осознаёт себя как такового, хотя отзывается на своё имя[15].

В раннем детстве, когда годовалому ребёнку говорят: «Иди ко мне Петенька! Хороший мой!», то он с готовностью и радостью тянет ручки и, если уже научился передвигаться, бежит. Можно сказать, что малыш отзывается на своё имя (по наблюдениям Мухиной В.С. дети уже в год стали соотносить своё имя с самим собой). Мера понимания, что это его собственное имя – Петя, весьма невелика. Здесь ребёнком узнаётся целый комплекс отношения к нему: доброжелательное обращение, ласковый призыв к общению, звучание знакомых уже словосочетаний («Где Петя?», «Иди ко мне, Петя!» и так далее) и многие другие ситуативно-значимые сигналы.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, так как постоянно слышит нежное обращение к себе. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. «Сейчас меня зовут Митей, когда был маленький, звали Мотя, а когда вырасту, меня будут называть Дмитрий Борисович» – с удовлетворением объясняет пятилетний Митя метаморфозы своего имени во время его жизни.

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединяться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны – через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут!»; «Какое красивое у тебя имя!»), поощрения в достоинствах («Толя хороший мальчик!»; «Это лучше всех сделал Илюша!»), а также демонстрационное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Только дурак!») приучают ребенка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребенка имени и духовной индивидуальности.

Ребенок ограниченно, начиная с раннего возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении. При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, т.к. постоянно слышит доброжелательное к себе обращение.

С поступлением в школу, ребенок точно рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем следует считаться.

В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения или и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеш, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.

Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремиться выразить таким же образом, – он учиться приветливым формам общения и обращению к другим по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

В то же время, поступив в такую школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращения друг к другу через унизительные формы: Петька, Васька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органичено внутренней установкой каждого ребёнка на ценностное отношение к себе и к своему имени. Исторически обусловленное уничижительное обращение людей друг к другу и принятие этого отношение среди непривелигированного сословия возмущало В.Г. Белинского, который в «Письме к Гоголю» с гневом писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стёпками, Палашками.» Это уничежение должно быть прервано на уровне детской субкультуры. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивает ребёнку чувство собственного достоинства, уверенности к себе, дает возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Во многих районах России, где представители более 200 ее этносов проживают рядом, именно в начальных классах ребёнок, впервые вступая в более открытое взаимодействие с разнообразными социальными факторами, открывает удивительное многообразие имянаречений. Ребёнок мог до сей поры не сталкиваться с многообразием имен, которые впервые открываются ему в качестве знака, позволяющего причислить носителя имени к определенному социальному слою, этносу, религии предков.

Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстремальные ситуации социально-этнических проблем, техногенных катастроф, межэтнических и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать. Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьёй в связи с перемещением в новые регионы, у ребёнка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников, - его имя.

Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени.[16]Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают своё право на приемлемое обращение по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени, есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

Итак, проследив особенности отношения ребёнка к своему имени на разных этапах онтогенеза. Можно сделать вывод о том, что с первых же дней жизни ребёнка необходимо бережно и уважительно относиться к ребёнку, прежде всего к его имени. Ведь взрослый обращается к ребёнку по имени, и от того, как он произносит это имя, зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его отношение к себе, другим людям, к миру вообще.

Воспитатель обязан называть ребёнка по имени. И если он любит детей, он вменит себе в обязанность называть детей только по имени.

Кроме того, воспитатель должен знать, что каждому ребёнку из полноценной семьи, где его любят, имеет детское имя, которое создаёт особую атмосферу среди близких людей. Это детское имя часто рождено устами самого ребенка, – когда он был маленьким, он так себя называл. Поэтому появляются бесконечные Тусик, Лютик, Ля, Дюка и так далее – домашние прозвища детей, по которым трудно узнать гражданское имя Наташи, Илюши, Лены и Андрюши. Помимо имен в каждой семье присутствуют: «лапочка», «зайчик», «люба», «солнышко» и другие. Эти ласкательные слова употребляются как заместители имени и подчёркивают беспомощность и значимость для семьи самого ребёнка.

В сознании и в сфере чувств малыша его детское имя есть признание его ценности и его индивидуальности.

Воспитатель, приняв малышей на своё попечительство, чтобы успешнее воспитывать и обучать, в те моменты, когда они просто хорошие или когда заслуживают похвалы за усердие, поступит верно, если обратится к ребёнку по его детскому имени, назовёт его добрым словом.

 

Заключение.

 

В данной работе были рассмотрены основные этапы развития личности в дошкольном возрасте, отражены особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Было указано на то, что имя входит первым компонентом в структуру самосознания.

Т.к. имя является единицей культурной и социальной действительности, а цель педагогики развитие гармоничной всесторонне развитой личности, следовательно, оно играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка с нарушенным интеллектом. Значит, в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание к имени ребёнка как личностному компоненту. От того, как обращаются взрослые, и окружающие сверстники зависит эмоциональный настрой ребёнка и отношение к окружающим его людям. Поэтому важно проводить игры, беседы, упражнения направленные на расширение знаний детей с нарушенным интеллектом о вариантах звучания своего имени и имён окружающих его людей. Необходимо к этому процессу подключать как специалистов, так и родителей.

 

 

[1] Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

[2] Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. русский толковый словарь. – М., 1994.

[3] Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

[4] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.20.

[5] Суперанская А.В. Структура имени собственного – М., 1969.

[6] Никонов В.А. Имя и общество. – М.,1997.с.32.

[7] Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М., 1964. С.11.

[8] Никонов В.А. имя и общество. – М.,1974.

[9] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.13.

[10] Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985. С.23.

[11] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.58.

[12] Современный словарь по педогогики/ сост. Рапацевич Е.С. – М.н., 2001.

[13] Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.,1995. С.180.

[14] Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.,1998. С.49.

[15] Венгер А.А, Мухина В.С. Психология. – М., 1988. С.239.

[16] Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999. С.87.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: