Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы




Вид устного изложения исторического материала учителя в зависимости от характера познавательной деятельности

Уровни познавательной деятельности:

- репродуктивный (все монологические формы изложения)

- продуктивный (рассуждение, беседа, диалог, проблемное изложение)

-творческий (дискуссия) - новое в способах достижения.

Монолог, Диалог (внутренний и внешний).

Виды устного изложения:

Объяснительно-иллюстративное - требуется сформировать основной запас знаний, при изучении объемных теоретических вопросов (низкая познавательная активность учеников)

- рассуждающее - учитель формулирует задачи и с помощью диалога приходит к выводам

-проблемно-формулирующие - формулировка проблемы. Требования проблемного изложения: достаточное количество информации, нет подсказок, учитывать степень подготовленности класса, оптимальный темп изложения.

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методыи ллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов еще называют вербальными (от лат. verbalis -- устный, словесный). В 20--30-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению "готовых знаний". Против таких попыток выступала Н.К. Крупская. В отзыве на рукопись статьи Б.П. Есипова "О терминологии методических приемов" она писала: "Его (словесный метод. -- И.Х.) нельзя выбросить за борт в самой разновейшей школе: это естественный метод обучения, передачи мысли словами". Каковы же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы

Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической значимости.

2. Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа.

Рассказ-это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в начальных классах при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная.

По целям выделяется несколько видов рассказа:

Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого - подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.

Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (10 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне.

В процессе подготовки и проведения рассказа опытные учителя руководствуются такими дидактическими требованиями:

- всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ учителя;

- четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме. Именно, внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира;

- предусматривать ознакомление с новым материалом в начале урока, когда дети еще бодры, не устали;

- обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;

- концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;

- знакомить детей с планом содержания рассказа, излагать материал в строгой системе, логично;

- выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления, концентрировать на них внимание детей;

- подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры, необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

- излагать материал доступно для учащихся, эмоционально, выразительно, в занимательной форме;

- излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда нужно сформулировать вывод, определение, правило: избегать употребления слов типа:,,как сказать,,,значит,,,это самое и т.п.

- активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;

- изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из учебника или учебного пособия;

- обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений;

- изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями, тсо;

- повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В лекции используются приемы устного изложения информации: поддержание внимания в течение длительного времени, активизация мышления слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.

Беседа - очень распространенный способ обучения, который можно применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседу проводят в тех случаях, когда есть основания для беседы, то есть учащиеся имеют некоторые сведения и знания об изучаемом материале. Беседа позволяет связать учебный материал с личным опытом ребенка. В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые знания и связывают их с сообщаемым учебным материалом. Учитель имеет хорошую обратную связь. По вопросам и ответам ученика он видит, что ребенок понимает и чего не понимает. Поэтому в ходе беседы он может вносить коррективы, изменять глубину и объем материала, давать дополнительные сведения. Беседу проводят в любых классах, однако преимущественное значение она имеет в начальном обучении. Первоначальные научные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Она наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании младшего школьника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на уроке в начальных классах начинается с беседы, которая ставит своей целью связь нового с изученным материалом, с тем, что известно детям.

В обучении используется в основном беседа двух типов: катехизическая и эвристическая. В начальном обучении катехизическая беседа используется преимущественно при проверке и оценке знаний учащихся, закреплении, а также при анализе прочитанных текстов.

Эвристическая беседа как правило, приводится с целью сообщения новых знаний. Вопросы и предполагаемые ответы стоят таким образом, что они подводят мысль ученика к новым положениям, выводам. У учащихся возникает субъективное впечатление, что они сами делают открытия. В настоящее время этот вид беседы широко используется в проблемном обучении.

Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания предполагаемых ответов учащихся. Вопросы учителя должны быть четко поставлены, без лишних, поясняющих слов. Не следует повторять вопрос в различных формулировках. Изменять формулировку вопроса нужно исходя из ответов учащихся, если обнаруживается, что дети недостаточно понимают содержание вопроса или недостаточно активны. Не рекомендуется давать наводящие, подсказывающие, поясняющие вопросы для получения быстрых ответов. Подобный характер вопросов можно использовать в обучении с целью организации определенного пути в рассуждениях ученика. Вопросы должны предусматривать определенную логическую форму мысли: переход от общего к частному, от единичных и конкретных фактов к общим положениям, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие операции мышления.

Учащихся нужно приучать к полным ответам, особенно в начальных классах. Формулировка под руководством учителя четких, понятных по содержанию и форме изложения ответов является одним из важных средств развития логического мышления учащихся. В начальных классах важно научить ребенка в ответе излагать все содержание мысли. Задача учителя при любой форме ответа состоит в том, чтобы получить информацию от учеников на заданный вопрос и понять, правильно ли он мыслит. Ответ ученика может не совпадать полностью с содержанием его мысли. Иногда ученик неглубоко понимает учебный материал и не может сформировать ответ, в других случаях не умеет правильно словесно сформулировать ответ, хотя учебный материал понимает. И конечно, бывают случаи, когда ученик, особенно младший школьник, мало задумывается о сущности изучаемых понятий и положений, а старается угадать, какой нужен ответ на заданный вопрос. Преимущество беседы как метода обучения в том, что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика. Дополнительными вопросами уточняет ход мысли ученика и тем самым получает хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных свя-зей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

- активизирует учащихся;

- развивает их память и речь;

- делает открытыми знания учащихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

1. Проблема методов обучения. 2. Устное изложение. Понятие «словесные методы». 3. Приемы и средства конкретизации. Беседа на уроках истории. Перед учителями-практиками встает вопрос: как учить детей? Этот дидактический вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Методы обучения помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод является связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей. Под методами следует пони- мать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей Хотелось бы подчеркнуть, что в педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Метод обучения – это сложное, многомерное, многокачественное образование. В нем находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики – взаимообратная. В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Речь идет об общих для всех дидактических положениях, принципах и правилах. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Соотношение объективного и субъективного в педагогике трактуется достаточно широко. Естественно, что через метод больше всего проявляется индивидуальное мастерство учителя истории. В педагогической науке существуют различные точки зрения по вопросу о классификации методов обучения. Критерием здесь выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении, форма реализации объема знаний. Ни один метод обучения не является универсальным. В советской школе наиболее распространены были методы словесные, наглядные и практические. В методике обучения истории нет единого мнения о методах обучения. Имеющийся разброс хорошо показан А.А. Вагиным. Свидетельством нерешенности проблемы является отсутствие глав о методах обучения в двухтомной методике обучения. Систематизировать методы обучения истории попытался И.Я. Лернер. Он исходит из того, что метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой совместную деятельность учителя и ученика. Поэтому каждый метод должен определять преподавательскую и учебную деятельность одновременно. Учение – прежде всего познавательная деятельность, в процессе которой происходит усвоение знаний. Методы призваны характеризовать специфический для них способ усвоения и организации этого усвоения (познания). На начальной стадии формирования знаний способу усвоения информации соответствует объяснительно-иллюстративный метод. Его сущность заключается в организации осознанного восприятия готовой информации учащимися разными средствами и приемами. Он состоит в привлечении наглядной изобразительности, в устном изложении информации и предъявлении документальных и художественных текстов. При этом учитель пользуется устным словом, письменным текстом, видео, памятниками материальной и духовной культуры или их воспроизведением в макетах, копиях и символической наглядностью. Вторым методом обучения является репродуктивный метод. Его смысл – в конструировании заданий на воспроизведение, выборе необходимого количества упражнений в педагогически оправданной системе, а затем репродуцировании, т.е. воспроизведении действия учеником в соответствии с заданием. Это может быть пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы, упражнение на счет лет до и после н.э. и т.п. Здесь слово, наглядность, текст и практическая деятельность служат средствами репродуктивного метода. И.Я. Лернер подчеркивает, что можно знать, уметь, но не быть готовым к творческой деятельности, если не усвоен ее опыт. Усвоить его можно только в процессе решения проблем и проблемных задач. В этом случае используется исследовательский метод. Сущность его – в конструировании или выборе проблемы и проблемных задач и предъявлении их в определенной системе для самостоятельного решения учеником. При исследовательском методе ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. Формы этих доступных учебных исследований могут быть различны: маленькая текстовая задача, более длительное исследование по истории школы, улицы, микрорайона, где живет ученик. Во всех случаях сущность метода одна – организованное усвоение опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний. Проблема и проблемные задачи могут конструироваться словесно, по кино- и видиофильму, картине, на основе документов, художественной литературы и объектов, показанных во время экскурсии. Это не вносит никаких принципиальных изменений в сущность метода. Исследовательский метод при его применении предполагает, что ученик уже владеет необходимыми умениями и навыками. Важное место в преподавании истории занимает частично-поисковый, или эвристический, метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы. Особое место в преподавании истории занимает метод проблемного изложения, состоящий в том, что учитель ставит проблему и цепью рассуждений, изложением материала раскрывает решение этой проблемы так, чтобы показать противоречивый ход решения, трудности, которые встречаются на пути, способы и варианты их преодоления. Он должен показать всю противоречивость и сложность процесса познания, его извилистый подчас путь. Этот метод используется при раскрытии сложных проблем. Объяснение учителя в данном случае является образцом научного познания. Проблемное изложение сочетается с частично- поисковым. В данной классификации, как мы видим, важная роль отводится деятельности учащихся, высок удельный вес поисковой работы. Вместе с тем, считает С.А. Ежова, эта классификация отделяет методы от содержания, мало внимания уделяет форме методов обучения. Исследование проблемы методов обучения продолжается на основе комплексного подхода. Актуальным остается вопрос о взаимосвязи методов обучения с целями обучения и содержанием образования. Методы обучения в школе зависят от методов исторической науки, основы которой преподаются на уроках истории. Методы обучения и методы научного познания взаимосвязаны. Несмотря на большие и серьезные перемены, происходящие сегодня в школе, проблема методов отодвинута на второй план. Тем не менее наиболее распространена классификация методов по источникам приобретения знаний. Источники, как пишет С.А. Ежова и др., основа решения первостепенной задачи обучения истории – формирование исторических знаний. Повседневная практика работы учителя знает лишь... три пути познания – познание исторических явлений путем восприятия живого слова учителя, познание путем восприятия наглядного материала и путем чтения (А.А. Вагин). Названные источники используются для эффективного решения задач формирования знаний учащихся, их воспитания и выработки умений и навыков работы с историческим материалом, в том числе и овладения приемами научного познания, а также применения знаний и умений в практической учебной деятельности. Работая над развитием исторического мышления, необходимо опираться на активные методы познания. На уроке главная роль принадлежит живому слову учителя. От того, каким будет это слово, во многом зависит успех обучения истории. В методике существует понятие «словесные методы». В него входит не только устное изложение, беседа, но и чтение и разбор различных исторических текстов: учебников, научной литературы, документов и т.д. Одно время в методической литературе словесные методы подвергались критике как якобы пассивные. Однако, на наш взгляд, это заблуждение. Слово учителя может и должно будить мысль учащихся, побуждать их к напряженной умственной работе. Пассивным может быть только такое слово, которое несет в себе мало мыслей, выражает их нечетко, смутно или преподносит исторический материал и обобщения в виде непререкаемых истин, предназначенных для заучивания. Вопрос: активны или пассивны словесные методы – абстрактен. Ни один метод сам по себе не активен и не пассивен. Все зависит от того, как, для чего, при каких обстоятельствах он применен. Лучше всего словесные методы разработаны А.А. Вагиным. Он подчеркивает, что живое слово на уроке выступает в монологической (изложение исторического материала учителем или учеником) и в диалогической (беседа) форме. Слово учителя на уроках истории, во-первых, выполняет информационную или повествовательно-описательную функцию: воссоздать историческое прошлое в целостной картине. Во-вторых, оно доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Изложение исторического материала является прекрасным средством научить школьников думать. Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам и оценкам, понятиям, давая образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации. Логическая функция дает возможность подвести учащихся к научному пониманию исторических явлений. В-третьих, слово воспитывает. В реализации этой функции устного слова особое значение имеет облик самого учителя, знание им предмета, общая культура, контакт с классом. Наконец, в-четвертых, нельзя забывать о прочности впечатления, оставляемого живым словом в сознании школьника. Ученики хорошо запоминают яркий рассказ учителя. Часто в их памяти на долгие годы сохраняется и звук голоса учителя, и убедительность его интонаций. Умение рассказывать и объяснять чрезвычайно важно для учителя истории. Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение. Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях. Рассказ – это сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях, об исторических деятелях. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. Детализация места действия возбуждает воображение школьников. В виде рассказа учитель излагает материал, во-первых, при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное значение. Например, восстание Спартака, открытие Америки Колумбом, Грюнвальдская битва, Куликовская битва, осада и штурм Измаила, взятие Бастилии, Бородинское сражение, событие 9 января 1905 г., события 1917 г. в России, события Великой Отечественной войны, события 19-21 августа 1991 г. и др. Во-вторых, когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении. Так, для формирования представлений о народном характере Отечественной войны 1812 г. показывается героическая борьба партизан. Изучая в 5 классе источники рабства в Древней Греции, учителя используют персонифицированный рассказ, который ведется от имени нескольких рабов, о том, как каждый из них попал в рабство. В-третьих, рассказ учителя вооружает школьников историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Так, рассказ в 11-м классе о Восточно-Прусской операции в теме «Завершение военного разгрома гитлеровской Германии. Восточно-Прусская операция» подводит учеников к пониманию места, роли и значения данной военной операции, они могут сделать вывод о ее особенностях и трудностях, которые встали перед советским командованием. Рассказ учителя применяется во всех классах, но чаще в 5-9-х. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в старших и средних классах различно. В первом концентре в изложении нового материала важное место занимает рассказ. Во втором концентре возрастает роль объяснения. Описание – изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Описание имеет объект, но не имеет сюжета. На уроках истории оно является распространенным видом устного изложения: показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий и т.д. Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, политическим управлением и т.д. На уроках истории можно дать описание внешнего облика Москвы XVII в. с ее узкими улицами, деревянными теремами, усадьбами бояр, крепкими избами купцов, Красной площадью и т.д. Такое описание ставит задачу дать картину Москвы. В данном случае – это картинное описание. Но учитель может сосредоточить внимание учащихся на концентрическом расположении города и характеристике его основных частей – Кремля, Китайгорода, Земляного города, ремесленных слобод и т.д. Такое описание идет путем анализа объекта и может быть названо аналитическим. Очень часто один и тот же описательный материал в зависимости от приемов из- ложения может в одном случае лечь в основу аналитического, в другом – картинного описания. Достаточно часто описание перерастает в характеристику. Так, описывая государственное управление Российской империи начала XVIII в., учитель не только перечисляет новые государственные учреждения и должности, созданные при Петре I, но и подчеркнет самые существенные черты государственного аппарата: регламентация всех сторон жизни, бюрократизация управления, связь с абсолютизмом и т.д., наконец,


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: