ПРОГРАММА производственной практики
студентов 3 курса
Согласно учебному плану данный вид практики осуществляется на шестом семестре в течение двух недель.
Цель практики: создать условия для овладения студентами профессиональными знаниями, умениями, навыками, соответствующими уровню квалификации «Социальный работник».
Задачи практики:
- изучить социальную ситуацию в микрорайоне;
- выявить различные категории клиентов отделов социальной службы;
- участвовать в профессиональной деятельности социального работника.
Решение поставленных задач требует от студента:
1. Сбора и анализа информации о социальной ситуации в микрорайоне (социально-экономическая, экологическая, социально-культурная и пр. характеристика);
2. Выявить цели, задачи, направления и принципы деятельности социальной службы и ее отделений, определить основные категории клиентов;
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности социальной службы и ее специалистов;
4. Выявить аспекты взаимодействия социальной службы с общественностью, с социальными институтами конкретного микрорайона;
5. Изучить особенности организации социального обслуживания людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей без определенного места жительства, малообеспеченных групп населения, семей- клиентов социальной службы и др. категорий клиентов;
6. Овладеть методикой оказания адресной социальной помощи клиентам, участвовать в организации и осуществлении патронажа, в обследовании семейного, материально-бытового положения клиентов и др.;
7. Изучить особенности этического взаимодействия социального работника и клиента на начальном этапе социального обслуживания клиента, оказания первичной помощи, оказания долговременной помощи;
8. Применить индивидуальный подход к решению трудной жизненной ситуации клиента;
9. Совершенствовать коммуникативные, аналитические, диагностические, прогностические, организационные, координационные умения;
10. Развить творческий подход к выполнению профессиональных задач.
Организация практики.
Студент обязан перед началом практики (не менее, чем за месяц) оформить заявление на имя зав. кафедрой теории и технологии социальной работы о направлении на производственную практику (Приложение 13). Если база практики находится вне г. Самары, то к заявлению прикладывается направление с базы практики на имя зав.кафедрой с подтверждением готовности руководства принять студента на период прохождения практики и обеспечить его условиями для достижения цели практики.
Перед началом практики (за одну неделю) со студентами проводится установочное собрание, на котором: утверждаются сроки проведения практики, время проведения практики, график прохождения практики, время итоговой конференции по результатам практики; студенту вручается «Направление на практику» (Приложение 5).
Содержание практики.
В период практики студент выступает в качестве стажера социального работника. Это позволяет будущему специалисту социальной работы расширить представление о социальной работе в социальных службах.
Студент направляется на базу городских и районных Управлений социального обслуживания и защиты населения, Центров «Семья», «Подросток» и др. социальных служб районов г. Самары, где знакомится с организацией социального обслуживания различных категорий клиентов конкретного района города, реализаций социальных программ, овладевает основами документирования, принимает непосредственное участие в деятельности социального работника и различных отделений социальной службы.
Форма отчетности.
По результатам прохождения практики студенты предоставляют куратору: д невник практики (Приложение 14), о тчет по практике (Приложение 15); характеристику на студента (Приложение 16).
По окончании практики традиционно проводится итоговая конференция.
Обязательные задания студентам.
1. Изучить и проанализировать технологический стандарт (структура социальной службы, основные направления деятельности, состав специалистов и т.д.).
2. Познакомиться с работой отделений социальной службы.
3. Выяснить должностные обязанности социального работника, план и специфику его работы, систему оплаты (размер заработной платы, льготы и компенсации), условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска и др.).
4. Составить социальный паспорт района (Приложение 17).
5. Разработать план проведения рабочего совещания с руководителями отделов социальной службы.
6. Реализовать акцию для клиентов социальной службы.
7. Совместно с социальным работником принять участие в осуществлении патронажа, в обследовании семейного, материально-бытового положения клиентов и др. (в зависимости от возможностей социальной службы) (Приложение 18).
8. Оформить документацию на клиентов (Приложение 19).