Имя, как единица структуры самосознания.




Введение

 

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в свое имя, оно становиться частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

При имя наречении важен учет многих обстоятельств, такие как традиции национальной культуры, общества и семьи.

Имя собственное становиться тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется для обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире.

“ Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребенка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Приступая к исследованию категории имени мы предпологали, что индификация о том как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относится чрезвычайно важно и необходимо как педагогам так и родителям. Кроме того все, кто взаимодействует с ребенком должны знать в каких ситуациях происходит подтверждение и депривация имени и как это отражается на развитии и эмоциональном благополучии дошкольника. Необходимость подобной информации еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы.

 

Имя и имянаречения как единицы культуры и социальной действительности.

 

Приступая к исследованию, мы, прежде всего, обратились к словарям и постарались выяснить содержания понятия «имя». Анализ дал нам следующее:

С психологической точки зрения имя - личное название человека, даваемое ему при рождении: знак, причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.[1]

Имя –

1. Личное название человека, даваемое при рождении. (Его имя – Виктор.);

2. Личное название человека с отчеством, а также фамилия. (Не забудем имена героев.);

3. Известность; та или иная репутация. (Писатель с мировым именем. Доброе имя.);

4. Об известном, знаменитом человеке. (Крупные имена.);

5. Название предмета, явления.(Дать имя горной вершине.);

6. Грамматический разряд скланяемых слов. (Имя существительное, имя прилагательное.). [2]

Имя присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности.[3]

Далее, обратились к анализу категории имени и выявили, несколько тенденций. Так, имя изучается в языкознании, в психологии, философии, культурологии, энтографии, фольклористике.

Ономастика – это наука о собственных именах. Она изучает становление, распространение имен, заимствование в другие языки, преобразующих в новых условиях и т.д. [4]

Существует много популярных изданий, которые рассматривают имя, его особенности, характер его влияния на человека и так далее. Мы воспользовались содержанием всех изданий для того, чтобы сделать себе целостное и многоаспектное представление об имени и процессе имя наречения.

Мы обратили внимание на то, что каждый автор, приступая к изложению пытаются [a1]дать определение категории имени. Общим для многих авторов является мнение, согласно которому, имена как особые слова становятся достоянием человечества лишь благодаря языку. И в языческих действиях, и в религиозных образах важное место отводится имени.

Человека зовут определенным образом потому, что имена каждого народа, кто бы Вы ни были, образуют определенный массив специально подобранных слов, приспособленных для именования людей именно вашей национальности или соседей, у которых заимствовали ваше имя. Имена одного народа, употребляющиеся в одном языке, связаны между собой внутренним единством, численно ограничены, системно организованны.

Мы обратили внимание на то, что существует понятие личное имя, нарицательное имя и имя собственное. Личные имена понимаются широко как индивидуальные наименования субъектов, независимо от происхождения этих слов и их взаимоотношения с нарицательными именами данного языка.[5]

Существуют две самостоятельные, однако, достаточно тесно связанные между собою группы собственных имен: имена сложившиеся естественным путем, и имена, искусственно созданные, выдуманные. Вторые, делятся на употребляющиеся в реальной действительности. Наряду с естественно сложившимися именами (придуманные новые личные имена, искусственные фамилии, переименование географических объектов), имена книжные (имена и фамилии литературных героев произведений, название мест действий).

Существует система личных имен, которые выделяют разные исследователи. У исландцев нет фамилии, чеха, поляка, болгарина не называют по отчеству, у некоторых народов океании нет ни фамилий, ни отчеств.

Древние греки, кельты, германцы, славяне, тюрки, имели по одному имени - личному в узком смысле; второе имя могло появляться в некоторых случаях (по занятиям или месту происхождения).

Китайскую антропомистическую систему сегодня составляют такие члены: син – близкое к нашей фамилии, и мин – личное имя в узком смысле, часто двучленное.[6]

В русской сложился порядок: личное имя (в узком смысле); отчество; фамилия.

Еще раз, обращаясь к категории собственного имени, исследователи отмечают, что все собственные имена, в конечном счете, произошли от имен нарицательных. От каких нарицательных имен, где и когда произошли личные собственные имена Василий, Антон, Николай, Анна, Мария и многие другие, которые мы слышим на каждом шагу, которыми зовемся сами. Вот Вера, Надежда, Любовь действительно как-то связаны с нарицательными вера, надежда, любовь. А остальные?

Канонические имена (христианские), рассматривая их, мы заметили в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Вот значения некоторых из них: Андрей – «мужественный», Генадий – «благородный», Никифор – «победоносный», Тихон – «счастливый», Агата – «красивая», Глафира – «изящная», София – «мудрая».

Большинство римских имен также отмечают в людях хорошее: Виктор – «победитель»; Валерий, Валентин – «здоровый»; Пульхерия – «прекрасная».

Старые русские (канонические) имена возникли на иноземной почве и в Х в. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с Византийской царевной Анной, способствовало упрочнению международных связей Руси, помогло русским знакомиться с западной, особенно византийской культурой. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Называть разрешалось лишь узаконенными религией (канонизированными) именами, объявленными настоящими, «правильными» и записанных в специальных книгах «святках». Все прочие имена были объявлены неканоническими (имена людей, исповедующих другую религию или просто языческими). Происходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения их из чужих и трудных для произношения слов в свои, законные, близкие.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку. Встречались случаи присвоения имен против воли родителей. Была такая традиция: называть ребенка именем, которое стояло в церковном календаре против числа, когда он родится.

В некоторых семьях было принято, выбирая имя ребенку, наугад раскрывать календарь или прокалывать его булавкой, останавливаясь на странице с самым последним проколом.

Почти все имена в результате многовекового “обкатывания” в русском языке сделались вполне удобно произносимыми и похожими на другие слова русского языка. Они изменяли свою форму, приспособив ее к условиям русского произношения, склонения, словообразования, но каждое имя сохранило что-то свое.

Среди имен, заимствованных у Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами, но это очень повредило им как именам. Заботливые родители в первую очередь беспокоились о том, чтобы имя, которое они дадут ребенк, не давало повода для всяких нежелательных ассоциаций.

Таким образом, вся эта группа имен на пртяжении долгого времени давались лишь по традиции или в тех случаях, когда отказывались окрестить ребенка другим именем. Их почти не было в городах уже в конце ХIХ в., оставались они лишь в деревне.[7]

Итак, получив информацию о сущности имени, мы убедились в том, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различием его носителя. Исследователи и авторы популярных изданий выделяют некоторые особенности и качества имени, его взаимосвязь с другими характеристиками человека. Так, яростную борьбу вела из-за имен церковь. Уловив целостность имени как социального знака, почти все религии воспользовались им, присвоив себе монопольное право давать имя, придав этому акту религиозный характер и превратив личное имя в символ принадлежности носителя имени к данной религии. Видели огромное значение его в обществе, но, не умея объяснить, приписывали ему божественную силу.

На мистификации имени основаны многие религиозные представления и бытовые суеверия. Сущность их – приписывание имени потусторонней силы. Церковь веками вбивала в сознание русского народа, что «в некрещенном ребенке нет души.» Отождествление «имя – душа» свойственно многим верованиям.

Эскимосы представляют человека как соединение тела, души и имени, из которых имя может избежать смерти.

Мистификации имени диктует и выбор имени – пожеланий. Называют ребенка на том или ином языке Умный, Богатырь и тому подобным, ведь не констатируют в новорожденном эти качества, пока еще неизвестны, а заклинают судьбу, чтобы ребенок вырос таким.[8]

Еще одна группа авторов выделяет цвет имени. По их мнению имя – это ни что иное, как серия глухих и звонких звуков,которые вместе составляют оригинальную «мелодию».

Имя также рассматривается как знак судьбы.

Многие считают, что имя в составе обязывает своего носителя быть таким, а не иным (в связи с определенным смыслом, который люди вкладывают в данное имя им образом определенного человека, им звавшегося). В таком случае не достаточно хорошо обдуманный или обоснованный выбор имени может в какой-то мере повлиять на судьбу именуемого в психологическом плане. Ведь ребенок постоянно слышит, кто и как, с какой интонацией произносит его имя, сравнивает, как звучат имена других детей. Однако этого сопоставления бывает порой недостаточно, чтобы понять, как относятся к данному ребенку, и чтобы он сам для себя сделал соответствующие выводы.[9]

Проанализировав категорию «имя», разобрались в том, что же представляет собой имя, мы приступили к исследованию имянаречения. Многие исследователи в данной области указывают на большую роль имени в жизни человека. Так, американские исследователи, работавшие над проблемой формирования личности, пришли к выводу, что имя играет очень важную роль в жизни человека. Оно влияет не только на настроение, но и на характер, здоровье и даже на судьбу. И этот факт чаще всего подтверждается. Ребенок, чье имя может быть высмеяно, вынужден бороться за нормальное отношение к себе или желание изменить имя.

О важности выбора имени для ребенка говорили еще в древности. В родовой культуре имя к ребенку нередко переходило от родового предка, уже умершего, но существующего «где-то вверху», «где-то рядом».[10] Имя предопределяло не только прошлое, но и настоящее, но и будущее ребенка, поскольку в этом имени была запечетлена воля родителей.

В родовой культуре формировалось хорошо понимаемые её представителями «образы» каждого имени, которыет определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хочет защитить ребенка при наречении.

Ребенку при имянаречении должны были переходить свойства его предка. При обрядах имянаречения обязательно утверждалось: Ты (имя) как твой предок (то же имя!)…

Сталкивались с трудностями – как отличить красивое имя от некрасивого.

Один стремиться дать имя «как у всех»; в старой русской деревне никто не смел выйти из круга 30-40 мужских и 25-30 женских имен, употребляемых там, где он живет. Теперь такие бытовые ограничения не в силе, но и сейчас большинство населения предпочитает давать имена «как у всех».

Другие, напротив стремятся найти имя как «ни у кого». В прошлом такие имена были исключением, да и их связывал заданный святцами готовый перечень.

Антропонимистка Р. Кац, проведя в Стокгольме опрос школьников, «нравится ли тебе твое имя?» получила такие ответы: Марика, Матина, Диза довольны своими именами, потому что «никого в классе так не зовут», а Еспер и Ральф своими именами не довольны … по той же причине, что «никого в классе так не зовут». Обе стороны ошибаются. При выборе имя для ребёнка, не следует гнаться за модой. Необходимо задуматься над тем, что имя дается не на год. Противопоставление редкого частому обманчиво. Самое редкое имя спустя десятилетие может оказаться лишь подчеркивающим возраст. Наивны попытки на оригинальность в придумывании имен. При свободе от государственного вмешательства и от заданного церковью списка имен, выбор имени подчинен могущественной власти обычая и моды, а кто пытается встать над ними, жестко ограничен нормами языка.

Мода на имя – это явление объективное, которое нельзя ни отменить, ни запретить.[11] Связана она прежде всего с психологией. В любом случае, когда имеется проблема выбора, одни люди стремятся к массовому, часто типовому. При этом обычно не задумываются, как будет себя чувствовать ребенок с широко распространенным именем.

Продолжая рассматривать различные подходы к выбору имени, мы обратили внимание на то, что одни имена благозвучны, другие неблагозвучны. Так, девочку рожденную в феврале, хотят назвать Февралина. По звучанию имя гармонично и благозвучно, но часть имени вралина имеет некоторый отрицательный смысл. Звучны и потому красивы многие древнерусские имена и общеславянские имена многих народов нашей страны и зарубежных стран. Звучны потому, что в течении многих тысячелетий они специально культивировались как особые слова, приспособленные для наименования людей.

Выбирая имя по звучанию, один стремиться к тому, чтобы оно начиналось на тот же звук, что и отчество: Николай Никитич, Вера Васильевна. Другие стараются избегать подобных созвучий. Имя с отчеством должны звучать как строка хорошего стихотворения. Также исследователи обращают внимание родителей на то, что системы имен, сложившиеся у каждого народа, формировались тысячелетиями, что имена внутри каждой системы хорошо согласуются друг с другом, а принадлежащие к разным системам имена нередко противоречат друг другу.

Имя дается ребенку, когда ему едва исполнилось несколько дней и когда еще невозможно сказать, каким он вырастет.

Также авторы многих исследований говорят, что выбирая имя для ребенка, необходимо узнать, какие у него сокращенные и ласкательные формы и не является ли оно само сокращенным вариантом другого имени. Учитывают и то, что от имени мальчика со временем придется образовывать отчество.

 

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,что имя действительно влияет на жизнь, судьбу человека. И выбор имени для ребенка такой же важный шаг, как и рождение ребенка.

Итак, в данной части работы мы рассмотрели имя и имянаречение, трактовку в языкознании. Теперь логично обратиться к изучению психологической сущности данных категорий.

 

Имя, как единица структуры самосознания.

С педагогической точки зрения, личность рассматривается как определяемая вклчённостью социальной связи, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.[12]

С психологической точки зрения, личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития.[13]

Осознание самого себя происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок.

Структура самосознания личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Для исследования данной проблемы мы обратились к работам В.С.Мухиной. Она включает имя в структуру самосознания.

Существуют некоторые виды структуры самосознания. Мы, в своей работе, остановились на следующей. Структуру человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка, притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, отношение к правам и обязанностям.

Имя собственное – первое звено в структуре самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

В мифах архаичного человека просматривается момент ожидания появления новорожденного («Вот придет…»), рождения («Вот пришел…») и его становление как члена рода. При этом имя проявляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти – переходя от предка к потомку.

Глубинно, психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. При этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью. В случае депривации имени (оскорбления, насильственная смена имени и другое), человек не только испытывает дискомфорт, но и может отреагировать психоастеническими реакциями или депрессивными состояниями. Обращение к человеку по имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль общения обеспечивают условие успешного взаимодействия и готовности решать общие проблемные задачи.

Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду выгодно отличается от «безымянного» (Вл. Даль) – бродяги, не помнягощяго родства или таящего свое имя.

Самопознание родового человека, безусловно, зависело от его идентификации со своим собственным именем. Для мифологического сознания родовой культуры имя и его носитель представлялись чем-то нерасторжимым. Магия имени не давала возможности убить врага, пока не будет известно его имя (следовало одновременно убить человека и его имя); первобытный воин, настигая свою жертву, требовал: «Скажи свое имя!» Имя, передаваемое внутри рода новорожденному от его предков, в сознании людей охраняло ребенка. В родовой культуре формировались хорошо понимаемые и представляли «образы» каждого имени, которые определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хотят защитить ребенка. Если ребёнку при имянаречении давали имя предка, он постепенно узнавал о своем предке, идентифицировался с ним и надеялся, что лучшие свойства предка станут его свойствами. Имя глубоко входило в личность с мифологическим мышлением, становилось сутью самой личности.

В условиях современной жизни стран европейской культуры имя потеряло остроту мифологического отношения, но одновременно оно сохраняет мощное значение и смысл для его носителя. Имя имеет психологическое значение; оно становиться тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется для обозначения человека самого себя.

Современный взрослый человек из цивилизованного общества также неформально относиться к своему имени, хотя хорошо понимает его знаковую сущность. При необходимости человек может сменить имя. Но в обыденной жизни люди делают это весьма редко.

Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы компания по смене имен так называемых турецких болгар и цыган, привели к личностным кризисам многих людей, которые подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.

Понятие «имя» может иметь иносказательный смысл как выражение известности, достоинств: «Он приобрел имя.», «Человек с именем». Вл. Даль приводит в словесном обиходе выражения, представляющие имя человека как его человеческую сущность. «Я ведь не без имени овца.», «Хорошо тут и там, где по имени зовут.», «Под чужой потолок подведут, так и другое имя дадут.».

Отношение к имени человека, к различным имянаречениям складывается в процессе истории. Оно не статично на все времена. Некоторые значения при имя употреблении в прежнее время канули в Лету, другие сохранились и поныне. «Отношения» ребенка или взрослого со своим именем в разные моменты быта неоднозначны: от «невосприятия» значения обращения по имени, до болезненного напряженного внимания к тому, как произносится имя. Поэтому только тонкая идентификация с ребенком или взрослым других, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает правильное взаимодействие, дает возможность поддерживать человека в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

«Как тебя зовут?» – один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.

Ребенок очень рано идентифицируется с именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребенок отстаивает свое право на имя и протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературных произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С именем ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Толя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенка раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Тонкая идентификация с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность ребенку в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

В наше время имянаречение идет, прежде всего, по благозвучию, по сочетанию его с отчеством. И всё-таки во многих семьях его дают ребёнку в память дедушки или бабушки, в честь достойного подражания человека, и малыш знает об этом и чувствует внутреннюю связь с родственником или достойным красивым человеком.

Имя в детстве ложится в основу человеческого «я». «Я – Петя» - зто начало человеческого самосознания. «Именно я – Петя». А дальше начнёт кристаллизоваться вокруг этого ядрышка – структура самосознания личности.

Имя собственное имеет для каждого ребёнка особое значение. Имя представляет ребёнку особый вид отождествления (идентификация) с предком, с нацией. Старший дошкольник, если только ему объяснили это, знает, к какой национальности он принадлежит. Он может хорошо различать имена своей национальности и отличать их от имен других народов.

С имени начинает развиваться самосознание человека. «Я – Петя» - это не разделимо в сознании. И вдруг: «Иванов!» Отчужденное, ранящее. К своей фамилии в качестве обращения ребёнок ещё не привык. «За что? Что я сделал плохого?» – кричат все чувства малыша.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы обратили внимание, что авторы условно выделяют два рождения личности, где важную роль отводят имени.

«Первое рождение» личности обусловлено следующими событиями в психической жизни ребёнка: он выделяет себя как персону (это происходит в раннем возрасте); формируется самосознание ребёнка, он выделяет себя как носителя определённого имени (имя собственное и местоимение «я» соединяются с определённым физическим типажом); ребёнок начинает отождествлять себя с именем и со своим физическим обликом.

«Второе рождение» личности, связано с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли.

Другие авторы указывают на то, что обобщённое знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей. Сначала дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить своё имя с самим собой. Это подтверждает мысль о том, что ребёнок сначала познаёт себя как некоторый внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, начинает, следуя за взрослым, называть себя, как и другие предметы, своим именем. Лишь к концу второго года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я».

Подводя итог, по материалам представленным в данной главе, мы пришли к следующему выводу: имя является не только принадлежностью того или иного человека, а является также той основной структурой, через которую возможно воздействовать на эмоции ребёнка и, следовательно, на общий эмоциональный настрой ребёнка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: