Тема 7. Русская культура в XIV-XVI веках




Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры

В середине XIII века Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Это имело катастрофические последствия для её экономики и культуры. Были истреблены или уведены в плен массы ремесленников, что привело к падению ремесленного производства - основы материальной культуры. Были забыты многие технические приёмы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Многие его памятники были разрушены. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры. Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли её уничтожить совсем. Культура Руси сохранили свой национальный облик. Монголо-татары ничем не обогатили её. Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

Летописание

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Прервавшись в одних городах, оно возобновлялось в новых политических центрах. Московское летописание, появившиеся в первой половине XIV века, вначале имело местный характер. Однако с возрастанием политической роли Москвы оно постепенно приобретало общегосударственный характер. Общерусское летописание возрождается в начале ХV века. Первый общерусский свод, ставший на позиции единства Руси - Троицкая летопись - был составлен в Москве в начале ХVвека. Вскоре было предпринято составление нового летописного свода - Владимирский полихрон, - главной идеей которого было политическое объединение Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов. Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 года.

Все московские летописи объединяет идея о необходимости государственного единства и сильной княжеской власти. Летописи пропагандировали, ставшую впоследствии официальной, идею о том, что Москва является политической наследницей Киева и Владимира, а история Руси. XIV - ХV веков является прямым продолжением истории Древней Руси.

Устное народное творчество

Борьба против монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие устные предания на эту тему вошли затем в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

Наивысшего подъёма достиг героический былинный эпос. В этот период завершается создание цикла былин, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солнышко. Характерно, что все враги Руси стали называться в былинах татарами. В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко. Герои новгородских былин - купцы и путешественники.

В этот же период оформился новый жанр устного народного творчества - историческая песня. В отличие от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно-историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. (Песня об Авдотье-Рязаночке, песня о Щелкане Дудентьевиче).

Во второй половине ХVI века исторические песни становятся одним из самых распространённых жанров устного народного творчества. Особой популярностью пользовалась песня о взятии Казани. Популярным героем исторических песен был Иван Грозный. Его образ в народном творчестве выглядит противоречиво. Реальные черты характера и поведения царя (хитрость, жестокость) сочетаются с чертами идеальными, выражавшими представление народа о «хорошем» царе - защитнике простых людей от произвола феодалов (песня о гневе Ивана Грозного на сына). В исторических песнях второй половины ХVI века значительное место занимает антифеодальная тема. Особенно яркое отражение она получила в цикле песен о Ермаке и покорении Сибири.

Литepaтypa

Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Одним из распространённых жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Вьщающийся памятник воинского жанра - «Повесть о разорении Рязани Батыем». В повести осуждаются феодальные раздоры как основная причина поражения русских.

Под воздействием Куликовской битвы возник цикл произведений, посвященных этому событию. Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является «3адонщина», написанная Софонием Рязанцем. Автор не стремится дать последовательное и подробное изображение событий. Его цель - воспеть победу над врагом, прославить её организаторов и участников, особенно князя Дмитрия Ивановича. Софоний подчеркивает согласие князей, выступающих под руководством великого князя, перечисляет города, откуда собираются войска. Главная идея произведения: единство русской земли является главным условием победы над врагом.

Самым объёмным и самым популярным произведением Куликовского цикла является «Сказание о Мамаевом побоище». В «Сказании» широко используются устные предания о Куликовской битве, подчеркивается идея тесного союза церкви и княжеской власти.

Продолжает развиваться жанр житийной литературы. Бьши составлены жизнеописания митрополита Петра и Сергия Радонежского.

Во второй половине ХV века возрождается старый жанр «хождений » - описаний путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Его про изведение содержит множество интересных наблюдений о жизни и быте Индии.

Выдающимся литературным памятником XVI века является «Повесть о Петре и Февронии», представляющая собой жизнеописание князя и княгини Муромских и ставшая первым произведением, в основе которого лежит история любви.

Начало книгопечатания

Важным достижением русской культуры было начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 года, но имена её мастеров неизвестны. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Во главе типографии стояли дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. 1марта 1564 года из московской типографии вышел «Апостол» - первая русская датированная печатная книга. В 1565 году был издан «Часослов», а затем Иван Фёдоров и Петр Мстиславец уехали в Великое княжество Литовское. Там они продолжили свою деятельность. Во Львове они выпустили несколько книг, в том числе первый русский «Букварь».

В Москве книгопечатание продолжили ученики Фёдорова. До конца XVI века было издано около Двадцати книг церковно-религиозного содержания. Даже в XVII веке печатная книга не вытеснила рукописную. Печатали в основном богослужебные книги, а летописи, повести, сказания, жития святых по-прежнему переписывали от руки.

Общественно-политическая мысль XVI века

В первой четверти XVI века формулируется политическая теория российского государства. Основы её были заложены в предшествующий период, когда была разработана идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Идеологи московского самодержавия развивают эту идею далее. В «Сказании о князьях Владимирских» подчеркивается идея преемственности власти московских князей от византийских императоров. Утверждалось также, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В «Сказании» доказывались права Москвы на всё наследие Киева, в том числе на земли, которые находились под властью Речи посполитой.

Тогда же оформилась идея о Москве как о «Третье Риме», сформулированная псковским монахом Филофеем в его посланиях Василию III. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «древнего» во «второй» Рим - Константинополь, а оттуда в Москву. Два Рима пали из-за измены «истинному христианству». Москва же осталась верна православию и теперь является мировым центром христианства - «третьим Римом». Филофей писал: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть».

В конце XV века распространение получают различные ереси, которые отрицали ряд церковных догматов и были враждебны церкви. В ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения: иосифляне (осифляне) и нестяжатели. Оба направления ставили одну задачу: поднять авторитет церкви, но расходились в определении путей достижения этой цели.

Первое из этих направлений возглавил игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. В своих произведениях он выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и её ответственности перед Богом. Церковь освящает светскую власть, и поэтому должна занимать привилегированное положение. Иосифляне доказывали, что церковь не только имеет право, но даже обязана владеть землями. Чем богаче и влиятельнее церковь, тем выше её авторитет. При Василии III иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с государственной властью.

Основателем доктрины «нестяжания» стал Нил Сорский. Он выступал за отказ от любых материальных богатств (нестяжание) и нравственное самоусовершенствование, как основное средство поднятия авторитета церкви. Его идеалом монастырской жизни была раннехристианская община с простой, нестяжательной трудовой жизнью всех её членов.

Центральное место в светской публицистике XVI века занимает творчество Ивана Пересветова. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он выдвинул программу реформ, затрагивавших различные сферы жизни общества. Пересветов отстаивал идею сильной царской власти, но управляющей на основе законов. У царя, по его мнению, есть обязанности перед служилыми людьми - дворянами, которые являются опорой его власти.

Вопрос о характере царской власти и её взаимоотношениях с подданными был основным в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбскuм, бежавшим в Великое княжество Литовское. Курбский обвинял царя в тирании и жестокости. Его идеалом была сословноопредставительная монархия. Он отстаивал необходимость единого, централизованного государства с обязательным участием выборных от сословий в решении всех важнейших дел. Задачу власти он видел в справедливом управлении страной на основе законов. Иван грозный считал истинной монархией только монархию деспотическую. По его мнению, царская власть имеет божественное происхождение и не может быть ограничена никакими законами. Высший суд принадлежит только самодержцу, вид и меру наказания определяет сам царь. Иван IV обосновывал своё право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

Ярким памятником общественной мысли XVI века является «Домострой», автором которого был настоятель Благовещенского собора Сильвестр. «Домострой» - книга по домоводству. В нем наставления церковного характера сочетаются с практическими хозяйственными советами: как покупать товары на рынке, хранить запасы, принимать гостей, воспитывать детей, наказывать жену. Обязательное исполнение религиозных обрядов и следование правилам в повседневной жизни объявлялись нравственным долгом человека.

Живопись

Вторую половину XIV - начало xv века называют «золотым веком» настенной живописи Древней Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, приехавший на Русь из Византии. Он работал в Новгороде, а затем в Москве. Московские росписи Феофана не сохранились. К лучшим его работам относятся фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Для Феофана характерна смелая живописная манера, большая эмоциональность, виртуозность. Его живопись представляет эмоциональный стиль в русском искусстве этого времени.

Иной характер носит живопись Андрея Рублёва (1360-1430). Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спассо-Андроникова монастыря. К ранним работам Рублёва относятся фрески Успенского собора в Звенигороде и фрески Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Чёрным). К расцвету его творчества относятся иконы и фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни он расписал собор Андронникова монастыря. Характерной чертой рублёвского стиля была гармония и умиротворенность. Особенно ярко это проявилось в самой известной его работе - иконе «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора. Живопись Рублёва представляет лирический стиль в русском искусстве.

Традиции Андрея Рублёва бьти продолжены представителями московской школы в XV - XVI веках. Крупнейшим художником второй половины ХV века был Дионисий. Ему принадлежат иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля и росписи собора Ферапонтова монастыря. Ему свойственен утончённый рисунок, изысканность, пышная декоративность.

Архитектура

Крупнейшим центром развития русского искусства в XIV - ХVI веках был Новгород. Для новгородской архитектуры характерны массивность и монументальность, которые должны были передать ощущение мощи и могущества. В конце XIV века в новгородском зодчестве появляется новая тенденция: нарядное декоративное убранство храмов. Фасады украшались декоративными арками, треугольниками, крестами. Самый известный памятник новгородской архитектуры этого времени: церковь Спаса на Ильине улице. В дальнейшем новгородский архитектурный стиль почти не менялся.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV века. При Дмитрии Донском был возведён Белокаменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества является Успенский собор в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Для московской архитектуры характерна устремлённость вверх храмового здания. Эта тенденция стала ведущей в московской архитектуре. В конце ХV века начинается новый этап развития русского зодчества. Кирпичная кладка полностью вытесняет прежнюю белокаменную. Был перестроен Московский кремль, ансамбль которого был полностью завершен в начале XVI века. В XV веке бьти построены 18 из 20 башен Кремля, и началась застройка Соборной площади. Первым из кремлевских храмов был построен Успенский собор итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти. Позже были построены Благовещенский и Архангельский соборы Кремля.

Поиски новых архитектурных форм, стремление к большей лёгкости, привели к возникновению шатрового стиля, который порывал с традицией крестово-купольного храма. Выдающимся памятником этого стиля является храм Вознесения в селе Коломенском, построенный в 1532 году при Василии III в честь рождения наследника Ивана.

Главным памятником эпохи стал Покровский собор на Красной площади (собор Василия Блаженного), (архитекторы Барма и Постник), построенный в честь взятия Казани. Он представляет собой девять абсолютно различных столпообразных храмов, объединённых на общей основе. Девять непохожих друг на друга храмов символизировали объединение русских земель и княжеств в единое государство.

Со второй половины XIV века начинается новый этап русской культуры. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает её значение как одного из главных культурных центров. Важным событием общественно-политической жизни стала Куликовская битва. Она вызвала подъём национального самосознания и дала мощный толчок для развития культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: