Тупик техногенной эпохи истории




На определенном этапе системы «человек» и «социум» сошли с траектории эволюционного, гармоничного развития и оседлали траекторию технического прогресса, целью которого является экономический рост, а результатом - общество потребления, со всеми губительными как для природы, так и для человека последствиями. Скорость развития не совпадает со скоростями развития двух других сопряженных систем: «человек» и «окружающая среда». Такая несогласованность с внутренней и внешней средой разрушает устойчивость (гармоничность) как нижестоящей, так и вышестоящей по иерархии систем, приводя их к деформациям, гипертрофированным формам развития и - как следствие - к экологическим и духовным катастрофам. Источником нарушения устойчивости систем стало превышение темпов техногенного развития над темпами эволюционных процессов внешней среды и неадекватность развития человека в его духовно-нравственной ипостаси.

В частности, бездуховный, ограниченный и весьма агрессивный человек имеет сегодня в руках ракетно-ядерный комплекс, способный уничтожить все живое на Земле, он имеет в руках современную генную инженерию (клонирование, создание новых болезнетворных микроорганизмов и т.д.), он обрел технические возможности ведения экологической и метеорологической войны и т.п.

Дальнейшая эксплуатация парадигмы, господствовавшей в мире в XX-м веке, ставит перед человечеством вопрос, что дальше: «иметь» - знак депрессивного и весьма недолговечного (до 30-50 лет) этапа гибели человеческой цивилизации, Цепляющейся за потребительские ценности, или «быть» - и тогда «среда - общество - человек», функционирующая на взаимообусловленной целостности мира - устойчивости всех человеко-природных взаимоотношений - взаимной безопасности человека и природы.

«Погрязнем ли мы в ценностях потребительской технократической цивилизации или, оказавшись перед лицом кризиса, сможем постигнуть его подлинные истоки, очиститься, мобилизовать волю и интеллект народа на возрождение России?».

Если, по расчетам специалистов, до пика глобального экологического кризиса осталось 30-50 лет, то системный кризис в России уже происходит и стремительно набирает силу. Налицо катастрофическое состояние экономики и социальных отношений, полная дисгармония в отношении «человек - общество - природа», разрушение системы ценностей, нравственных норм, утрата самого смысла жизни. Государство, оказалось, неспособно защитить личность ни физически, ни социально, ни нравственно. Во вступлении в условия глобального кризиса Россия опередила мир на 30-40 лет. «Смешно было бы думать, что страна, народ могут пребывать в таком состоянии обрушения, ожидая, пока в стадию кризиса вступят другие государства, чтобы принимать совместное решение. Выход необходимо искать сейчас, немедленно…».

Фундаментальное знание, возникшее как энциклопедическое, создающее целостное представление о мире, исторически не развивалось. Наука убедила людей, что и без «философствования» можно неплохо удовлетворять свои потребности. Интересно, что, как бы в подтверждение живучести этой бесперспективной тенденции, президиум ВАК (Минобразование России) в июле 1998 г. Исключил экзамен по философии из части кандидатских экзаменов. Действительно, человек за многовековую историю цивилизации многое постиг, учась у природы, и многое создал, пользуясь природой как богатейшей кладовой ресурсов, но, увлекшись дарами внешнего мира, увлекшись успехами по созданию своего искусственного мира, человек забыл о том, что внутри каждого из нас имеется еще более прекрасный мир, располагающий сокровищами духа. Забывая о духовности каждой мысли и каждого действия, о духовности постижения ценностей мира, человек быстро мчится к глобальной катастрофе, вооруженный до зубов достижениями научно-технического прогресса последнего столетия.

«Пронизывающая все полезность и выгода, надежды на скорые новые прорывы в дальнейшем «обуздании» и грабеже Природы делают хронически несвоевременным и затруднительным формирование мировоззренческой альтернативы. Наука, как и власть, одевшись в официальные структуры, раздавая чины и авторитеты, жестко следит за «протоколом». Сращиваясь с властью, она служит ей верой и правдой, создавая десятки направлений различных идеализмом и материализме в, но, в конечном итоге, исповедуя рационализм и как все общества потребления - меркантилизм. В результате Природу растащили по кускам в дисциплинарные ниши, огородили эти ниши разного рода табу, создали локальные языки. Даже философия не избежала этой участи. Все это дает основание усомниться в правильности самого курса цивилизации, доводящего до абсурда фрагментацию личности. Такой курс, по мнению Флоренского, привел к безвыходной ситуации, в которой культура уже не соединяет, а разъединяет людей, ибо она сама оказывается частичной и специализированной».

«Глобальной катастрофе можно противопоставить только глобальное мышление. Нужно оценить мир, в котором мы живем, те степени свободы, которые Природа как высшая по иерархии система установила для социума, координаты и интенсивность нарушения этих границ, избавиться от близорукости, присущей человеку в определении этих целей и приоритетов. Затем, с высоты этой оценки, выстроить мировоззренческую парадигму, позволяющую заглянуть дальше насущных проблем, а не строить прогнозы на основе простой экстраполяции тенденций неправильно оцененного прошлого в ложное будущее, и все это надо делать безотлагательно - время работает сегодня против нас…»




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: