Посадка “инвалидов-колясочников”.




Вступление

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый Российским обществом и государством в обеспечении доступной среды для граждан, до сих пор остаются “острова” практически не охваченные доступной средой. Одним из таких островов являются железные дороги.

Так исторически сложилось, что в СССР и РФ существует 2 стандарта на высоту платформ – низкая и высокая. Высоких платформ в стране мало, они в основном сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, с исключениями в Московской и Ленинградской областях, Нижнем Новгороде, Сочи\Адлере, Минеральных водах, Владивостоке (исключая платформу Военное шоссе). В прочих регионах они встречаются редко, эпизодически. Большая часть страны использует низкие платформы.

При этом уровень пола в вагонах опять же по историческим причинам высокий, из-за этого большая часть страны вынуждена преодолевать более метра по крутым лестницам для посадки в вагон электропоезда. Поезда с высоким уровнем пола называются высокопольными.

К сожалению сейчас в стране отсутствуют правовые нормы, позволяющие использовать средние платформы и низкопольные поезда. Именно поэтому, нами (Дмитрием Кречетовым и мною) с целью просвещения граждан, их объединения и внедрения в эксплуатацию “посадки в одном уровне” созданы:

  • группа в ВК “низким платформам – низкопольные электропоезда” – https://vk.com/ru_lf_train;
  • петиция на change.org “Требуем заказывать на узлы с низкими платформами электропоезда с низким полом.” - https://chng.it/v8jdRBBkMx;
  • инициатива на РОИ “Низкопольные поезда в регулярную эксплуатацию” - https://www.roi.ru/58701/.

 

Описание проблемы

Как было сказано ранее, в СССР и РФ исторически сложилось всего 2 стандарта на высоту платформы и один стандарт на высоту уровня пола в вагоне. На иллюстрации ниже синим показаны низкие платформы, красным высокие, темно-красным уровень пола в вагоне. Масштаб соблюден по высоте, по горизонтали с целью упрощения восприятия не выдерживается. Также не показаны выдвижные ступеньки.

Рис. 1. Уровень пола в вагоне и высота платформ. Исторически сложившаяся ситуация.

 

Поскольку на территории большей части страны используются низкие платформы, а в ряде случаев посадка происходит с уровня головок рельсов, а то и вовсе с земли, то для многих категорий пассажиров доступ в вагон становится испытанием. Проблема осложняется тем фактом, что на многих поездах отсутствует нижняя выдвижная ступенька и поручни. Эта ситуация показана на рисунках 2 – 5.

Также не является выходом из сложившейся ситуации и строительство высоких платформ, из-за дороговизны их строительства и обслуживания. Вдобавок высокие платформы всё равно на 300 мм ниже уровня пола в вагоне, который как оказалось лишь условно стандартный. По факту встречаются значения в 1400 (серии ЭР2/9, ЭД2/4/9, ЭП2Д/3Д, ЭС1 и ЭС2 “Ласточка”), 1320 (ЭГ2Тв “Иволга”) и 1280 (ЭШ2) мм от УГР. Строительство высоких (ВСМ) платформ возможно в редких, исключительных случаях и связано с колоссальными расходами из-за необходимости обеспечить пропуск негабаритных грузов.

Поэтому регулярно встречается ситуация с неподходом вагонов к платформе, она показана на рисунках 6 - 8.

Рис. 2. ЭР2К на о.п. Молодежная, Пермь. Вагон высокопольный, платформа низкая.

Это классический для СССР электропоезд с уровнем пола около 1400 мм от УГР, и наличием нижней ступеньки, облегчающей посадку с низких платформ.

Рис. 3. ЭС1 на презентации в Новосибирске. Вагон высокопольный, платформа низкая. 2014 год.

Модный новодел Siemens Desiro RUS, он же Ласточка. Обратите внимание на высоту уровня пола на примере женщины и мужчин. Выдвижные ступеньки всегда будут в грязи и не содержат поручней.

Рис. 4. ЭП3Д на станции Грязи-Воронежские, уровень пола высокий, платформа низкая.

Это дальнейшее развитие советских ЭР2\9, с уровнем пола 1400 мм от УГР. Отличие в том, что нижней ступеньки, показанной на фото 2 НЕТ!!! Из-за этого до первой ступеньки надо каким-то волшебным образом преодолеть целых полметра. Т.е. в новых поездах условия доступа в вагоны стали хуже.

 
 

Рис. 5. ЭС1 на станции Невьяновск, 2019 год.

Как видно на фото, за 5 лет добавились поручни, на которые по прежнему летит грязь. Но посадка с низких платформ в Ласточки по прежнему является проблемой. Siemens Desiro RUS не приспособлена для России!

Рис. 6. Неподход вагона к платформе. ЭД4М, Сочи.

Высота уровня пола 1400 мм от УГР, высота платформы 1100 мм от УГР, как результат возникает ступенька в 30 см. По горизонтали же имеется провал в “яму” от комбинированного входа. Комбинированным входом называется вход, рассчитанный на низкие и высокие платформы.

Из-за данной ступеньки в 30 см, замедляется процесс посадки-высадки, снижается экономическая эффективность перевозок ж\д транспортом.

Рис. 7. Неподход вагона к платформе. Москва, 2020 год, МЦД, ЭГ2Тв “Иволга”.

Встречается и обратная ситуация - уровень пола в вагоне оказывается ниже уровня платформы. Она встречается реже, чем ступенька в 30 см, но всё же встречается. Чаще всего данная проблема вызвана нарушением ПТЭ ЖД – опускают уровень рельсов для создания иллюзии “посадки в одном уровне”.

Решение проблемы.

Изучая накопленный опыт иностранных государств и стран бывшего СССР удалось найти дешевое, эффективное и совместимое с существующей инфраструктурой и поездами решение. Оно заключается в использовании средних платформ и низкопольных поездов.

Посмотрим ещё раз на нашу схему. Добавилась средняя платформа, и поезд с низким уровнем пола. Они показаны зелёным цветом.

Рис. 8. Уровень пола в вагоне и высота платформ. Перспективная ситуация.

 

Строительство средних платформ дешевле строительства высоких платформ. Но намного важнее не капитальные затраты, а затраты операционные. Здесь экономический эффект от использования средних платформ многократно выше.

Применение средних платформ и низкопольных поездов позволяет осуществлять посадку в одном уровне, а значит ускорить данный процесс, что положительно скажется на экономике пригородных, городских, межрегиональных ж\д перевозок.

Средние платформы совместимы с существующими поездами:

· Уровень нижней ступеньки ЭР2/9, ЭД2/4/9, ЭП2Д/3Д всех серий и модификаций совпадает с высотой средней платформы;

· Уровень ступеньки в пассажирских вагонах локомотивной тяги также совпадает с высотой средней платформы;

· Уровень выдвижной ступеньки электропоездов Ласточка также совпадает.

На рисунках 9-15 показаны примеры организации посадки в одном уровне с использованием средних платформ в разных странах.

Рис. 9. Skoda 451/452 (EM 475.1/475.2), Прага, Чехия.

Поражает воображение тот факт, что один из первых низкопольных поездов в мире был создан в ЧССР в одно время с советским ЭР1. Данные поезда начали строиться в конце 60-х и последние из них были списаны только в 2018 году и теперь используются только для “покатушек” любителей ж\д.

 

Рис. 10. Skoda 7Ev, город Ческе-Будеёвице.

Данные составы пришли на смену серии 451/452. Горизонтальный зазор между вагоном и платформой перекрывается выдвижной ступенькой.

 

Рис. 11. Siemens Desiro ML (Ласточка), Хайнбург-на-Дунае, Австрийские ЖД.

Поезд совместим со средними платформами, горизонтальный зазор перекрывается выдвижной ступенькой. Поражает факт, что на этой же платформе по заказу ОАО РЖД создан электропоезд Siemens Desiro RUS, именуемый Ласточка (ЭС1, ЭС2 – электропоезд Сименс). РЖД умудрилось сделать абсолютно непригодный для эксплуатации в РФ высокопольный поезд. Ещё факт- выдвижные ступеньки переделывали уже трижды!

Рис. 12. Электропоезд, ЭПг на станции Минск-Пассажирский, 2015 год.

Поезд является производимым по лицензии вариантом платформы Stadler FLIRT. Имеется вторая выдвижная ступенька для посадки с низких платформ. Дети могут войти в вагон самостоятельно, в отличии от ситуации на рисунке 2.

 

Посадка “инвалидов-колясочников”.

Сейчас выбрана ошибочная стратегия по использованию дорогостоящих и медленных в работе подъёмников.

По факту, их использование не представляется возможным, потому, что развертывание занимает длительное время, что приведёт к срыву графика движения. Так, развертывание, подъём и свертывание займут в лучшем случае 5 минут. Стоянка поезда занимает 1, максимум 2 минуты. Значит это срыв графика. Ввиду наличия графика, скорее всего вместо 5 минут стоянки на станции, стоянка займёт 15 минут для того, чтобы пропустить другой поезд. И само собой разумеется надо заранее обращаться в РЖД.

Скорее всего людей в лёгких колясках будут заносить на руках. Что делать с моторизованными колясками неизвестно. Поднять человека в ней даже вдвоём невозможно.

Таким образом мы получаем имитацию доступности на ЖД транспорте.

Выходом из ситуации является использование пандусов\настилов и в исключительных случаях подъёмников. Стоимость пандусов минимальна, они просты в использовании, а самое главное позволяют осуществлять посадку\высадку без срыва графика.

 

Рис. 13. Имитация доступности с помощью подъёмника.

 


Рис 14. Пандус на ж\д.

Хорошим выходом является использование пандусов. Они дешевы как по капитальным инвестициям, так и по операционным затратам. Они невероятно просты в использовании, их развертывание не занимает много времени

В случае, если платформа узкая, пандус можно разместить не поперёк, а вдоль.


 

Воплощение в жизнь

Для воплощения в жизнь идеи посадки в одном уровне необходимо по первых внести изменения в правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) в России. К счастью, данный документ попал в механизм регуляторной гильотины, и средние платформы внесены в проект новых ПТЭ. Ранее они были внесены в ГОСТ 9238-2013 п. 5.1.6, но этого было недостаточно.

Рис. 15. Выдержка из ГОСТ 9238-2013 п. 5.1.6.

 

Уровень пола в вагоне может быть опущен до 600 мм согласно ГОСТ Р 55434-2013 “Электропоезда”, п 4.3.

Рис. 16. Выдержка из ГОСТ 55434-2013, п. 4.3.

 

Затем необходимо внести изменения в целый ряд ГОСТов, ФЗ и распоряжений ОАО РЖД. Подавляющее большинство изменений носит косметический характер и не потребует инвестиций.

Данная работа проведена нашей группой и выложена в группе по адресу https://vk.com/topic-187896666_39788280

 

Но гораздо важнее заставить РЖД строить средние платформы и закупать низкопольные поезда. Об этом в следующей главе.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: