Оглавление
Введение 3
Правовая Природа Дел, Вытекающих Из Публичных Правоотношений. 4
Регулирование Административного Судопроизводства В Рф. 7
Распределение Бремени Доказывания В Административном Судопроизводстве. 9
Роль Суда В Административном Производстве. 11
Заключение 14
Введение
Тема моей курсовой работы выбрана в связи с появлением в Российском законодательстве нормативного правового акта, который вносит изменения и дополнения в осуществление правосудия в Российской Федерации. С 15 сентября 2015 года начал действовать подписанный Президентом Российской Федерации федеральный закон от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», определяющий порядок рассмотрения в судах дел, вытекающих из публично-правовых отношений. До принятия Кодекса административного судопроизводства рассмотрение дел, вытекающих из публично-правовых отношений, осуществлялось в соответствии с нормами, которые содержались в Подразделе III Гражданского-процессуального кодекса. Административные дела не были какой-то особой категорией дел и рассматривались по нормам гражданского судопроизводства. Регулирование Подраздела III не сильно отличалось от общих норм, применяемых к рассмотрению гражданских дел.
В данной курсовой работе будет рассматриваться вопрос необходимости и целесообразности выделения административного судопроизводства в отдельную категорию со своим, обособленным от гражданского процесса регулированием. Необходимо выяснить, почему административный процесс, по мнению законодателя, должен отличаться от гражданского и как это может повлиять на практику правоприменения по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Особое внимание в работе будет уделено природе дел, завязанных на отношениях публичных и частных субъектов, а также особенностям регулирования, которые законодатель установил для осуществления судопроизводства данной категории дел.
|
Правовая природа дел, вытекающих из публичных правоотношений
Гражданское судопроизводство разделяется на виды: исковое, особое, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, приказное и т.д. В данной работе особое внимание будет уделено именно производству по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Сущность данной разновидности дел заключается в том, что суды в предусмотренном законом порядке разрешают не только административные дела, но и дела, связанные с конституционными, налоговыми и другими публичными правоотношениями (жалобы на решения избирательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости). Названием данного вида производства подчеркивается, с одной стороны, публичный характер отношений, являющихся объектом судебного разбирательства, с другой стороны, участие в деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа общественного объединения). Государство должно охранять права и законные интересы своих граждан. Но в то же время оно в лице своих органов, должностных лиц, государственных служащих способно нарушить эти права. При разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви предусматривается система сдержек и противовесов. Это позволяет в частности судебной власти осуществлять контроль законности нормативных актов, законности применяемых к гражданам действий должностных лиц и государственных служащих. Судебный порядок рассмотрения и разрешения подобных дел в научной литературе называется «административной юстицией»[1]
|
Существует несколько подходов к определению понятия административной юстиции. Одни полагают, что нет оснований отделения данного производства от искового (Ю.С. Шемшученко, В.С.Стефанюк), другие считают, что необходимо обособить данный вид производства ввиду его особенностей (Н.М. Коркунов). Основным отличием административного производства от гражданского, на мой взгляд, является различие в природе требования, которое лежит в основе спора о праве. Наличие материально-правового требования в основе спора является чертой гражданского производства, поскольку разбирательство проходит между двумя равными субъектами, и суд в данном случае разрешает вопрос о том, чье материальное требование должно быть удовлетворено. В рамках административной же юстиции также имеется спор о праве, но в основу этого спора положено иное требование, отличное от тех, что присутствуют в гражданском судопроизводстве. Суд должен разрешить не только спор о праве, но и спор о законности оспариваемого нормативного акта или определенного решения органа, государственного служащего, должностного лица. В рамках подобного производства суд призван провести некий надзор над законностью деятельности органов и должностных лиц, чьими действиями могут быть нарушены права и законные интересы. Таким образом, можно предположить, что в основу выделения административного производства как отдельного производства положена природа спора, который существует между тяжущимися сторонами.
|
Еще до внесения в Государственную Думу РФ проекта Кодекса административного судопроизводства возникали вопросы о том, что необходимо отечественной судебной системе: создание специализированных судов или же просто обобщение регламентации рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. На данный момент мы можем видеть, что новой самостоятельной структуры судов не появилось, а законодательное регулирование рассмотрения интересующей нас группы дел содержится в нормах КАС РФ. Наличие обособленного законодательного закрепления административного производства вполне может служить основанием для признания его отдельным от исковых производств. Такое законодательное обособление административного производства может объясняться традиционно несколькими правовыми обстоятельствами: 1) неравноправным положением участников (сторон) в рассматриваемых (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны - гражданин, не имеющий таких полномочий; 2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля законности действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях - к организациям. Указанными двумя причинами обуславливается способ возбуждения дел данной категории - путем подачи административного искового заявления. По своей сути административное исковое заявление мало чем отличается от обычного искового заявления по ГПК. КАС уделяет особое внимание некоторым формальностям при составлении административного искового заявления, предусматривает более подробную регламентацию процедуры подачи этого заявления для дальнейшего возбуждения дела. Соблюдение всех этих формальностей позволяет разрешить спор намного быстрее, поскольку не приходится отвлекаться на несоблюдение формы или процедуры, т.к. они подробно регламентированы КАС РФ.
Разобравшись с особенностями природы дел, вытекающих из публично-правовых отношений, можно непосредственно перейти к анализу законодательного регулирования административного судопроизводства и найти особенности, которые позволяют считать, что административное производство может считаться обособленным от обычного искового по ГПК РФ.