Класс (8-лет. срок обучения) и 5 класс (6-лет. срок обучения) (04.04)




Класс (8-лет. срок обучения) и 5 класс (6-лет. срок обучения) (04.04)

Законспектировать тему.

Тема: «Н. Лысенко. Биография и краткий обзор творчества. Фортепианное творчество»

Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, - украинский композитор и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины. Семья Лысенко Николай Витальевич – выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.

Детство. С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.

Образование

После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.

Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук. Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции – Э. Рихтер, теории – Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.

Начало творческого пути

В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял произведения Моцарта, Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями. Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких известных композиторов, как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.

Одновременно Николай Лысенко организовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.

Творческая карьера

С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. – им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.

Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро. С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».

Творчество

Лысенко Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение – «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко. Далее последовал целый цикл под названием «Музыка к Кобзарю». В него вошло свыше 80 отдельных произведений. Жанры их были разными. Все произведения издавались семью сериями. Последняя вышла в 1901 г. Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины. Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар. В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.

В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно. Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений. В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.

Николай Витальевич создал отдельное направление – детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования. В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год. В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.

Общественная деятельность

Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он – один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.

Смерть композитора

Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском Байковом кладбище.

Фортепианное творчество

Николай Лысенко обращается к фортепианной музыке на протяжении всей своей творческой жизни. Самыми плодотворными являются 2 десятилетия: 70-е и 1900-е годы. Однако этот жанр не стал для композитора основным. Большую роль в его творчестве занимают романсы, хор, оперы, обработки украинских народных песен.

Как известно из биографии, осваивать игру по фортепиано Лысенко начал с раннего детства. Эти занятия продолжались и во время обучения в пансионе, и в студенческие университетские годы. Благодаря этому, Николаю Витальевичу удалось поступить в Лейпцигскую консерваторию на фортепианный факультет и закончить свое обучение через два года. Обучаясь в консерватории, он изучал музыку выдающихся композиторов И.Баха, венских классиков, Шумана, Мендельсона, Листа, Глинки.

Первые фортепианные произведения написаны в консерваторские годы и связаны с фольклором, как его фортепианная сюита. Это народные украинские песни обработаны в форме старинных танцев: прелюдия – «Хлопче-молодче», токката – «Пішла мати на село», сарабанда – «Сонце низенько, вечір близенько», гавот – «Ой чия ти, дівчино, чия ти?», скерцо – «Та казала мені солоха».

В 70-е годы композитор создал около полутора десятка пьес разных жанров, тут и большие формы – соната, два концертных полонеза, две рапсодии на украинские темы; и небольшие пьесы – «Песни без слов», «Мечты», мазурка, баркарола.

Одним из известнейших и наиболее исполняемых произведений Лысенко для фортепиано является Вторая рапсодия. В основе ее лежат народные темы: думка (медленная песня) и шумка (быстрый танец).

В первой части произведения – «Думки» - создан образ народного музыканта-кобзаря. Музыка глубоко народная с имитацией игры на бандуре, лире. В «Шумке» одна танцевальная мелодия сменяет другую. Произведение технически сложное, но его виртуозная не перекрывает лирическое содержание.

Активизируется интерес композитора в 1900-е годы. Он создает около двух десятком пьес. Ведущими в его музыке этого времени становятся образы лирического характера. Это небольшие пьесы, которые воплощают один образ, одно грустное повествование. Например, «Минута отчаяния», «Минута очарования», «Элегия», «Три пьесы», «Кручина».

 

2. Прослушать фрагменты и записать музыкальные примеры в тетрадь:

1. Элегия фа-диез минор, оп. 41.

2. Сумний спів (ре минор)

3. Вторая рапсодия на украинские темы «Думка-Шумка» оп. 18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: