Содержание
Введение …………………………………………………………………………...4
1. Пояснительная записка…………………………………………………………….5
1.1. Виды и сроки практики………………………………………………………......5
1.2. Цели и задачи практики………………………………………………………….5
1.2.1. Задачи учебно-ознакомительной практики………………………………….5
1.2.2. Задачи производственной практики…………………………………………..6
1.3. Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики………………………………………………….……………………………7
1.3.1. Учебно-ознакомительная практика..…………………………………………7
1.3.2. Производственная практика…………………………………………………...7
1.4. Организация практики…………………………………………………………...7
2. Содержание практики……………………………………………………………...9
2.1. Содержание учебно-ознакомительной практики…..………………………... 9
2.2. Содержание производственной практики……………………………………..10
3. Индивидуальные задания ………….…………………………………………….12
4. Инструктивный и методический материал……………………………………...13
5. Формы и методы контроля……………………………………………………….13
6. Требования к отчету по практике………………………………………………..13
7. Подведение итогов практики…………………………………………………….14
8. Материальное обеспечение………………………………………………………14
Приложения…………………………………………………………………….........15
Введение
Подготовка бакалавров в области менеджмента в качестве одной из значимых составляющих эффективности включает практику студентов в организациях. Являясь одним из этапов учебно-воспитательного процесса, практика ориентирована на углубление теоретических знаний, формирование компетенций, необходимых современному менеджеру. Качественная организация и проведение практики позволит выпускникам сократить процесс социальной и профессиональной адаптации в начале трудовой деятельности.
Программа практики является основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов, руководителей практики от академии и организации.
Программа составлена на основе учебного плана подготовки бакалавров по направлению 521500 «Менеджмент», положения о производственной практике студентов ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», решений методического совета академии.
Пояснительная записка
Виды и сроки практики
Производственная практика осуществляется в 8-м семестре и составляет 4 недели.
Цель и задачи практики
Цель практики
Формирование и развитие у студентов компетенций, необходимых для эффективного управления организацией.
Задачи производственной практики
Основными задачами практики являются:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин;
- оценка и анализ миссии и целей организации;
- изучение внешней среды организации, выявление опасностей и возможностей для ее развития;
- изучение производственной структуры, организационной структуры управления;
- анализ технико-экономических показателей функционирования организации и выявление резервов совершенствования ее деятельности;
- оценка и анализ сильных и слабых сторон организации;
- приобретение навыков самостоятельной управленческой и экономической работы в подразделениях организации;
- проведение самостоятельных исследований и сбор необходимого практического материала для выработки навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
- сбор необходимого материала для написания отчёта по практике и выполнение индивидуального задания.
Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций
1.1. Общекультурные компетенции |
ü владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); ü умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); ü готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ü умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); ü стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); ü умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); ü осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); ü способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13); ü владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14); ü владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); ü понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16); ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); ü способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); ü способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); ü способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20); |
1.2. Профессиональные компетенции |
организационно-управленческая деятельность: ü способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2); ü способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); ü способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); ü способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); ü способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); ü способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10); ü способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13); ü владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14); ü способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16); ü способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19); ü знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22); ü знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23); ü способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24); ü способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25); информационно-аналитическая деятельность: ü способность к экономическому образу мышления (ПК-26); ü умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); ü владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); ü умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36); ü умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37); ü способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); предпринимательская деятельность: ü умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48); ü способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50). |
В результате прохождения производственной практики студент должен:
Знать: | ü организационно-правовые формы и состав учредительных документов; ü основные характеристики используемой организацией структуры, распределение функций управления в организации; ü факторы внешней и внутренней среды организации; ü тип производства, состав производственных подразделений и организация взаимосвязей между ними; ü характеристику производимой продукции; ü численность и структуру персонала организации, характеристику этапов процесса управления человеческими ресурсами организации; ü составляющие маркетинговой деятельности организации; ü основные составляющие имиджа, организационной культуры организации; ü характеристику используемых видов планирования; ü используемые в организации формы контроля; ü перечень основных финансово-экономических показателей деятельности организации. |
Уметь: | ü анализировать внешнюю среду организации, критически оценивать ситуацию, определять возможности и угрозы организации; ü оценивать внутреннюю среду организации, определять её сильные и слабые стороны, выявлять резервы роста; ü грамотно выстраивать коммуникации, формируя этичное поведение; ü уметь использовать информационные технологии и компьютерную технику |
Владеть: | ü специальной управленческой терминологией и лексикой; ü навыками системного подхода к анализу проблем организации; ü методами анализа и оценки организационной структуры, организационной культуры и имиджа; ü навыками анализа маркетинговой среды организации; ü навыками самоменеджмента. |
Организация практики
Не позднее месяца до начала практики кафедра готовит приказ о направлении студентов на практику и назначении руководителей практики от кафедры. Все виды практики осуществляются на основе договоров между академией и организациями. Как правило, базы практики для студентов дневной формы обучения должны находиться в г. Хабаровске и Хабаровском крае. При наличии мотивированных аргументов допускается её проведение в других субъектах Российской Федерации.
Перед началом практики в академии проводится собрание по организации прохождения практики в организациях. Собрание проводит кафедра экономики предприятия и менеджмента. Цель собрания – ознакомление студентов с приказом по практике, сроками прохождения практики, порядком организации работы во время практики и представления форм отчётности, заполнение дневника по практике.
Порядок и содержание прохождения практики определяется календарным планом, разработанным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждому виду практики, согласованными с организацией.
На период прохождения практики, в зависимости от стадии подготовленности студентов и возможностей организации, студенты могут зачисляться на штатные оплачиваемые должности по специальности или проходить практику как дублёры (стажёры). Если студент проходит практику в качестве дублёра, то желательно предусмотреть овладение им навыками управленческой и экономической работы на нескольких должностях.
Местами прохождения практики являются различные функциональные подразделения организации, осуществляющие управленческую, плановую, финансовую, маркетинговую и другие виды экономической деятельности.
Основными обязанностями студента в период практики являются:
- прибытие на базу практики в строго установленные сроки с предъявлением путёвки на прохождение практики, дневника практиканта;
- соблюдение календарных сроков прохождения практики;
- регулярное заполнение дневника практики;
- своевременная подготовка разделов отчёта;
- защита отчёта по практике в установленные сроки.
Руководитель практики от академии обязан:
- провести беседу со студентами, направляющимися на практику с целью ознакомления с организацией;
- согласовать и уточнить программу практики, исходя из особенностей организации;
- обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и работы студентов в организации;
- оказывать помощь студентам в выполнении программы практики;
- проверить отчёт по практике и организовать его защиту;
- участвовать в подведении итогов практики.
Руководитель практики от организации должен:
- изучить программу практики и организовать её выполнение;
- ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;
- содействовать в получении материалов в соответствии с программой и индивидуальным заданием;
- проверить и подписать отчёт по практике;
- составить письменную характеристику на студентов-практикантов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из академии как имеющие академическую задолженность.
Содержание практики
В процессе преддипломной практики должны быть изучены следующие вопросы.
1. Общая характеристика организации. 1.1. История создания и развития организации 1.2. Цели и задачи организации 1.3. Организационно-правовая форма организации, состав учредительных документов, их характеристика. 1.4. Структура организации, характеристика состава подразделений и их взаимосвязей. |
2. Управление организацией. 2.1. Изучение внешней среды организации (по СТЭП-факторам и факторам конкурентного окружения). 2.2. Управленческое обследования внутренних сильных и слабых сторон организации по следующим направлениям. 2.2.1. Производство: а) состав производственных подразделений. Организация взаимосвязи производственных подразделений. Оценка эффективности производственной структуры; б) характеристика производимой продукции (услуг); в) организация процессов основной деятельности: тип, форма организации, характер и структура операционного цикла; г) характеристика вспомогательных и обслуживающих подразделений: состав и соответствие задачам организации. 2.2.2. Человеческие ресурсы: а) характеристика динамики численности и структуры персонала; б) характеристика системы набора, отбора, подготовки и повышения квалификации персонала; в) стимулирование труда персонала. 2.2.3. Маркетинг: а) характеристика ценовой политики; б) характеристика каналов распределения товаров (услуг); в) характеристика способов стимулирования продаж. 2.2.4. Организационная культура и имидж: а) характеристика основных составляющих имиджа; б) оценка уровня социальной ответственности и этичности поведения организации. 2.2.5. Менеджмент: а) характеристика используемых видов и форм планирования: стратегическое, текущее, оперативное и бизнес-планирование; б) характеристика организационной структуры; в) распределение функций в аппарате управления по подразделениям и внутри подразделений; г) характеристика процесса контроля исполнения планов. 2.2.6. Экономические результаты деятельности организации: а) характеристика состава основных финансово-экономических показателей; б) динамический и стратегический анализ показателей; в) выявление факторов, влияющих на динамику показателей. 3. Проведение исследования по теме индивидуального задания. |
Индивидуальные задания
В ходе прохождения производственной практики студент выполняет научно-исследовательскую работу по индивидуальному заданию. Тема индивидуального задания выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого перечня (Приложение 1) и согласовывается с руководителем практики от кафедры. Наряду с актуальностью разрабатываемой темы для организации, она должна иметь прикладной характер и освещать один из аспектов экономики и управления организацией. Предложения студента по выбранной теме исследования должны быть апробированы в организации.
По выбранной теме необходимо:
- подобрать литературу теоретического и методического характера;
- составить план работы, который должен состоять из трёх разделов: теоретического, аналитического, проектного;
- изучить теорию, собрать фактический материал в организации, проанализировать его.
При выполнении индивидуального задания студент должен показать умение самостоятельно работать с теоретическим, методическим, фактическим материалом, продемонстрировать способность к исследовательской работе. Выполнение индивидуальных заданий в период практики готовит студентов для более успешного освоения теоретических дисциплин, которые будут изучаться в дальнейшем.
Выполненные работы могут быть использованы для подготовки докладов на студенческих научных конференциях, в научной работе студентов, написании курсовых и дипломной работ.