МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по направлениям подготовки
Издательское дело (бакалавриат)
профиль «Книгоиздательское дело»
Симферополь
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовой работы по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело (бакалавриат)» / Шум О. Ю.; кафедра рекламы и издательского дела факультета информационно-полиграфических технологий ТА (структурное подразделение) ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». ― Симферополь: [б. и.], 2016. ― 16 с.
Методические рекомендации включают разъяснения и указания по написанию, оформлению курсовой работы, а также ее подготовке к защите.
Предназначены для студентов-бакалавров специальности 42.03.03 «Издательское дело».
© ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2016 |
СОДЕРЖАНИЕ
Общие требования к курсовой работе……………………………………3
Систематизация собранного материала…………………………………. 5
Структура курсовой работы....................................................................... 5
Оформление основного текста.....…………………………………..….… 8
Оформление списка литературы…………………………………………10
Нумерация…………………………………………………………………11
Оформление приложений, таблиц и рисунков………………………….12
Проверка в системе «Антиплагиат» и защита курсовой работы………13
Приложения………………………………………………………………..15
Общие требования к курсовой работе
Курсовая работа представляет собой завершенную научно-практическую разработку, которая состоит из двух или трех разделов, в которых материал располагается по принципу «от теории к практике».
Первый раздел обычно является чисто теоретическим. В него включаются результаты анализа научных и методологических источников по теории редакторской подготовки издания того вида литературы, который избрал автор работы. В процессе написания теоретического раздела следует показать, как развивалась рассматриваемая им область знаний, кто из учёных внёс вклад в исследование данной проблемы, какие противоречия имеются между различными положениями, утверждениями и т. п. В ходе исследования и сопоставления разных точек зрения, автор курсовой систематизирует круг актуальных вопросов по исследуемой теме, намечает пути их возможного решения, формирует терминологическую основу исследования, а также выявляет аспекты, наиболее полезные и практически важные для подготовки собственных разработок.
Целесообразно ознакомиться с библиографическими списками, включенными в учебные программы, в учебники и учебные пособия по редактированию и другим профилирующим дисциплинам. Из электронных источников следует обратить внимание на базы данных Российской книжной палаты; сайт «Книжные издательства России»; библиотеку электронных изданий Центра дистанционного образования; базу данных ВИНИТИ.
При освещении исследуемой проблемы не допустимо вводить в состав текста содержание учебников, учебных пособий, монографий, ресурсов интернета без соответствующих ссылок на источник. Использование заимствованных цифровых данных, таблиц, рисунков и текстовых фрагментов должно обязательно сопровождаться ссылками на источник, даже в том случае, когда текст пересказан своими словами.
Следующий разделявляется теоретико-практическим. В нем с опорой на теоретические положения на конкретных примерах раскрывается специфика рассматриваемой научной проблемы; анализируются издания того вида литературы, над которым работает автор; описывается процесс редакторской работы над авторским оригиналом: правка фактического материала, языка и стиля, совершенствование логики и композиции текста, разработка справочного аппарата.
Поскольку в этой части обосновывается выбор материала для издания или переиздания, именно здесь может быть представлен обзор маркетинговой ситуации на книжном рынке, выявлены читательские потребности.
В практической части (третий раздел) в зависимости от темы автор может представить часть отредактированного авторского текстового оригинала или собственные разработки концептуальных частей издания.
Проще говоря: первый раздел – общая теория, второй – анализ «чужих» изданий, третий – собственные разработки и предложения по изданию или переизданию. Другое дело, что на начальном этапе можно ограничиться только теорией и анализом «чужих» разработок, но уже на следующем этапе свои соображения нужно вносить обязательно.
Систематизация собранного материала
Весь собранный на материал должен быть осмыслен с точки зрения общей концепции работы (она заявлена темой), систематизирован и изложен по разделам в соответствии с составленным планом.
Научное изложение в курсовой работе выполняется в академическом подстиле (подвид научного стиля), формально-логическим способом (цепь рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности).
Текст академической научной работы – это безличный монолог, в котором не используется авторское «я». Его заменяет авторское «мы», которое позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления (подразумевается: «мы с коллегами», «мы с научным руководителем» и т. п.), или безличные конструкции («думается», «можно предположить» и т.п.).
В тексте научной работы, написанной в академическом подстиле, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, использовать эмоционально окрашенные и экспрессивные слова и выражения («замечательное издание», «это чудесное решение» и т.п.), тропы. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор, и из достоинства работы превращается в ее недостаток.
Параллельно с научным изложением теоретических изысканий подготавливается практическая часть: элементы моделирования издания или макет его концептуальных составляющих, части отредактированной рукописи, разработки электронных приложений к печатному изданию, предложений по художественно-техническому оформлению и др.