Экстраверт, сильный, неуравновешенный, подвижный




Практическое занятие №9

Тема: Определение интроверсии-экстраверсии.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: психологию личности; особенности психических процессов человека. Проанализировать развитие личности, структуру личности. Уметь решать ситуационные задачи и определять черты характера и свойства темперамента и отличать проявления интроверсивного и экстраверсивного поведения.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения. Повысить мотивацию изучения психологии.

3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом. Развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации.

Подготовка к занятию:

1. Изучить лекционный материал и дополнительную литературу.

2. Составить краткий конспек с ответами на следующие вопросы:

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществе, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для самого человека и окружающих.

Кроме понятия «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того присутствуют или отсутствуют они у данного человека, то есть еще понятие «индивид», которое также присуще каждому человеку. Понятие «индивид» - это биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, то есть индивидом мы рождаемся.

Индивидуальность – это понятие, которое также характеризует человека. Оно наиболее узкое из всех. Индивидуальность – это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого.

3. Напишите результат ваших предыдущих самодиагностики, вы интроверт или экстраверт.

4. Пройдите тестирование и запишите результаты в тетрадь.

Интроверт – это человек

1) молчаливый, робкий, неэнергичный, ориентированный на свой внутренний мир

2) энергичный, разговорчивый, напористый, ориентированный на внешний мир, любит шумный и веселые компании

Характер человека полностью зависит от факторов внешней среды

1) верно

2) не верно

Первый этап волевого акта

1) Осознание цели и стремление достичь её.

2) Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.

3) Принятие одной из возможностей в качестве решения.

Сознательная регуляция человеком своего поведения, деятельности – это

1) внимание

2) воля

3) сознание

Испытываемая человеком необходимость в чем – либо, называется

1) потребность

2) мотив

3) желание

Нравственные и духовные потребности относятся к потребностям

1) материальным

2) биогенным

3) социальным

Экстраверт, сильный, неуравновешенный, подвижный

1) флегматика

2) сангвиника

3) холерика

 

5. Ситуационная задача для текущего контроля, запишите ответы в тетради.

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и Палею И. М.)

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

В. Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.)[5]

 

6. Выполните следующие задания, результаты запишите.

 

Задание 1. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.

1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.

2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.

3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.

4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.

5.В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

6.Характер индивидуально своеобразен.

7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

8.Характер - отражение общественных отношений. (По В. С. Мерлину.)

Задание 2. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать».

Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ.

Поясните свой выбор.

1.Черта характера.

2. Особенность темперамента.

3.Особенности воли.

4.Нет правильного ответа.

Задание 3. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу.

Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.

Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной. (По П. М. Якобсону.)

Задание 4. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.

Дайте обоснование своего ответа.

А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос. (По В. С. Мерлину.)

Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу».

- Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додон.)

Задание 5. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.

Дайте обоснование своего ответа.

А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала:

«Вот красота! Вот замечательно!»

В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске. (По В. С. Мерлину.)

Задание 6. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.

Дайте обоснование своего ответа.

А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным. (По Л. И. Урманскому.)

Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами. (По В. С.

Мерлину.)

Задание 7. Есть ли разница в следующих двух высказываниях? Если есть, то какая?

Характер Русского Николая Александровича и русский характер.

Задание 8. В характеристике ученицы выделите стержневые черты характера. По каким признакам это можно установить?

Таня А., 11 лет. Всегда весёлая жизнерадостная и энергичная девочка, в то же время ровная и спокойная. Таня умеет во всём находить хорошее: в солнечную погоду она радуется тому, что можно гулять и играть; в дождь - тому, что никуда не надо идти, можно спокойно посидеть с куклами. Отношения у неё со всеми детьми дружеские.

Она хороший товарищ, охотно для других что-нибудь сделает, заботится о своих подругах. Таня всё хорошо умеет делать - быстро и тщательно убирает комнату, хорошо дежурит, прекрасно шьёт куклам. Учится Таня также хорошо. Быстро делает уроки, тетради у неё чистые и аккуратные. В школе она инициативная и исполнительная староста. Всё она делает хорошо и весело. Её все любят: и взрослые, и дети. (По Е. С. Махлах.)

Задание 9. Проследите, какие черты характера начинают формироваться у Оли и

Саши. Укажите, какие из перечисленных приёмов будут целесообразны для Оли, какие для - Саши:

1.Вовлечь в общественную работу, дающую простор для проявления инициативности и самостоятельности, дающую опыт преодоления трудностей и препятствий.

2.Ограничивать объём дел поручений и строго контролировать доведение их до конечного результата.

3.При оценке работы акцентировать внимание на ошибках и неудачах, скромно оценивать достигнутые успехи.

4.При оценке работы и результатов акцентировать внимание на удачах, оценивать деятельность положительно.

5.Чаще давать поручения, требующие совместной деятельности.

Саша всегда в движении, не знает, куда руки девать, постоянно что-то вертит в них, то тянет руку невпопад, то ущипнет соседа, стремглав вылетает из класса после звонка.

Оля может часами сидеть не шелохнувшись, отвечает степенно, тянет руку лишь в том случае, когда уверена в правильности ответа, всегда посвящена в содержание вопроса, отвечает обстоятельно, всесторонне. У Саши выразительное лицо, настоящее зеркало его души; у Оли не лицо, а маска. Саша легко вступает в контакт со сверстниками; Оля чуждается людей. У Саши много друзей, он их легко приобретает и легко с ними расстаётся; Оля друзей не имеет, хотя мечтает о настоящей верной подруге. Саша живо и быстро откликается на любое событие в классе; Оля по своей инициативе ни в одном «происшествии» не участвует. Реакции её строго избирательны, она замкнута, робка, её легко можно расстроить, огорчить, заставить заплакать. Свои переживания она скрывает и запечатлевает лишь в дневнике, которому уделяет много времени. У Саши нет секретов от друзей, любое его переживание тотчас же проявляется.

Саша предпочитает подвижные игры, Оля - «комнатные». В сложной непривычной обстановке Оля легко теряется, Саша - нет. Любое посильное дело Оля доводит до конца, а Саша охотно принимается за всякое дело, но легко о нём забывает. Оля медлительна, не любит суеты; Саша порывист, суетлив. Поступая опрометчиво, он не извлекает уроков из ошибок и неудач. Он решителен, от решения быстро переходи т к делу. Оля нерешительна, увязает в борьбе разных мотивов; она впечатлительна, её легко можно выбить из колеи, причём надолго, она принимает близко к сердцу, как удачи, так и неудачи. Неуспех резко сказывается на её поведении. Она весьма сосредоточена на себе, анализ собственных переживаний - её любимое занятие. Оля подозрительна. Усидчивость сочетается в Оле со старательностью. Она обдумывает каждый свой шаг, соизмеряет его с обязательными для неё нормами поведения, хотя никогда не уверена, что поступает правильно. Саше присуща самоуверенность, не имеющая под собой никаких оснований. Неудачи почти не влияют на его поведение.

По своей инициативе Саша делает лишь то, что приятно в данный момент, равнодушен к мнению о себе других людей. Будучи предоставлен самому себе, он не знает, чем заняться, тяжело переносит одиночество, делает всё наспех, доверчиво относится ко всем, неусидчив, тянется ко всему непривычному, новому. Саша беспечен, не задумывается над последствиями, вытекающими из его поступков. Увлечения меняет часто. (По А. П. Краковскому.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: