Составные психологии успеха




Введение

 

Для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых особенно эффективно выступает успех.

Именно успех придает силы, веру и возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования адекватной самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно.

Доказано, что в основе активного творческого самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

«Успех - споринá в деле, в работе; удача, удачное старанье, достиженье желаемого» - такую дефиницию понятия предлагает В. И. Даль, определяя при этом слово «споринá» как успех, удачу, выгоду, прибыль, прок, рост.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «успех» истолковывается как «удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе».

Успешность - это процесс воплощения жизненного смысла, значимого для личности и культуры. Существуют субъективно-личностные (мотивация к достижениям, способность формулировать и достигать цели, распознавать значимые жизненные смыслы и воплощать их в реальность, способность проектировать будущее и управлять жизненными событиями) и социо-культурные (особенности менталитета и актуальной социальной ситуации, гендерные установки, сценарии родительской семьи и особенности семейного воспитания) детерминанты успешности. Субъективно-личностные детерминанты успешности имеют больший потенциал для осознанного достижения состояния успешности.


Понятие «успеха»

 

Рассмотреть успех в профессиональной деятельности и сделать соответствующие личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает знания и представленные в опыте умения и навыки, утверждается во взглядах, убеждениях и ценностных ориентациях. Однако источником развития личности становится не только процесс осуществления деятельности, но и ее результат, переживаемый личностью как индивидуальное достижение, как успех. Именно осознание индивидуальных личных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой и внешними обстоятельствами, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

Успешный результат деятельности, переживаемый растущим человеком как индивидуальное достижение, окрыляет его, вселяет ему веру в себя, в свои силы и возможности; вдохновленный успехом ребенок берется за выполнение более сложного дела, действует увереннее, проявляет инициативу, творчество и изобретательность, совершенствуется в учебном и личностном плане.

Говоря об успехе, исследователи имеют в виду не столько удачу (напомним, что именно так определяется успех в толковых словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова), сколько хорошую результативность (или впечатляющие результаты) в достижении намеченных целей и задач, а также связанное с этим индивидуальное осознание и общественное признание полученного человеком (или группой людей) результата.

Переживания, сопровождающие достижения успеха, определяют нравственно-психологическое самочувствие человека, обусловливают темпы и направленность его саморазвития, стимулируют социальную активность личности.

«Успех» и «достижение» являются ключевыми словами в этом определении.

Успех - это, как уже отмечалось, прежде всего, переживание чувства радости от достигнутого, то есть успех здесь выступает как особое эмоциональное состояние, порожденное достижением желаемой цели.

Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная как самим человеком, так и значимыми для него субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, признание которого может быть как внешним - общественным, так и внутренним - индивидуальным.

Высоко оценивая образовательную и развивающую роль успеха, психологи справедливо считают, что стимулировать познавательную активность человека можно с помощью создания ситуации успеха.

Для того, чтобы определить суть этой идеи, следует, прежде всего, уточнить смысл и значение понятия «ситуация».

В словаре практического психолога дано определение ситуации как системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность.

К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение.

В психологическом словаре понятия «ситуация» и определяется так: ситуация - совокупность внешних условий и факторов, воздействующих на человека и обуславливающих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями.

А. С. Белкин, разделяя понятия «успех» и «ситуация успеха», пишет, что ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация, по А.С. Белкину, - это то, что способен организовать учитель, переживание же радости успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны.

А. С. Белкин пишет, что «ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом».

П.И.Пидкасистый утверждает, что ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни. Мы не можем согласиться с таким определением рассматриваемого понятия, поскольку оно противоречит общепринятой трактовке понятия «ситуация» (совокупность условий), то есть в нем отсутствуют даже признаки ситуации.

Близкое к этому определение понятия дает В.Ю.Питюков, по мнению которого, ситуация успеха - это также субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и совершается в жизни.

Е.В.Коротаева отмечает, что активизация деятельности может возникнуть вслед за ее стимулированием. Стимулирует, прежде всего, и больше всего ожидание-предвкушение радости, связанной с будущим успехом. И стимулирует учитель, создавая ситуацию успеха.

Другими словами, каждый человек, исходя из собственного профессионального и творческого потенциала, определяет тот путь, который обеспечивает организацию условия для достижения ситуации успеха.


Составные психологии успеха

 

Известны следующие результаты исследований, посвященных характеристикам мотивации достижений:

· высокая мотивация к достижениям сопровождается высокой активностью в своем сообществе, устойчивостью к социальному давлению, предпочтением компетентных людей, а не друзей в качестве партнеров (Д. МакКлелланд);

· людям с высокой мотивацией достижений свойственно острое осознание быстротечности времени (Р. Кнапп);

· одним из центральных личностных образований, связанных с мотивацией к достижениям, является настойчивость как целесообразное упорство (М.В. Матюхина, Т.Ф. Иванова);

· мотивация достижений как надежда на успех в норме связана с высоким интеллектом (В. Н. Дружинин).

Исследования Д. МакКлелланда, проведенные еще в 1950-х гг., показали, что людям с высокой мотивацией к достижениям интересно в первую очередь достижение как таковое, а не внешнее поощрение данного достижения. На основании этого нами сделан вывод о том, что современная популярная литература по теме успешности, ориентирующая на прямое финансовое обогащение, будет популярен, прежде всего, среди читателей с низким внутренним уровнем мотивации достижений, в то время, как людей с изначально высоким уровнем мотивации достижений интересует содержательный успех.

Характеризуя влияние успеха (неуспеха) на различные виды деятельности человека, Е.В.Коротаева отмечает следующие позитивные моменты: переживание успеха внушает уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на обще отношение человека к окружающему миру. Успешность той или иной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходима в учении. Однако переживание успеха может быть вызвано различными причинами. Учитывая это, Е.В.Коротаева соотносит между собой такие понятия, как успех в учении и успешность учения.

По ее мнению, если успех - это эмоциональное переживание, то успешность - это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Успех переживается как однажды, так и многократно, успешность всегда имеет протяженность во времени.

И А. С. Белкин, и Е.В.Коротаева считают, что успех влияет на формирование личности субъективно. Значимость его определяется нормами, установленными заранее: ученик каждый раз должен сверять свои достижения с предложенным уровнем. При этом необходимо учитывать, что одинаковое по степени сложности учебное задание, успешно выполненное отличником и «средним» учеником, может потребовать от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей энергетической активности, больших, наконец, временных затрат, следовательно, его достижения и оцениваться должны как более значимые.

Е.В.Коротаева подвергает справедливой, критике оценку ситуации успеха с точки зрения философской концепции прагматизма в связи с тем, что сторонники этого учения абсолютизируют роль успеха, превращают его в главный критерий полезности всех действий, производимых человеком, забывая при этом, что зачастую человек может извлечь хороший урок из своих ошибок (в ряде исследований по проблеме ситуации успеха отмечается целесообразность «ситуации неуспеха», побуждающей человека к активным действиям, к преодолению возникающих трудностей, к отказу от благодушия, самоуспокоенности). Соглашаясь с этой точкой зрения, А. С. Белкин, пишет, что успех необходимо рассматривать в диалектическом единстве с неуспехом: «Он (неуспех) - пишет А. С. Белкин - всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще, а ребенку-школьнику в особенности постичь всю глубину успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом, разумеется, особенностей личности, ее способности к преодолению неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех - формировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать». Стремление к успеху становится, по мнению А. С. Белкина, условием преодоления неуспеха. В.Ю.Питюков пишет, что ситуация неуспеха - это «субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому». И вновь не обнаруживаем в этом определении признаков собственно ситуации, хотя вывод об органическом единстве ситуаций успеха и неуспеха, бесспорен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: