В соответствии с правилами асептики выделяют 3 зоны.




К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 19

ЧАСТЬ 3

Ошибки операционной сестры в асептике и антисептике

Основным принципом в работе операционного блока является строжайшее соблюдение правил асептики - это главное правило операционного отделения.

Асептика - это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану путем уничтожения их на всех предметах, которые будут с ней соприкасаться.

С операционной раной соприкасаются: хирургический инструментарий, перевязочный материал и хирургическое белье, руки хирурга.

Несмотря на огромное значение асептики в хирургической практике, в ряде медицинских учреждений еще до сих пор наблюдается немалое число послеоперационных гнойных осложнений.

Безопасность пациента во время операции обеспечивается строгим соблюдением основных принципов асептики.

Соблюдение основных принципов асептики предотвращает:

  • заражение открытой раны,
  • изолирует операционный отсек от воздействия нестерильной среды,
  • обеспечивает стерильные условия для безопасного проведения операции.

v Специальная операционная одежда:

§ В операционных блоках нельзя находиться в уличной одежде. Каждый, кто входит в эти помещения, обязан быть в чистой специальной операционной одежде, т.е. в шапочке, в маске, в костюме или халате, бахилы для обуви.

§ Специальная одежда должна максимально закрывать кожу, чтобы предохранять ее от попадания бактерий.

§ В операционной не разрешается носить ювелирные украшения.

§ В операционной одежде не разрешается выходить из операционного блока.

§ Если возникает необходимость выйти из операционного блока, поверх хирургической одежды надевается чистый лабораторный халат, который должен быть плотно застегнут.

§ Выходя из операционной нужно снимать шапочку и бахилы.

v Основой для профилактики контактной инфекции является стерилизация.

Стерилизация - метод, обеспечивающий гибель в стерилизуемом материале вегетативных и споровых форм патогенной и непатогенных микроорганизмов. Целью является профилактика внутрибольничного инфицирования пациентов и профессионального инфицирования персонала.

Предмет или вещество считается стерильным, если в нем отсутствуют микроорганизмы и способность к их репродуцированию. Соблюдение основных принципов асептики предотвращает заражение открытой раны, изолирует операционный отсек от воздействия нестерильной среды, обеспечивает стерильные условия для безопасного проведения операции.

Целью стерилизации - является профилактика внутрибольничного инфицирования пациентов и профессионального инфицирования персонала.

Стерилизации подвергаются:

1.

· Весь хирургический инструментарий и материал, непосредственно соприкасающийся с раной и используемый при операциях.

· «критические предметы» - это изделия медицинского назначения (хирургические инструменты, шприцы, иглы и другие предметы, проникающие в стерильные ткани или сосудистую систему);

· «полукритичные предметы» - это отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать её повреждение.

Случайное использование нестерильных инструментов может привести к инфицированию раны.

При получении и использовании стерильных инструментов персонал должен быть уверен, что инструменты остаются стерильными до начала операции.

Перед выдачей инструментов операционная медсестра обязана проверять стерильность упаковок, срок годности стерилизации, наличие штампа, подтверждающего стерилизацию.

Правильное понимание и соблюдение норм асептики помогает ликвидировать или сводить до минимума источники заражения.

2.

Подвергается стерилизации операционная одежда (операционные халаты):

§ Передняя часть халатов, используемых в операционной, считается стерильной от уровня поверхности стола до груди.

§ Рукав считается стерильным на 5 см выше локтя.

§ На халате считается нестерильной область шеи, плеча, подмышек и спины, потому что эти места подвержены выделению пота.

§ Спина халата не может считаться стерильной, поскольку она не видна операционной сестре и ее невозможно защитить от инфицирования.

Для обеспечения стерильности руки операционной сестры и инструменты не должны опускаться ниже уровня операционного стола.

АЗБУКА АСЕПТИКИ

Стерильной считается только горизонтальная поверхность стола.

Стол накрывается хирургической салфеткой:

горизонтально поверхность салфетки считается стерильной;

нестерильной считается вся поверхность салфетки, находящаяся ниже уровня стола.

Нестерильным считается любой предмет, находящийся за пределами стола.

При раскладывании на столе стерильной салфетки не рекомендуется класть на стол ее края, находящиеся ниже уровня стола.

Персонал, одетый в стерильные костюмы и перчатки, должен прикасаться только к предметам, прошедшим стерильную обработку, и находиться в стерильно-чистых операционных.

Выливая раствор в стерильную емкость, операционная медсестра должна держать горлышко бутылки над краем этой емкости, чтобы избежать ее инфицирования.

Устанавливая освещение над операционным полем, операционная медсестра не должна стоять вплотную к стерильной поверхности этого поля, для того, чтобы избежать его инфицирования.

Центром стерильного помещения во время операции является пациент, вокруг которого находятся дополнительные стерильные поверхности. Для предотвращения инфицирования необходимо определить и строго соблюдать правила передвижения в операционной - в стерильной зоне.

Операционный персонал должен всегда находиться лицом к стерильным поверхностям и никогда не перемещаться между ними.

Нарушение цельности микробиологических барьеров приводит к инфицированию.

Стерильность упаковки нарушается, если она порвана, поцарапана или промокла.

Упаковка считается промокшей, если нестерильная жидкость протекла на слои стерильного упаковочного материала и наоборот.

Оптимальным для стерильных упаковок является плотный материал, не пропускающий влагу и пыль (проводники микроорганизмов).

Если во время операции через стерильную салфетку протекла жидкость, влажную поверхность необходимо закрыть непромокаемой стерильной салфеткой или полотенцем.

Чтобы избежать конденсации влаги, которая может привести к инфицированию, упаковки, завернутые в бумагу, разрешается остужать после стерилизации.

Стерилизованные упаковки положено брать сухими, чистыми руками.

В соответствии с правилами асептики выделяют 3 зоны.

· Ограниченная зона состоит из: операционных залов, предоперационных, стерилизационной, комнат для наркоза.

В этой зоне находятся помещения, предназначенные для проведения операций и подготовки к ним: операционный зал, предоперационная, где происходит обработка рук операционной сестры и хирургов, стерилизационная, в которой производится предстерилизационная очистка инструментария.

Вход в зону строго ограничивается! В нее допускаются только участники операции (операционная сестра, хирург и его ассистенты, анестезиолог и сестра-анестезистка) в стерильной одежде и бахилах.

· Полусвободная зона в нее входят помещения, в которых проводят работу по обеспечению готовности операционного блока к операциям: помещения для хранения аппаратуры, инструментария, расходных материалов, белья;

Ограниченная зона и полусвободная зона разделяются полосой красного цвета, обозначенной на полу. При переходе в стерильное помещение необходимо надеть маску (стерильные маски), бахилы.

· Не ограниченная зона состоит из:

служебных помещений, помещения для сбора, дезинфекции, временного хранения отходов классов «А» и «Б», использованного белья, а так же технических помещений; для обеспечения работы операционного блока: комната с аппаратурой для кондиционирования воздуха; установка для обеспечения операционной кислородом и углекислотой и т.д.

Число присутствующих в зоне стерильного режима (кроме участников операции) максимально ограничивается.

Для поддержания чистоты в помещениях зоны стерильного режима осуществляется 4 вида уборок:

предварительная, текущая, заключительная, генеральная.

o Предварительная уборка проводится перед началом работы.

o Текущая уборка проводится в ходе операции: убирают случайно упавшие на пол шарики, салфетки, инструменты, вытирают пролитую жидкость, при загрязнении пола гноем или калом его протирают дезинфицирующими растворами.

o Заключительная уборка проводится ежедневно в конце рабочего дня после проведения всех операций.

o Генеральная уборка производится в свободный от операций день (1 раз в неделю), осуществляется с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности.

Для стерилизации воздуха используют настенные, потолочные, бактерицидные лампы.

Ультрафиолетовое бактерицидное излучение является профилактическим санитарно противоэпидемическим средством, направленным на подавление жизнедеятельности микроорганизмов в воздушной среде и поверхности помещений.

Очистка воздуха осуществляется с помощью кондиционеров.

Существует два вида операционных блока: чистые операционные и гнойные операционные.

При составлении расписания операций в каждой операционной их порядок определяют в соответствии со степенью инфицированности - от менее инфицированной операции к более инфицированной.

Лица, участвующие в операции должны проходить строго регламентированную санитарно-гигиеническую подготовку: переодевание в зоне санпропускника, принятие душа. Операционную бригаду желательно обеспечить специальной бактерицидной одеждой из хлопчатобумажного материала, непроницаемого для жидкостей и бактерий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: