МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» МДК 01.01. Лекарствоведение
Раздел 01.01.1. Фармакология
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Раздел 4. Лекарственные средства, влияющие на функцию исполнительных органов.
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Гипертензивные и антигипертензивные препараты»
Цели: Обобщить, систематизировать, расширить знания по теме. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов (требований) на лекарственные препараты. Развивать ОК 8,9,11. Формировать ПК 1.2
Студенты должны подготовить к занятию:
1. Психоседативные препараты, применяемые при гипертонии. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
2. Нейротропные препараты, применяемые при гипертонии. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
3. Лекарственные препараты, влияющие на гуморальную регуляцию АД. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
4. Миотропные препараты, применяемые при гипертонии. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
5. Диуретики. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
6. Лекарственные препараты, применяемые при гипотонии. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
Студенты должны выполнить самостоятельно:
Задание № 1
Фармакологическая характеристика нейротропных препаратов, данные занесите в таблицу:
Препараты Форма выпуск | Механизм действия | Фармако-логические эффекты | Пути введения | Продолжи-тельность действия |
Клонидин | ||||
Пропранолол | ||||
Атенолол | ||||
Празозин | ||||
Моксонидин |
Задание № 2
Заполните таблицу недостающими данными сравнительной характеристики комбинированных антигипертензивных средств:
Препараты | Состав/группа ингредиентов | Механизм гипотензивного действия |
Адельфан-эзидрекс | ||
Теветен-плюс | ||
триампур-композитум | ||
Капозид | ||
Тенорик | ||
Экватор |
Задание № 3
Допишите недостающие данные в таблице сравнительной характеристики препаратов, понижающих активность РААС:
Подгруппы | Препарат | Торговое название | Механизм действия | Фармако-логические эффекты | Т 1/2 | Побочные эффекты |
Ингибитор ренина | Алискирен | Расилез | Прямая блокада | ↓ активности ренина | 40 час. | Диарея, аллергия |
Ингибиторы АПФ | Каптоприл | |||||
Эналаприл | ||||||
Периндоприл | ||||||
Лизиноприл | ||||||
Блокаторы АТ1-рецепторов | Лозартан | |||||
Валсартан | ||||||
Ирбесартан |
Задание № 4
Выберите фармакологические эффекты, характерные для блокаторов медленных каналов по вариантам:
1 – блокада поступления ионов кальция,
2 – расширение артерий,
3 – снижение потребности кислорода,
4 – увеличение коронарного кровотока,
5 – хорошая всасываемость из ЖКТ,
6 – блокада агрегации тромбоцитов,
7 – влияние на предсердно-желудочковую проводимость,
8 – снижение риска повторного инфаркта миокарда.
Вариант № 1: Нифедипин (Коринфар, Кордафен, Кордипин, Фенигидин, Адалат).
Вариант № 2: Амлодипин (Норваск, Нормодипин).
Вариант № 3: Дилтиазем (Дилзем, Кардил).
Задание № 5
Сделайте заключение о результатах взаимодействия гипотензивных препаратов при одновременном приеме их с другими препаратами:
Вариант № 1: Эналаприл + Гликлазид =?
Вариант № 2: Амлодипин + Кетоконазол =?
Вариант № 3: Лозартан + Гидрохлорталидон =?
После выполнения заданий студенты должны уметь: работать со справочной литературой, определять фармакологическую группу лекарственных препаратов, выписывать и оформлять рецепты (требования) на лекарственные препараты.
Домашнее задание:
Раздел 4. Лекарственные средства, влияющие на функцию исполнительных органов.
Тема: «Лекарственные препараты, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Лекарственные препараты, влияющие на ССС. Средства для лечения атеросклероза».
Литература:
1. Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г.
«Лекарствоведение», М., «ГЭОТАР-Медия», 2017 г., стр. 279-287.
2. Логиновских И.П. «Учебное пособие к практическим занятиям по
фармакологии», 2018 г.
Интернет-ресурсы:
Ремедиум группа URL: https://www.remedium.ru/
МедУнивер URL: https://meduniver.com/
Pharm-MedExpertRu Национальный фармацевтический портал URL: https://pharm-medexpert.ru/
Лекарства и субстанции // РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ URL: https://www.rlsnet.ru/ РЛС RLS.net
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. |
ПК 1.2. | Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 1.3. | Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента. |
ПК 1.4. | Участвовать в оформлении торгового зала. |
ПК 1.5. | Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента. |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 1.7. | Оказывать первую медицинскую помощь. |
ПК 1.8. | Оформлять документы первичного учета. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 13. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |