Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
ИСПО им. К.Д. Ушинского
Колледж «Марьина роща»
Курсовая работа
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста
Выполнила Винидиктова Екатерина Андреевна
Группа: 16ДОд31ш-13
Специальность: 44.02.01
«Дошкольное образование»
Руководитель: Баканова Наталия Евгеньевна
Москва 2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………......3
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни.................................5
2. Особенности развития ребенка 4-5 лет ………………………...….....9
3. Пути формирования здорового образа жизни детей 4-5 лет……….13
Заключение ……………………………………………………………...21
Литература ……………………………………………………………....23
Введение
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Объект исследования - здоровый образ жизни детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений средних дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.
Цель исследования - выявить пути формирования.
Задачи исследования - раскрыть педагогический потенциал дошкольников и семьи по формированию здорового образа жизни в среднем дошкольном возрасте.
1-Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2-Выявить пути;
3-Подготовить рекомендации по процессу формирования представлений средних дошкольников.
Теоретические аспекты здорового образа жизни
Loading…Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также
состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения,
формируемой в детстве. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В это время у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний
и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью
детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех
уровней – биологического, социального и психологического.
Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не
самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и
смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень
здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 – от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого
человека, от образа жизни, который он ведет. Проведенное процентное
соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к
здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей
дошкольного возраста и их родителей
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья
дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети – это
будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения
здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и
прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровье сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен
в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своем организме. На этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Российское общество ныне переживает период существенного обновления всех сфер. Жизнь меняется настолько быстро, что людям непросто отследить происходящие изменения и легко и естественно приспособиться к ним. В особенно сложном положении оказываются дети дошкольного возраста, которым приходится постоянно адаптироваться к новым жизненным условиям.
А ведь именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, интеллект, память, внимание и другие, физические и психические способности, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Особенно важно интеллектуальное развитие дошкольника, которое идет параллельно с физическим. Именно в процессе их параллельного совершенствования у ребенка формируются двигательные действия и положительные установки на будущую учебную деятельность в школе. От физического развития во многом зависит и психическое развитие.
Эта связь особенно хорошо видна, когда рассматриваются возрастные
особенности психического развития. Детский организм, как известно, не
является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом
возрасте организм человека отличается своими особенностями, которые и
определяют его жизнедеятельность, специфику физической и умственной
деятельности. С ростом ребенка особенности эти переходят в качества,
характерные для организма взрослого человека (Л.И. Пензулаева).
Проблема влияния двигательной активности, а значит, и физической
культуры на умственное развитие человека впервые была поднята
физиологами.
Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у средних дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог- родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В настоящее время стоит остро вопрос о состоянии здоровья детей,
которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению школьной программы. Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа
психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной
ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро
нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут
заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми
здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и
семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных
положениях: соблюдение единства целей и задач при воспитании и
формировании основ здорового образа жизни детей; систематичность и
последовательность работы в соответствии с планом работы коллектива;
индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.