Мясищев Владимир Николаевич




(10 июля 1893 — 4 октября 1973} — советский психолог, доктор медицин­ских наук, профессор, член-корреспон­дент АПН СССР. После окончания медицинского факультета Петроград­ского психоневрологического институ­та (1919) работал в Ленинградском научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева. Научные исследования В. Н. Мясищева охватывали широкий круг вопросов психоневрологии, психофизиологии, общей и педагогической психологии, но наибольшее значение для совре­менной психологии имеют разработан­ная Мясищевым патогенетическая тео­рия неврозов, а также его общепсихо­логическая теория личности, основу которой составляет оригинальная психология отношений человека. Соч.: Личность и неврозы. Л., 1960;

Психические особенности человека, т. 1—2. Л., 1957—1960 (совм. с А. Г. Ковалевым); Основные пробле­мы и современное состояние психологии отношений человека. — В кн.: Психологическая наука в СССР, т. 2. М., 1960; Введение в ме­дицинскую психологию, Л., 1966, (соавт.).

 

В. Н. Мясищев

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ ЧЕ­ЛОВЕКА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

 

В современной психологии все более осознается необходимость того, чтобы характеристика личности пронизывала все содержание системы психологии.

Личность как присущее только человеку психическое образование находится в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития человека.

Известное марксистское определение сущности личности имеет в виду прежде всего личность человека в его общественной обуслов­ленности и общественной значимости его отношений. Это фило­софское и общественно-историческое определение должно быть раскрыто в его психологическом значении.

Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство личности как сложнейший синтетический продукт истории развития, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность. Процесс разви­тия, обусловленный внешними и внутренними условиями, определяет

Доклады на совещании по психологии. М., 1954. общий уровень развития и различные уровни развития различных отношений человека. Согласованность человека в его реакциях выражающих отношения к действительности, позволяет говорить о структуре отношений личности. Важный компонент в характери­стике личности представляет динамика ее отношений к действи­тельности.

Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.

Система взаимоотношений с окружающим определяет объектив­ное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.

Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и психологические закономерности педа­гогического успеха заложены в связи потребностей личности и тре­бований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприят­ные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.

Уже в раннем возрасте в связи с существованием общественных требований и запретов у ребенка возникает сознание обязатель­ного и запрещенного. Наряду с формулой «хочу» отчетливее: сказываются формулы: «можно», «нельзя», «нужно», «должно». Возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира — поведения «для себя» и «для других» Из этих же взаимоотношений формируются такие черты характера, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скрытность, прямота, лживость.

Особенности типа нервной деятельности в соотношении с систе­матичностью, последовательностью и объективной обоснованностью (или противоположными особенностями) воздействия также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способов реакции на различные обстоятельства.

В зависимости главным образом от социально-экономического положения ребенок более или менее рано вовлекается в труд (бы­товой, учебный, производственный). Осознание жизненной необходимости труда, любовь к нему, потребность в труде, так же как и противоположные свойства, вырастают с необходимостью из | истории развития ребенка. 1

Отсутствие требований и безотказное удовлетворение потреб­ностей формируют ребенка, подростка и далее юношу с недораз­витием общественно обязательного характера отношений.

Решающим в генетическом понимании отношений ученика к труду, учебному труду, к общественным требованиям, к дисцип­лине и первичным в этом смысле отношением является отношение к руководителю, к тому, кто указывает правила. Рост личности заключается в превращении персонального отношения в принци­пиальное, при котором незаметно происходит переход от зависимо­го действия (ради руководителя) к самостоятельному действию (ради принципа).

Тесные связи с коллективом развивают единство с обществен­ными требованиями. Наоборот, изоляция, одиночество, жестокость и грубость, так же как и чрезмерная -снисходительность и прекло­нение окружающих, влекут за собой гипертрофию индивидуаль­ности и недоразвитие общественно положительных черт личности. Чрезмерные требования могут' повести за собой обезличенность, лицемерие или невротическое развитие.

Наряду с доминирующими отношениями общественной и инди­видуалистической личности наблюдается и третий вариант этих отношений: неслаженность или компромисс сознания обществен­ной необходимости и эгоистических личных тенденций. Это соотно­шение может быть различным, и, так же как и оба крайних полюса отношений личности, оно зависит от условий развития ребенка. Необходимо развенчать миф о закономерной неисправимости или стойкости дефектов характера, в ряде случаев возрождающийся при педагогических трудностях. Анализ положительного педаго­гического опыта, особенно блестящих результатов А. С. Макаренко, требует отказа от статической характерологии свойств и перехода к динамической характерологии отношений, которая показывает, что даже внешне устойчивые стереотипно-привычные, отношения, существующие длительное время, могут медленно или быстро изменяться, «взрываться» путем формирования новых отношений.

Переходя от характеристики роли направленности отношений в структуре личности к характеристике процесса развития, необ­ходимо отметить, что в процессе развития повышается уровень личности, отношения интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются, усложняются и становятся все более опосредство­ванными всей сложностью прошлого опыта, переходят от внешних и случайных к внутренним, устойчивым, принципиальным.

Можно и должно, далее, говорить о структуре отношений чело­века. Должна быть установлена фактически существующая субор­динация отношений. Имеются основания говорить о привычных, эмотивных и принципиальных отношениях, о цельности, гармонич­ности или о противоречивости, раздвоенности, внутренней несогла­сованности тенденций личности. Можно говорить о профиле отношений в зависимости от большего или меньшего развития и роли тех или других из них в системе отношений личности. Струк­тура отношений отражает систематичность, последовательность или противоречивость, объем и остроту формирующих влияний.

Динамика отношений личности обусловлена не только динами­кой высшей нервной деятельности (в смысле темперамента). Характеризуя эмоциональность отношений, их устойчивость или неустой­чивость, прочность, стереотипность и в известной мере глубину и богатство отношений человека, она отражает также объективную динамику условий жизни.

Представляя собой продукт общественных условий и воспита­ния, качество личности, очевидно, ставит перед педагогикой ряд задач и является предметом педагогических усилий. Как продукт -активного и инициативного взаимодействия с окружающей соци­альной средой, человек тем полнее реализует свои возможности развития, чем более среда требует от него инициативного действия и поощряет инициативу. Вопрос о развитии и воспитании личности является вопросом организации ее взаимоотношений с различными коллективами.

Наша задача в связи со сказанным заключается главным обра­зом в формировании отношений человека. Воспитание личности представляет процесс организации и реорганизации личности, руководимой коллективом, осуществляемый при активном участии личности в форме самовоспитания.

 

Ананьев Борис Герасимович (14 ав­густа 1907 — 18 мая 1972} — со­ветский психолог, действительный член АПН СССР, доктор психоло­гических наук, профессор. По окончании аспирантуры Ленин­градского государственного института по изучению мозга им. В. М. Бехте­рева с 1931 по 1942 г. работал в нем. В 1943—1944 гг. — профессор Ин­ститута усовершенствования учителей и филиала Ленинградского педаго­гического института им. А. И. Герцена. С 1944 по 1951 г. — зав. кафедрой и отделением психологии Ленинград­ского университета. С 1951 по I960 г. — директор Ленинградского научно-исследовательского института педагогики АПН РСФСР. С 1960 по

1967 г. зав. кафедрой, а с 1967 г. — декан факультета психологии Ленин­градского университета. Как ученый, Б. Г. Ананьев сформиро­вался под влиянием идей И. М. Сече­нова, И. П. Павлова и В. М. Бехте­рева. Работы Б. Г. Ананьева охваты­вали широкий круг проблем истории психологии, педагогической психоло­гии, психофизиологии, пространствен­ного и осязательного восприятия, проблем общей картины психологиче­ского развития человека. Соч.: О проблемах современного человекознания, М., 1977; Избранные психологические труды, т. 1—2. М., 1980.

Лит.: Вопросы психологии, 1972, № 3. (Некролог).

 

Б. Г. Ананьев

 

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫЛИЧНОСТИ'

 

Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей дея­тельности и ценностных ориентации.личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и ак­тивность самой личности в общем процессе функционирования тех или иных социальных (например, производственных) образований. Современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между интериндивидуальной структурой того со­циального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности. Многообразие связей лич­ности с обществом в целом, различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру лич­ности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образо­ваниями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития.

Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное образование и определенная организация свойств. Функ­ционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между этими компонентами. Извест­но, что далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру.личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь неко­торые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофи­зиологическим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Струк­тура личности включает, следовательно, структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплекса органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, пони­мать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структу­ры личности от соматической конституции, типа нервной системы и т. д.

Новейшие исследования показывают весьма сложные корреля­ционные плеяды, объединяющие разные социальные, социально-пси­хологические и психофизиологические характеристики человека. Факторный анализ позволяет выявить вес, относительное значение групп или комплексов разнородных характеристик, в которые вхо­дят некоторые нейродинамические свойства (сила, динамичность, подвижность нервных процессов) и конституционально-биохимические особенности организма (обмен веществ, энергетический ба­ланс, морфологическая структура тела). В коллективном комплекс­ном исследовании нашей лаборатории дифференциальной психо­логии и антропологии получены серии корреляционных плеяд.

Следовательно, определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционально-биохимических) входит в структуру личности.

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жиз­ненную направленность, общественное поведение, основные тен­денции развития. Совокупность таких свойств и составляет харак­тер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей характерообразования. Впервые эта закономерность была обнаружена А. Ф. Лазурским, для которого отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка.

Личность в этом смысле есть субъект отношений. Вслед за А. Ф. Лазурским В. Н. Мясищев и его ученики развивают эту плодотворную концепцию, в которой единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отно­шений. Структурной интеграцией отношений является именно ха­рактер личности.

Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию яв­ляется педагогическое учение А. С. Макаренко. Основанное на марксистско-ленинском понимании процесса становления человека и целей коммунистического воспитания, это учение необычайно глубоко показало формирование личности как члена микро- и макрогрупп (коллектива), через которые личность входит в более широкие системы общественных связей и взаимозависимостей. В процессе социального формирования человека складывается его нравственный опыт, постоянно практикуемый в общественном по­ведении, а вместе с ним комплекс ценностей и собственных свойств человека.

Социальный генезис характерологических свойств, включая эго­центрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процес­са формирования отношений личности не было совмещено с изуче­нием взаимоотношений между людьми, начиная с раннего детства, в той или иной структуре социальной группы. Именно в этом пла­не педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру.

'Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Сев (Seve) Люсьен (род. в 1926) — французский философ-марксист и психолог. Окончил философский фа­культет Сорбоннского университета, специализировался в области психо­логии. Является членом Централь­ного Комитета Коммунистической пар­тии Франции, директором издательства Editions Sociales. Основные работы относятся к области фило­софских и методологических проблем теории личности.

Соч.: Марксизм и теория личности. М., 1972; Марксистская критика пси­хоанализа. М., 1976 (соавт.).

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. АКТЫ, СПОСОБНО­СТИ. ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ'

 

Под актом мы понимаем всякий поступок индивида, на каком бы уровне он ни совершался, рассматриваемый не только в каче­стве поступка, т. е. как относящегося к психике, но и в качестве конкретной деятельности, т. е. как относящегося к биографии', иными словами, поступок рассматривается как дающий (возможно) определенное число результатов, но не только непосредственных результатов для самого индивида, а в результате для всего об­щества с учетом его конкретных условий, результатов, возвращаю­щихся (возможно) к индивиду через более сложные объективные социальные опосредствования. Акты, являются существенными — и единственно существенными — элементами теоретического рас­смотрения биографии.

Конкретно познать личность — значит прежде всего познать совокупность актов, составляющих ее биографию. Способность понятия акта играть роль основного понятия в теории личности сразу явствует из того факта, что он непосредственно нам открывает доступ к фундаментальным противоречиям личности. В самом деле, именно потому, что особенность акта в отличие от поступка или поведения заключается в том, что он совершает что-то, знание чего в высшей степени важно для его понимания, всякий акт есть, с одной стороны, акт индивида, аспект его биографии, его само­выражение, но, с другой стороны, он является актом детерминиро­ванного социального мира, аспектом общественных отношений, выражением объективных исторических условий. В этой основной двойственности заключается формальная возможность бесчислен­ных противоречий не, только между индивидом, в смысле чисто биологическом, предварительном по отношению ко всякой гоминизации, и обществом, но скорее между социально развитым инди­видом и социальными условиями его развития, — противоречий, отражающих в психологическом плане противоречия общества с самим собой.

Понятие способностей — это второе основное понятие теории личности.

Я называю способностями совокупность «актуальных потенциальностей», врожденных или приобретенных, дающих возможность совершить какой бы то ни было акт на каком бы то ни было уров­не. В таком значении данный термин получает неизмеримо более широкое применение, чем при своем обычном употреблении, когда он обозначает вообще невозможность совершать акты на опреде­ленном уровне психической сложности, даже на определенном уровне признанной социальной полезности. Напротив, в его упо­треблении в данном случае речь идет о тотальности актов инди­вида, пусть самых элементарных и наименее полезных в социаль­ном отношении. Сразу видно, что между актами и способностями индивида существуют многочисленные диалектические отношения, анализ которых составляет важный раздел теории личности. Спо­собность есть индивидуальное условие совершения акта, но огром­ное большинство само создается или развивается в индивиде благодаря совокупности тех актов, условием которых они, в свою очередь, являются. Эти две стороны диалектических отношений актов-способностей выражают не только факт их принадлежности к одному циклу деятельности, в котором они возникают как момен­ты; они ведут также к рассмотрению всей деятельности индивида как неизбежно раздваивающейся на два основных сектора, под­держивающих друг с другом четко определенные отношения. Я называю сектором № 1 индивидуальной деятельности совокупность актов, создающих, развивающих или уточняющих способности. Я называю сектором № 2 индивидуальной деятельности совокуп­ность актов, которые, приводя в действие только уже существующие способности, создают тот или иной результат с помощью этих спо­собностей. Само собой разумеется, что это теоретическое разделение может быть применено к конкретной биографии лишь в той мере, в какой предварительно разрешены многочисленные частные проб­лемы, например проблемы двойной принадлежности: многие виды деятельности являются одновременно тренировкой и применением способностей, и даже в определенном смысле это можно сказать о всякой деятельности.

Если верно, что «важнейшая прогрессивная функция общест­ва» — «накопление»2, развитие производительных сил, то точно так же — не в смысле простого сравнения, а в смежно-структур­ной связи — наиболее важной прогрессивной функцией личности является развитие способностей. Можно даже, строго следуя марк­систской теории, сравнить способности индивида с основным капи­талом данной экономической формации. Итак, перед нами возни­кает возможность материалистического ритмического анализа лич­ности. Мы видим, например, как в противоположность инертным и чуждым содержанию реальной деятельности структурам, являю­щимся объектом традиционных концепций характера, становится возможным подойти с научных позиций к движению основного фонда активной личности, который непосредственно согласуется с ритмами, развитием и переломными моментами биографии, ко­торый подвергается опасностям социального обесценивания, под­чиняется разнородным требованиям обновления, но который также способен к расширенному воспроизводству; короче говоря, прояс­няется основной аспект конкретной логики процессов индивидуаль­ной жизни. Речь пойдет, в частности, о подходе вплотную к изу­чению проблем пропорциональности между сектором № 1 и секто­ром № 2, ибо всякое возрастание способностей (сектор № 1) требует определенных изменений в непосредственной деятельности (сектор № 2) также с целью высвобождения времени для обуче­ния, как и с целью применения новых способностей в соответствую­щей сфере деятельности — другими словами, речь пойдет о выра­ботке теории простого и расширенного воспроизводства личности.

Но в этом пункте исследования мы неизбежно сталкиваемся с проблемой движущей силы простого или расширенного воспроиз­водства личной деятельности, т. е. прежде всего с проблемой по­требностей. Еще в первой главе мы говорили о том, почему поня­тие «потребность», хотя оно и является, несомненно, важным науч­ным понятием, не может претендовать на то, чтобы самому играть роль основного понятия в теории развития личности. И тем не менее существует не одна причина, позволяющая судить об этом иначе. Во-первых, разве на самом деле потребности в своей пер­вичной биологической форме не являются как у людей, так и у животных реальной отправной точкой деятельности? Что-то не видно, как можно помешать удовлетворению объективных потреб­ностей организма быть отправной точкой психологической деятель­ности. Во-вторых, если бесспорно, что у человека потребности получают формы и содержания, все более и более специализиро­ванные, а следовательно, все менее и менее первичные по отноше­нию к индивидуальной деятельности, не основной, а скорее продук­том которой они в этом смысле являются, то их производный харак­тер не мешает им с более ограниченной точки зрения каждой конкретной деятельности быть еще и относительными отправными точками: не соответствует ли каждое поведение потребностям, пусть даже потребностям, которые можно объяснить только исходя из предшествующих поведений? Короче говоря, потребности, буду­чи абсолютными отправными точками в своем начальном биологическом аспекте, сохранили благодаря сложным взаимодействиям развитой личности относительную роль движущих сил. В-третьих, даже если предыдущие аргументы будут отвергнуты во имя фун­даментального приоритета деятельности по отношению к потреб­ности, не придем ли мы к убеждению, как это показывает пример исследователей-марксистов, что у человека деятельность, труд со­ставляют именно первую потребность: разве не писал Маркс, что для человека в коммунистическом обществе «труд перестанет быть только средством для жизни, а станет самой первой потребностью жизни»3, так что не приведет ли нас само оспаривание первично­сти потребностей к его новому подтверждению?

Невозможно, следовательно, рассматривать основные понятия теории личности, не попытавшись разобраться в проблеме потреб­ностей.

На первый аргумент, согласно которому объективные потреб­ности организма, взятого в его первичной форме, находятся у исто­ков всякой психологической деятельности, нечего возразить, кроме того, что во всяком реальном развитии, в процессе которого, сле­довательно, возникают качественно новые реальности, то, что вна­чале играло первичную роль, роль основы, в высших фазах уже не играет этой роли, так как свойство основных трансформаций состоит именно в перемещении главных противоречий, т. е. движу­щих сил развития. Не видеть этого — значит оставаться в зави­симости от слишком простой концепции развития, отождествляемого с развертыванием абстрактной сущности в неизменном времени, как это можно было часто наблюдать в концепции «прогресса» XVIII века или в концепции «эволюции» XIX века. Мы не хотим этим сказать, что вся человеческая деятельность, даже самая слож­ная, не основывается в известном смысле на перманентной необ­ходимости удовлетворения элементарных органических потребно­стей, как это подтверждается, например, всякий раз, когда люди в силу обстоятельств оказываются в более или менее «естествен­ных» условиях жизни: в таких случаях примат органических по­требностей в их самой непосредственной форме с особенной силой привлекает к себе внимание; речь идет о том, что его нужно под­черкивать не как «проявление» воображаемой «человеческой при­роды», которая якобы дремлет, погребенная под социальностью, а как исключительное обнаружение минимальных условий возмож­ности для человека жить или вообще уцелеть. Но особенно важно не путать крайнюю необходимость, которую человеческая деятель­ность, пусть даже самая сложная, удовлетворяет в этих минималь­ных условиях, и реальную объяснительную основу этой сложной деятельности, взятой сама по себе, ибо способ, при помощи кото­рого первичные потребности завладевают личностью, сам по себе первичен так мало, насколько это возможно, и если вначале пер­вичные потребности могут играть роль основы, то именно в силу того, что не проявились еще все последствия социальной гоминизации.

Перейдем к обсуждению второго аргумента... Если специфиче­ские человеческие потребности — это нечто совсем иное, чем не­посредственные органические потребности, делает ли это невоз­можным утверждение, что в постоянном цикле деятельностей и потребностей момент потребности сохраняет в относительном смыс­ле роль первого момента, которую мы отказываемся дать, в абсо­лютном смысле, первичной органической потребности? Конечно, если рассматривать как уже данное непрекращающееся цикличе­ское повторение деятельности удовлетворения развитых потребно­стей постоянное проявление потребностей, которые частично яв­ляются следствием самой этой деятельности, то ясно, что каждый момент может быть взят за отправной по отношению к другому, и тогда схема потребность — деятельность — потребность (П—Д— П) не менее законна, чем обратная схема деятельность — потреб­ность—деятельность (Д—П—Д), так как одна из них непрерыв­но соединяется с другой. Взятый в этом смысле вопрос о том, являются ли потребности относительно первичными элементами или нет, т. е. вопрос о том, является ли какая-то одна точка окруж­ности ее «началом», по сути своей лишен смысла. Единственная реальная проблема заключается в понимании того, каким образом общий цикл деятельностей и потребностей стал тем, что он есть в развитой личности, в понимании способа, при помощи которого потребности проявляются в личности, способа, который является аспектом цикла, рассматриваемого в его совокупности. Социальная гоминизация выражается не в простых переустройствах или до­бавлениях к модели потребностей, по существу неизменной, а в создании радикально новой структуры мотивации. Слишком часто мы ограничиваемся подчеркиванием чрезвычайного разнообразия и социально-исторической изменяемости человеческих потребностей. Это, с общей точки зрения, соответствует только историзованному психологическому натурализму. Действительно, это еще не самое важное. Самое важное заключается в том, что если элементарная органическая потребность является настоятельной, внутренней и гомеостатичной, то развитая человеческая потребность, напротив, характеризуется, более или менее широко, мерой своей терпимости даже к длительному неудовлетворению, своей эксцентрацией и своим расширенным воспроизводством, не имеющим внутренних ограничений.

Мера терпимости проявляется, например, в классических по­ступках отказа, иногда на всю жизнь, от удовлетворения настоя­тельных, подчас существенных потребностей. Эксцентрация выра­жается в особенности в способности брать на себя, пусть даже в ущерб своим собственным потребностям, но тем не менее с чрез­вычайной настойчивостью, потребности другого индивида или социальной группы. Разумеется, в этом случае можно считать, что, если человек действует в зависимости от объективно внешних по отношению к нему потребностей, значит он их интериоризует до такой степени, что они становятся его личными потребностями, или, другими словами, даже в этом случае потребность коренится внутри индивида, что бесспорно. Но не будем играть словами и согласимся, что между первоначальной внутренней потребностью и потребностью, внутренний аспект которой понятен только как результат интериоризации требований внешней сущности, есть качественное различие. Так, например, совокупность усилий, из которых состоит жизнь борца, остается непонятой, если в его жиз­ни видеть только совокупность жертв и недооценивать тот факт, что она многими своими сторонами (и часто самыми глубокими) соответствует его личной потребности; но свести его жизнь к че­му-то вроде огромного корыстного расчета — значило бы еще меньше понять ее. В действительности все усилия реальной жиз­ни-борьбы основаны именно на осознании того факта, что общее удовлетворение личных потребностей проходит через совершение определенного числа социальных преобразований — совершение, объективная логика которого подчиняет себе, более или менее полно, непосредственное предельное удовлетворение личных потреб­ностей, взятых отдельно. Личная потребность бороться не есть, следовательно, удовлетворение простой внутренней потребности принесения себя в жертву простому внешнему социальному требо­ванию, она является до определенного момента предопределением противопоставления между внутренней потребностью и внешним социальным требованием, причем преодолением не на основе отказа от внутренней потребности, а на осознании существенно важной эксцентрации ее основы, что, по существу, модифицирует всю деятельность. Что касается расширенного воспроизводства потребностей, то оно настолько ярко проявляется в чрезвычайном историческом разнообразии мотиваций человеческой деятельности и в их безграничном заострении, например в области художест­венного наслаждения, что здесь всякое развитие было бы излиш­ним.

 

 

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 323.

Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20.

Фромм (Fromm) Эрих (23 марта 1900—1980) — немецко-американский психолог, философ и социолог. Один из главных теоретиков неофрей­дизма. Родился в Германии. Изучал философию в Гейдельбергском уни­верситете, психоаналитическое обра­зование получил в Мюнхенском уни­верситете, а затем в Берлинском пси­хоаналитическом институте. С 1929 по 1932 г. работал в Институте со­циальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в котором сложи­лась и получила широкую известность так называемая франкфуртская со­циологическая школа. После прихода Гитлера к власти Э. Фромм эмигри­ровал в США. Преподавал в раз­личных университетах США, вел широкие теоретические исследования в области психоаналитической теории личности. Э. Фромм, так же как и некоторые другие неофрейдисты, ис­пытал заметное влияние марксизма. В противовес ортодоксальному фрей­дизму Э. Фромм подчеркивает извест­ную автономию по отношению к ор­ганическим потребностям, социаль­ный и исторический характер собствен­но человеческих потребностей и мо­тивов, рассматривая их как продукт «исторического процесса, который творит людей». Однако в трактовке самого «исторического процесса», Э. Фромм склоняется к психологи­стической позиции, нередко пытаясь. объяснять те или иные исторические и социальные события через апелля­цию к собственно психологическим механизмам («бегство от свободы»). Соч.: Escape from Freedom (1941);

Man for himself (1947); Psychoanaly-sis and Religion (1950); The Sane Society (1955); Marx's Concept of Man (1961); May Man Prevail? (1961);

Beyond the Chains of Illusion (1962);

The revolution of Hope (1968); The nature of Man (1969); The Crisis of Psychoanalysis (1970). Лит.: Современная психология в ка­питалистических странах. М., 1963:

Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М., 1968; Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках «истины» (иллюзии и за­блуждения Эриха Фромма). М., 1974;. Ковалев С. М. Разумный гуманизм и его противники. М., 1975.

 

Э. Фромм

 

ХАРАКТЕР И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

 

При изучении психологических реакций социальной группы мы имеем дело со структурой характера отдельных членов группы, т. е. индивидуальных лиц; однако нас интересуют не те особенно­сти, которыми эти лица отличаются друг от друга, а та часть структур их характеров, которая является общей для большинства

Фрагмент из приложения к книге: F r о m m Е. Escape from Freedom. N. Y„ 1941. членов группы. Эту общую для них часть мы можем назвать со­циальным характером. Социальный характер, естественно, менее специфичен, чем индивидуальный характер. При описании послед­него мы рассматриваем всю совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности того или иного индивида. Социальный же характер содержит лишь выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов груп­пы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Хотя здесь всегда будут «откло­няющиеся» индивиды с совершенно иной структурой характера, структура характера большинства членов группы представляет вариации этого ядра, возникающие благодаря случайным факторам рождения и жизненного опыта, различных у каждого отдельного индивида. Если мы хотим наиболее полно понять отдельного инди­вида, эти различающиеся элементы имеют важнейшее значение. Однако, если мы хотим понять, как энергия человека распределя­ется и действует в качестве продуктивной силы в данном социаль­ном устройстве, тогда нас главным образом должен интересовать социальный характер.

Понятие социального характера является ключевым для анали­за социального процесса. Характер в динамическом смысле ана­литической психологии — это специфическая форма, которую при­дает энергии человека динамическая адаптация его потребностей к определенному способу существования данного общества. Ха­рактер, в свою очередь, определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Увидеть это довольно трудно, ибо мы обычно убежде­ны, что мышление является исключительно интеллектуальным ак­том и не зависит от психологической структуры личности. Это, од­нако, не так, и тем меньше соответствует действительности, чем больше наше мышление сталкивается с этическими, философскими, политическими, психологическими или социальными проблемами, а не просто с эмпирическими манипуляциями конкретными объек­тами. Такое мышление, помимо чисто логических элементов, во­влеченных в акт мышления, в значительной мере детерминировано личностной структурой того человека, который мыслит. В равной мере это относится как ко всякой доктрине и теоретической систе­ме, так и к отдельным понятиям: любовь, справедлив<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: