Сердечно-сосудистая система. Дошкольники




Дошкольники

Соответственно этому, комплексный показатель умственной работоспособности у них почти в 3 раза был ниже, а частота случаев выраженного утомления - почти в 3 раза больше аналогичных показателей у детей контрольных групп. В то же время дети экспериментальных групп наряду с акцентуацией различий в неблагоприятных показателях работоспособности, демонстрировали лучшие показатели скорости и точности корректурной работы. Так, если по сравнению с эталоном различия в скорости корректурной работы у детей экспериментальных групп составляли всего 8,4 знака, то по сравнению с детьми контрольных групп эти различия увеличились до 19 знаков. Не менее значимыми стали их преимущества и в точности корректурной работы: число ошибок на 100 знаков в экспериментальных группах меньше относительно их числа в эталоне в 1,2 раза, а относительно их числа в контроле - в 1,6 раза. Связывая воедино результаты вариантов выполненного анализа, можно констатировать следующее:

- применяемая в старших группах ДОУ экспериментальная педагогическая технология по объему двигательного компонента

адекватна возрастной биологической потребности детей в двигательной активности;

- экспериментальный вариант обучения оказывает благоприятное воздействие на умственную работоспособность детей старших групп ДОУ, улучшая ее количественные и качественные характеристики;

- существенные различия в фоновых показателях умственной работоспособности у детей сравниваемых коллективов не позволяют оценить в должной мере влияние экспериментального варианта обучения

на сопротивляемость детского организма учебному утомлению.

Младшие школьники

Сопоставление изучаемых показателей, как с эталонными значениями, так и сравнение их между собой у первоклассников экспериментальных и контрольных коллективов (табл.4.2.1) позволяет характеризовать детей экспериментальных классов как более работоспособных и менее подверженных неблагоприятному воздействию учебной нагрузки по сравнению с детьми контрольных классов. В пользу такой характеристики свидетельствует наличие у детей экспериментальных классов:

– лучшей точности корректурной работы (меньшее число стандартизованных ошибок при выполнении корректурных тестов: 6,3

– против 7,8 в эталоне и 9,5 в контроле);

– большего числа корректурных работ,выполненных без ошибок

– (34,1% против 27,1% в эталоне и 18,9% в контроле). [Оба показателя отражают большую сохранность внимания на уроках у школьников экспериментальных классов;

– меньшей распространенности сдвигов работоспособности, соответствующих усилению возбудительных процессов (10,2% против 18,2% в эталоне и 23,6% в контроле);

– меньшей частоте проявлений невротизма повышенной и особенно высокой степени (соответственно 64% и 0% против 77,4% и 7,5% в эталоне и 92,0% и 16,0% в контроле);

– меньшей распространенности неблагоприятных изменений артериального давления (АД) в конце учебной недели (25% против 36,7% в эталоне и 52,4% в контроле);

– меньшей величины индекса пропусков занятий по болезни (0,65 против 1,73 в эталоне и 2,97 в контроле).

В то же время среди детей экспериментальных классов несколько большее число предъявляло жалобы на усталость (50% против 46,9% в эталоне и 44% в контроле), а также испытывало потребность в дневном сне (42,9% против 36,7% в эталоне и 24,0% в контроле) и реализовывало эту потребность (17,9% против 14,5% в эталоне и 8,0% в контроле). Выявленные тенденции, скорее всего, являются следствием большей работоспособности детей экспериментальных классов, которая достигалась, главным образом за счет определенного напряжения организма и большей вовлеченности детей в учебный процесс.

Заслуживает внимания и тот факт, что среди учащихся экспериментальных классов, по сравнению с контролем, выявлено почти в 1,5 раза меньше детей с I- ой, т.е. высокой группой работоспособности (20,7% против 35,2% в контроле). А согласно данным литературы (Еремеев А.М., 1982), группы работоспособности тесно сопряжены (коэффициент корреляции 0,73) с уровнем познавательных возможностей учащихся.

Существенных различий по влиянию экспериментального и контрольного режимов на стиль жизни первоклассников (их распорядок дня) не выявлено, в обоих случаях он был далек от здорового, что проявлялось дефицитом сна, пребывания на воздухе, нерациональной организацией двигательного режима у подавляющего большинства учащихся как экспериментальных, так и контрольных классов.

 

Из таблицы видно, что к третьему классу (впрочем, как и на втором году обучения), у школьников обоих сравниваемых коллективов, показатели скорости и точности корректурной работы улучшаются. И это является естественным проявлением совершенствования аналитических и синтетических функций ЦНС детей по мере их взросления. У школьников экспериментальных классов это сопровождается повышением комплексного показателя умственной работоспособности (коэффициент "П"), а у детей контрольного коллектива - снижение данного показателя. Выявленные различия говорят об адекватности экспериментального обучения функциональным возможностям ЦНС большинства учащихся и большей вовлеченности их в учебную деятельность по сравнению со школьниками контрольных классов. Благоприятная динамика прослежена у учащихся экспериментальных классов и по суммарной частоте сдвигов работоспособности, соответствующих развитию явного утомления, а также по частоте неблагоприятных реакций АД. Частота обоих показателей 3- классников экспериментальных классов снижалась. У школьников контрольных классов все указанные показатели, напротив,ухудшились. Увеличились с 26,6% до 42,8% соответствующие утомлению сдвиги работоспособности при возрастании частоты выраженного утомления с 12,9% до 20,7%. Неблагоприятные реакции АД нарастали с 48,3% до 64,3%, что почти в 3 раза превысило распространенность таких реакций среди 3-классников экспериментальных классов (22,7%). По сути, у учащихся контрольных классов от второго к третьему году обучения сформировался комплекс показателей, критериальных для констатации у них развития явного утомления (снижение комплексного показателя работоспособности, увеличение частоты утомления сильной и выраженной степени, нарастание неблагоприятных реакций АД – вегетативного компонента выраженного утомления учащихся).

Главное отличие режима дня школьников экспериментальных классов видим в большей сформированности у них к 3-му классу навыков самостоятельной учебной работы. Она проявляется в том, что среди 3-классников экспериментальных классов уменьшается число детей, превышающих гигиенический регламент затрат времени на приготовление домашних заданий (табл.4.2.10). Причем, это происходит за счет увеличения у них средней продолжительности приготовления домашних уроков (с 1ч20 мин до 1ч 48 мин), которая, однако, не выходит за рамки установленного для этого возрастного норматива (до 2ч). В то же время, большая интенсификация учебной деятельности детей экспериментальных классов, которая складывается из большей вовлеченности их в учебный процесс на уроках (см. коэф."П" в табл. 4.2.9), а также из больших у них затрат времени на домащние задания, обусловливает увеличение среди них числа детей, которые испытывают потребность в дневном сне (с 12 до 21,7%) и реализуют эту потребность.

Итак, сравнительный анализ изменений функционального состояния у школьников от 2-го к 3-му году их обучения по экспериментальной и традиционной технологиям выявил оптимизацию большинства оцениваемых показателей у школьников экспериментальных классов в противоположность контролю, где преимущественно те же показатели ухудшались.

К наиболее значимым положительным изменениям при экспериментальномобучении относим:

- снижение частоты неблагоприятных реакций АД;

- уменьшение случаев утомления детей на уроках;

– стабилизацию индекса пропусков занятий по болезни.

Положительная динамика именно этих показателей отражает непосредственное воздействие увеличенного двигательного компонента в учебном процессе на состояние гемодинамики, неспецифической резистентности и сопротивляемости детского организма учебному утомлению.

Полученные у 3-классников экспериментальной группы результаты позволяют оценить экспериментальную технологию как потенциально здоровьесберегающую, направленную, прежде всего, на профилактику сосудистой патологии, острой заболеваемости, нарушений нервно-психического здоровья у школьников.

 

Рассматривая изменения распространенности функциональных расстройств и болезней органов пищеварения (XI класс МКБ-10), в целом можно отметить улучшение показателей заболеваемости детей, посещающих бследованные ДОУ, и ухудшение показателей заболеваемости школьников обеих обследованных школ. Исключение составляют учащиеся контрольного класса школы №43, где частота случаев патологии органов пищеварения существенно уменьшилась, но, по-видимому, это связано с уменьшением в этом классе количества наблюдаемых детей на 6 человек, большинство из которых страдало болезнями желудочно-кишечного тракта. Следует указать, на уменьшение распространенности среди школьников функциональных расстройств пищеварительной системы при повышении частоты хронических болезней, что свидетельствует о неблагоприятных тенденциях — переходе функциональных.расстройств в хроническую патологию.

Анализ изменений распространенности функциональных расстройств и болезней глаза (относящихся по МКБ-10 к VII классу болезней глаза и его придаточного аппарата) показал, что уменьшилась частота встречаемости патологии глаза среди школьников-учащихся контрольного класса школы № 24 за счет уменьшения количества детей, страдающих косоглазием. В остальных наблюдаемых группах детских садов и классах существенных изменений не произошло. Следует отметить, что в экспериментальных группах детских садов и классах) с самого начала наблюдения распространенность патологии глаза была выше (250%о -308%о против 103%о -150%о. в контрольных группах). Исключение составляет контрольный класс школы №24, в котором распространенность косоглазия в 2000 г. составляла 250%о, но в 2001 г. снизилась до 90,9 %о Проведено изучение изменений распространенности невротических расстройств и расстройств поведения среди обследованных (в 2000г. и 2001г.) детей контрольных и экспериментальных групп Рассматривая изменения распространенности невротических функциональных расстройств и расстройств поведения (по МКБ-10 V класс -

«психические расстройства и расстройства поведения»), можно отметить улучшение показателей заболеваемости детей, посещающих экспериментальные группы детских садов и экспериментальные классы школ №24 и №43, и ухудшение показателей заболеваемости дошкольников и школьников контрольных групп и классов.

 

Рассматривая изменения распространенности невротических функциональных расстройств и расстройств поведения (по МКБ-10 V класс - «психические расстройства и расстройства поведения»), можно отметить улучшение показателей заболеваемости детей, посещающих экспериментальные группы детских садов и экспериментальные классы школ №24 и №43, и ухудшение показателей заболеваемости дошкольников и школьников контрольных групп и классов.

Сердечно-сосудистая система

 

 


 


 

 

Изучение состояния сердечно-сосудистой системы у детей контрольной и экспериментальной групп выявило ряд различий. Среди детей контрольной группы достоверно чаще отмечаются номотопные нарушения ритма сердца. Среди детей 5-7 лет, воспитанников детских садов отмечен высокий процент лиц с синусовой тахикардией, особенно среди девочек (23,5% случаев в контрольной группе, против 6,7% в экспериментальной). Значительно чаще выявляется тахиаритмия (10,5% против 5,0%- у мальчиков; 5,9% против 3,3% -у девочек); брадиаритмия, которая у мальчиков контрольной группы выявлялась в 5,9%, тогда как в экспериментальной группе данный синдром не регистрировался. Среди девочек-школьниц 1-2 классов контрольной группы в 14,3% случаев отмечалась выраженная синусовая аритмия, в 9,5% - тахиаритмия; среди их сверстниц экспериментальной группы данные нарушения не выявлялись. Нижнепредсердный эктопический ритм чаще выявлялся у мальчиков контрольных групп: среди школьников 2-3 классов - в 15,2% случаев, среди детей 5-7 лет - в 15,8%, чем среди их сверстников экспериментальных групп (7,4% и 0%, соответственно).

Обращает на себя внимание более высокая распространенность среди детей контрольных групп, особенно среди мальчиков, таких синдромов как нарушение процессов реполяризации миокарда (т.н. «инфантильные» зубцы VТ), отклонение электрической оси сердца вправо, синдром замедленного возбуждения«наджелудочкового»гребешка»,преобладание потенциалов миокарда правого желудочка (ЭКГ-признаки гипертрофии миокарда правого желудочка). Данные синдромы характерны для детей раннего возраста (т. н. «детский тип») и могут свидетельствовать обопределенной морфофункциональной незрелости сердечно-сосудистой системы.

Изучена динамика функциональных отклонений Сердечно-сосудистой системы у 128 детей контрольной и экспериментальной групп, первично осмотренных в 2000г. Анализ показал, что почти у половины детей экспериментальных групп, как у школьников (в 42,6% случае), так и у воспитанников детских садов (в 47,2% случаев)через год наблюдения отмечается улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, тогда как в контрольной группе процент таких детей не превышал 17,6-19,1.

Тревожным является тот факт, что у части детей отмечалось ухудшение состояния, что может свидетельствовать об отсутствии адекватной коррекции отклонений, выявленных при первичном осмотре. В экспериментальных группах число таких детей в 1,6-1,8 раза было ниже, чем в контрольных. Процент таких лиц среди школьников составил, соответственно, 19,1 и 35,3; среди воспитанников детских садов - 29,8 и 47,1.

Проведенный анализ выявил высокую распространенность функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы среди дошкольников и младших школьников г. Сыктывкара, что отражает общую тенденцию роста кардиоваскулярных расстройств у современных детей. В тоже время, частота встречаемости отдельных синдромов в 2-4 раза выше, чем среди московских сверстников, что может свидетельствовать о более выраженной дисфункции вегетативной нервной системы обследованных детей в период их роста и развития.

Среди детей, обучающихся традиционно, достоверно выше процент лиц с явлениями морфофункциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, дисфункцией вегетативной нервной системы. Через год наблюдения у каждого третьего школьника и каждого второго дошкольника отмечалось ухудшение состояния, что может свидетельствовать об отсутствии

адекватной коррекции выявленных отклонении; среди детей экспериментальных групп данные показатели почти в 2 раза ниже. По данным динамического наблюдения среди детей экспериментальных групп в половине случаев отмечается улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, что в 2,7 раза превышает число детей в группах традиционного обучения. Учитывая, что одним из основных компонентов экспериментальной технологии является увеличение двигательной активности в процессе обучения, отмечаемые положительные сдвиги в состоянии детей можно расценить как снижение проявлений гипокинезии, что ведет к нормализации функционального состояния регуляторных систем организма и улучшению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, дети экспериментальной группы изначально в большей степени подвержены риску возникновения отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, поскольку достоверно больше их родилось недоношенными с осложнениями в родах у матерей, имеющих соматическую патологию и перенесших токсикоз второй половины беременности. Достоверно меньше детей экспериментальной группы получали полноценное грудное вскармливание, которое в условиях северных регионов является ведущим фактором, формирующим здоровье ребенка не только первого года, но и последующих нескольких лет. Достоверно больше детей экспериментальной группы проживают в семьях с доходом ниже прожиточного, что неизбежно оказывает влияние на состояние их здоровья.

По-видимому, исходное состояние здоровья детей сыграло определенную роль в выборе родителями формы обучения:они отдали предпочтение группам, а в дальнейшем и классам, где обучение проводится в условиях сенсорно-развивающей среды.

Анализ распространенности хронических заболеваний и функциональных отклонений выявил значительно более высокий уровень общей патологической пораженное детей в г. Сыктывкаре по сравнению с их сверстниками-москвичами, обследованными той же бригадой врачей по тем же методикам. К концу годового периода наблюдения отмечено уменьшение заболеваемости дошкольников, посещающих обследованные детские сады. Имеются предпосылки к улучшению состояния здоровья учащихся экспериментальных классов,однако клинически выраженная недостаточность витаминов в рационе питания всехшкольников препятствует эффективному осуществлению оздоровительных и коррекционных программ.

Результаты годичного динамического наблюдения свидетельствуют об уменьшении распространенности невротических расстройств и расстройств поведения среди дошкольников и младших школьников, посещающих экспериментальные группы детских садов и экспериментальные классы школ, в отличие от детей контрольных групп и классов, где частота встречаемости указанных расстройств здоровья увеличилась.

На основании динамического наблюдения установлено, что | распространенность функциональных нарушений и болезней костно- мышечной системы среди обследованных детей контрольных и экспериментальных групп детских садов и экспериментальных классов школ уменьшилась, в то время как в контрольных классах школ показатели увеличились.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: