DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS AS A MEANS OF AESTHETIC DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN




ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS AS A MEANS OF AESTHETIC DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь

Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, е-mail: yulia_kiyanitskaya.@mail.ru

Stavropol State Pedagogical Institute, RF, Stavropol

Кияницкая Юлия Сергеевна

Студентка IV курса СГПИ

Kiyanitskaya Yuliya Sergeevna

IV year student of SSPI

Беляева Людмила Юрьевна

Научный руководитель,

старший преподаватель

кафедры изобразительного искусства,

Belyayeva Lyudmila Yuryevna

Research supervisor,

senior Lecturer,

departments of the fine arts

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эстетического развития младших школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; развитие навыков кистевой росписи; декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The article discusses the features of the aesthetic development of younger schoolchildren in the process of studying the decorative and applied art of the peoples of the North Caucasus. Keywords: aesthetic education; development of skills of hand painting; art and craft.

Во все времена общество нуждалось в усвоении народных знаний о родных местах, поддержании существующих традиций, которые являются основным фондом культуры, результатом творческой деятельности предшествующих поколений. Любой народ должен помнить свою историю, традиции, и передавать эти знания последующим поколениям.

Поэтому, в наше время важно возрождение традиций, сохранившихся в памяти людей, в описаниях, в современниках, произведениях искусства. Одним из таких видов искусства является ДПИ, оно обладает наибольшей ценностью, имеет древние корни и выражает этническое своеобразие, мировосприятие, дух того или иного народа, способствует взаимодействию и взаимопроникновению национальных культур народов Северного Кавказа, и, именно оно является тем «ключом», который может приоткрыть дверь в тайну культурной самобытности народов Кавказа.

Декоративно-прикладное искусство – кладезь творческой деятельности. Изучая историю искусств, ученики видят многообразие узоров, орнаментов, узнают тайны ремесел, постигают мастерство народных промыслов. Погружение в мир искусства вызывает желание создать произведение, отражающее собственное видение.

Научить детей видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания в младшей школе.

Именно здесь ведущая роль отводится целенаправленному педагогическому воздействию, предполагающему развитие у личности эстетического отношения к действительности и искусству. При этом, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, школьник осознает эстетическую сущность предметов, у него формируются представления о ценностях, идеалах, жизни, о прекрасном и безобразном.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. [1]

Данный вид искусства является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность младшего школьника, так как формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, культурной, технической, хозяйственной, научной, педагогической.

Именно оно создает особую атмосферу при обучении ребенка, улучшает показатели физического, умственного и душевного состояния детей, гармонизирует межличностные взаимоотношения. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Соприкосновение с явлением искусства не дает сиюминутного результата, не делает человека сразу духовно-богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания уходит глубоко в эмоциональную память, помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить эмоции, испытанные от встречи с прекрасным [2, С. 203].

Предметы декоративно-прикладного искусства, созданные народами Северного Кавказа, любящими красоту и умеющими ее творить, по своей природе близки детскому творчеству, поскольку их простота и завершенность форм, обобщенность образов способствуют передаче окружающего мира условными символами. Так, знакомясь с разнообразными изделиями народных мастеров, школьники проникаются добрыми чувствами к создателям, знакомятся с его символичным значением.

Важная роль в эстетическом воспитании и развитии принадлежит практической деятельности, где общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями формирует эстетическое чувство, интерес, способствует созданию, сохранению и преумножению материальных и духовных ценностей.

В процессе приобщения к народному искусству происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю и формируется уважительное, толерантное отношение к традициям и культуре других народностей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру, помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Младший школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом развитии потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру. Самую главную роль в воспитании играет учитель. Правильная методика воспитания педагога способна основать надежный фундамент эстетического развития личности, а тем самым заложить подлинное мировоззрение человека.

Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности.

Для того, чтобы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно использовались в работе учащихся, приносили наибольшую пользу и способствовали эстетическому развитию младших школьников, их нужно правильно подбирать, систематизировать в соответствии с конкретной учебной задачей. Произведениям народного прикладного искусства должны быть присущи художественная, декоративная, образная выразительность, доступность восприятию и возможность широкого применения в учебно-воспитательном процессе.

Если рассматривать народное прикладное искусство Дагестана, как одного из народов Северного Кавказа, то оно является неотъемлемой составной частью национальной художественной культуры. На протяжении тысячелетий оно было связанно с жизнью горцев, их жизненным укладом и бытом, повседневной жизни и пониманием прекрасного.

Из поколения в поколение народными умельцами передавались приемы художественного мастерства и профессиональные навыки. Последующее новое поколение мастеров подхватывало их, совершенствовало и обогащало. В предметах практического назначения мастера достигали удивительно гармоничное сочетание прекрасного и полезного.

Самым доступным видом декоративно-прикладного искусства для изучения является Дагестанская орнаментальная роспись, благодаря которой можно формировать навыки кистевой росписи: правильно держать карандаш и кисть. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Кистевая роспись помогает развить мелкую моторику рук, усвоить навыки письма и изобразительной деятельности, способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

При этом формирование умений и навыков осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения и связано с обучением языку народного, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся овладевают приемами росписи народов Северного Кавказа на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации, гармонии цвета и формы.

Можно сказать, что развитие младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству народов Северного Кавказа станет более эффективным, если источниками эстетического развития младших школьников будут служить средства народного искусства, имеющие как национальную, так и общечеловеческую ценность; расширение методов и приемов обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству народов Северного Кавказа; включение в содержание уроков, связанных с изображением объектов декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа; подбора эффективного содержания наглядного пособия по декоративн-прикладному искусству, а также способов и приемов изображения элементов.

На занятиях декоративно-прикладным искусством наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале.

Каждый урок должен сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение определенных знаний.

В качестве наглядности могут служить специально разработанные учителем демонстрационные таблицы, которые можно применять на уроке с целью необходимости наличия наглядного материала при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством народов Северного Кавказа.

Основная идея таблицы заключается в том, что она дает наглядно четкую, понятную последовательность выполнения и изучения определенного вида росписи.

Применение таких таблиц на уроке изобразительного искусства играет большую роль в формировании зрительных образов, которые не только сделают урок более доступным и интересным, но и позволят учащимся более глубоко и точно понять тему урока, то, что им пытается донести учитель.

На уроке открытия новых знаний, учитель вовлекает обучающихся в процесс обучения, путем погружения в тему урока. Решаются новые цели и задачи урока. Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.

Помимо демонстрационных таблиц также можно использовать аудиовизуальные средства, рассматривать фотографии изделий народного творчества Северного Кавказа, что наиболее полно обогатит визуальные впечатления детей.

Таким образом, знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность, а также формируется его эстетическая культура. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

А привлечение материала народного прикладного искусства на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей.

 

Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара. «Бархат», 1998.

2. Ражников В.Г. Дневник творческого развития / В.Г. Ражников. – М.: Просвещение, 2000. – С. 203

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: