Выбрать один правильный ответ




В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

ООН и устойчивое развитие [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: https://www.un.org/ru/development/sustainable/

Официальный сайт Всемирного банка https://www.WORLDBANK.org.

Росстат [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - URL: https://gks.ru/

 

ТЕМА 1. Экономика как наука и как хозяйственная система

 

План семинарского занятия

1. Экономика как наука: предмет, функции, методы исследования, уровни экономического анализа. Генезис экономической теории.

2. Потребности и их структура. Ресурсы и факторы производства.

3. Производство: сущность, структура, результаты, эффективность. Воспроизводство.

4. Экономический выбор. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

5. Характеристика категории «товар» в экономической теории.

6. Деньги: сущность, функции, виды.

Практические задания

 

1. Какие из следующих утверждений верны, а какие – нет?

1. Объектом изучения микроэкономики является регулирование денежного обращения.

2. «Темп инфляции в стране А в прошлом году составил 10%» – это позитивное суждение.

3. Ограниченность ресурсов – это фундаментальная проблема только тех государств, где запасы полезных ископаемых крайне низкие.

4. Микроэкономика изучает экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов.

5. Бедные не должны платить налоги.

 

2. Для каждого из приведенных ниже понятий и терминов подобрать соответствующее ему определение.

1. Предмет экономической теории.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

4. Позитивная экономика.

5. Нормативная экономика.

6. Индукция.

7. Дедукция.

8. Гипотеза.

9. Допущение «при прочих равных условиях».

10. Экономическая модель.

11. Экономические законы.

 

А. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами.

Б. Допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные.

В. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

Г. Поведение экономических субъектов, предполагающее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Д. Существенные, повторяющиеся, устойчивые связи, присущие экономическим процессам и явлениям.

Е. Раздел экономической теории, который изучает экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.

Ж. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

З. Раздел экономики, изучающий, во-первых, поведение обособленных экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств); во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены, принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

И. Анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

К. Упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зависимости.

Л. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией.

 

3. Что из нижеперечисленного изучает:

1) микроэкономика;

2) мезоэкономика;

3) макроэкономика;

4) мегаэкономика?

 

а) скрытая безработица на российских предприятиях;

б) цена хлеба в Пензенском регионе в сентябре 2009 г.;

в) государственный бюджет на 2012 г.;

г) индекс потребительских цен в 2010 г.;

д) спрос и предложение на рынке молока;

е) уровень инфляции в России в 2011 г.;

ж) экономические издержки фирмы и пути их сокращения;

з) спрос и предложение в национальной экономике;

и) политика либерализации цен, проводимая правительством;

к) проведение инновационных исследований на фирме;

л) валовой внутренний продукт;

м) рост цен на кофе на мировых рынках;

н) убыточность автомобильных фирм;

о) курс доллара в обменных пунктах страны;

п) спрос и предложение труда как фактора производства;

р) уровень безработицы и общий уровень цен в стране;

с) динамика экономического роста в Поволжском регионе;

т) мировой ВВП;

у) минимальный уровень пенсий в стране;

ф) цена металлопроката;

х) ожидаемое объединение BMW и Opel.

 

4. Какое из утверждений относится к позитивным, а какое – к нормативным:

 

а) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%;

б) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции;

в) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительство должно принимать меры, направленные на борьбу с инфляцией;

д) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

е) осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы и социальной дестабилизации, поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно;

ж) темп инфляции упал почти до нуля;

з) темп инфляции должен быть снижен до 3% в год для стимулирования экономического роста;

и) уровень доходов в США выше, чем в Европе;

к) поскольку людям не следует пить, государство должно увеличить акцизы на алкоголь.

 

5. Крестьянин купил корову за 16 000 д.е. Через год он ее продал за 17 000 д.е. и купил другую корову за 18 000 д.е. Через год он продает вторую корову за 19 000 д.е. Извлек ли он выгоду из указанных операций и какую?

 

6. Одинаковое печенье продается в упаковке разного размера. Одна стоит 50 д.е., а другая – 69 д.е. Какое печенье выгоднее покупать, если в первой упаковке – 2 кг, а во второй – 3 кг?

 

7. Какой из четырех вариантов очистки загрязненного озера предпочтительнее с точки зрения экономиста?

 

Вариант Процент очистки озера Выгоды от очистки за год (млн. д.е.) Годовые расходы на очистку (млн. д.е.)
A      
B      
C      
D      

8. Потребности современного человека чрезвычайно разнообразны и постоянно изменяются. Как Вы полагаете, потребности служат источником развития производства или развитие производства приводит к возникновению новых потребностей? В какой мере новые технические средства улучшают или ухудшают условия жизни людей? Как взаимосвязь производства и потребления отражает поговорка «Богатство создано не трудом, а ленью человека»?

 

9. В экономической теории понятие «производство» охватывает не только создание товаров. Относятся ли следующие виды деятельности к производству:

а) деятельность оптового продавца;

б) приготовление еды дома;

в) услуги банков и страховых компаний;

г) труд фермера на семейной ферме?

Обосновать свой ответ в каждом случае.

 

10. Построить кривую производственных возможностей по следующим координатам:

 

  А В С D E F G
Ось Х Ось Y              

 

Определить:

а) полностью ли используются ресурсы в точках F и G;

б) альтернативную стоимость при переходе из т. С в т. D.

 

11. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они могут собирать кокосы и ловить крабов. Начертить кривую производственных возможностей экономики этого острова, если 1 человек собирает
20 кокосов или ловит 10 крабов в день. Какую форму имеет данная кривая? Почему?

Предположим, на остров завезены приспособления, с помощью которых каждый из пяти его жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Показать изменения на графике.

12. У Светы есть два любимых развлечения – кино и танцы. Она может на них тратить 400 д.е. в месяц. Обычно она тратит 80 д.е. на билет в кино и 40 д.е. на дискотеку. Заполнить таблицу. Построить график.

Предположим, что обычно Света ходит на дискотеку 4 раза в месяц. Теперь она решила посещать дискотеку 6 раз в месяц. Чему равны вмененные издержки двух дополнительных посещений танцев?

 

 

Количество посещений в месяц
кино танцы
   

13. Прокомментировать данные графики.

 
 


y А y y y

В • М

К К

 

x x x x y y y y

 

x x x x

14. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он засадит все поле картофелем, то соберет 400 т, а если посеет пшеницу – то 100 т. Какова альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?

 

15. Отказавшись от работы продавцом в киоске с зарплатой 1000 д.е. в месяц, Миша поступил в институт. Стоимость всего курса обучения – 24000 д.е. (4 года обучения). Он нашел работу дворника с зарплатой 40 д.е. в день (без выходных). Какова альтернативная стоимость
1 года обучения?

 

16. Вам необходимо попасть в Москву. Билет на самолет стоит
1000 д.е., время полета – 1 час. Поездка на автобусе обходится в
500 д.е. и длится 8 часов. Какой способ Вы предпочтете, если Вы зарабатываете 400 д.е. в час. Прокомментируйте свой выбор.

 

17. Бухгалтер, который может работать маляром, решает проблему: или самому покрасить крышу дома, или нанять квалифицированного маляра. Известно, что бухгалтер за час работы по специальности может заработать 50 д.е., и если он будет красить крышу сам, то затратит на это 30 часов, а маляр затратит на это работу 20 часов и ему надо платить за час работы 25 д.е. Какое решение примет бухгалтер? Обоснуйте ответ вычислениями.

18. В таблице приведены варианты производства двух товаров: тостеров и компьютеров.

 

Какой вариант неэффективен в силу недоиспользования ресурсов?

 

19. Предположим, что три товаропроизводителя выпускают одинаковую продукцию. Сравнить производительность труда, если первый за 5 дней изготовил 10 изделий, второй за 7 дней – 12 изделий, а третий за 2 дня 6 изделий. Как разная производительность скажется на их доходах?

 

20. Два завода производят продукцию на 10 млн. д.е. в год. На одном заводе работают 10 человек, на другом – 15. Стоимость оборудования на первом заводе – 300 млн. д.е., на втором – 200 млн. д.е. На каком заводе производство более трудоемкое, а на каком – более фондоемкое (капиталоемкое)?

 

21. Какие блага являются экономическими, общественными, а какие – свободными?

 

А Экономические блага   1. Вода в роднике
Б Общественные блага 2. Услуги городской библиотеки
В Свободные блага 3. Услуги парикмахера
    4. Услуги врача частной практики
    5. Грибы и ягоды в лесу
    6. Лодка и приспособления для рыбалки
      7. Энергия солнца и ветра

22. Определить наиболее эффективную технологию для производства продукта А, который предполагается продать за 35 д.е. Какая технология станет эффективной, если труд подешевеет в 2 раза?

 

Ресурсы Цена ед. ресурса (д.е.) Технологии
№ 1 № 2 № 3 № 4
Труд Земля Капитал Предпринимательство   5 ед. 2 ед. 2 ед. 4 ед. 2 ед. 4 ед. 4 ед. 2 ед. 3 ед. 2 ед. 5 ед. 4 ед. 2 ед. 2 ед. 6 ед. 3 ед.
Общие издержки          

23. Рассчитать общественно необходимое время на изготовление товара. Какая группа производителей получить прибыль, какая – убытки?

 

Группа производителей Объем производства Затраты времени на единицу товара
  200 ед. 500 ед. 300 ед. 8 ч. 10 ч. 12 ч.

24. За 8 часов производится 20 изделий общей стоимостью 400 д.е.

Сколько будут стоить одно изделие и вся продукция, если:

а) производительность труда возрастет в 2 раза;

б) интенсивность труда увеличится в 1,5 раза?

25. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определить, как изменился физический объем продукции.

 

26. Найти предельную полезность, если известно:

 

Число съеденного мороженого Совокупная полезность (ютили) Предельная полезность (ютили)
     

 

 

Что понимается под термином «предельная полезность»? Может ли предельная полезность принимать отрицательное значение?

 

27. Как лучше всего потратить 70 д.е. на завтрак в буфете, если булочка стоит 20 д.е., стакан сока 10 д.е., а их предельная полезность для владельца такова:

 

Единица продукции Предельная полезность (ютили)
булочки сока
     

 

28. Допустим, что рабочий день Робинзона ограничен 7 часами. У него существует 5 потребностей, удовлетворяемые пятью различными продуктами (А, Б, В, Г, Д). Каждая порция товара создается Робинзоном за полчаса труда, но приносит разную степень насыщения. Полезность, создаваемая в течение получаса труда:

 

Единицы продуктов Степень насыщения потребностей, приносимая продуктами
А Б В Г Д
           

 

Распределить труд таким образом, чтобы получить наибольшую полезность.

 

29. Общий годовой объем продаж составляет 100 млрд. д. е., одна д. е. обслуживает за год 5 товарных сделок.

а) Рассчитать количество денег, необходимых для обращения.

б) Как изменится количество денег в обращении:

при увеличении суммы цен товаров вдвое;

в) при таком же ускорении оборота денежной единицы?

 

30. Какие функции выполняют деньги в следующих ситуациях:

а) покупка стиральной машины в рассрочку;

б) заключение договора о страховании жизни, автомобиля;

в) погашение ссуды;

г) учет затрат и стоимости имущества предприятия;

д) оплата поставок продукции предприятию;

е) хранение денег на расчетном счете предприятия;

ж) выдача заработной платы персоналу фирмы;

з) получение пособия по безработице;

и) установление цены товара;

к) возврат долга соседке;

л) внешнеторговая сделка фирмы;

м) определение средней зарплаты на предприятии;

н) оценка наследуемого имущества;

о) определение объема национального производства статистическим ведомством;

п) оплата товара в гастрономе наличными;

р) открытие депозитного счета в банке;

с) сбережение средств для поездки в круиз;

т) оплата покупки холодильника чеком;

у) определение в контракте годового оклада служащего;

ф) сбережение денег на «черный день»;

х) указание цен готовящихся блюд в меню ресторана.

Тесты

Выбрать один правильный ответ

1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, – это:

а) меркантилизм; в) теория физиократов;

б) институционализм; г) маржинализм.

2. Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:

а) Жана-Батиста Сэя; в) Альфреда Маршалла;

б) Джона Стюарта Милля; г) Джона Мейнарда Кейнса.

3. Термин «политическая экономия» появился:

а) в 1615 г.; б) в 1776 г.; в) в 1867 г.; г) в 1890 г.

4. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) закономерности функционирования фирмы;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

5. Что из приведенного списка не является моделью:

а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже;

б) иерархия потребностей;

в) концепция экономического человека;

г) валовой внутренний продукт?

6. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос:

а) как должно быть; в) как есть;

б) как могло бы быть; г) как будет;

7. Понятие «homo economicus» означает:

а) абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

б) разумного человека;

в) абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

г) конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы.

8. Термин «политическая экономия» первым использовал в названии своей книги экономист:

а) А. де Монкретьен; в) Барон де л'Он;

б) М. де ла Ривьер; г) Ф. фон Хайек.

9. Микроэкономика представляет собой:

а) особую науку;

б) раздел науки, в рамках которой изучается экономическое поведение отдельных хозяйственных субъектов;

в) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики;

г) искусство накопления денег и имущества;

д) нормативную экономическую теорию.

10. Дедукция, или логический метод, предполагает:

а) переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

б) предварительное изучение фактов;

в) мысленное разделение предмета на составные части;

г) соединение частей в единое целое.

11. Среди основных функций экономической науки нельзя найти:

а) познавательную; в) методологическую;

б) прагматическую, или практическую; г) эстетическую.

12. К смежным («пограничным») экономическим наукам не относится:

а) эконометрия; г) экономическая география;

б) история экономики; д) экономическая демография.

в) менеджмент;

13. К функциональным экономическим наукам относится:

а) история экономических учений; г) экономика транспорта;

б) экономическая психология; д) маркетинг.

в) экономическая социология;

14. Основное значение экономической науки сегодня:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

15. Какой из приведенных списков факторов производства точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, предпринимательство, информация?

16. Из ограниченности ресурсов следует необходимость:

а) рыночной системы;

б) государственного регулирования экономики;

в) выбора;

г) всего вышеперечисленного.

17. Остап Бендер, получив отказ в продаже стула, очаровал Эллочку-Людоедку золотым ситечком. С чем столкнулась Эллочка, решая, обменять ли стул на ситечко:

а) с проблемой ограниченности ресурсов;

б) с необходимостью компромиссного выбора;

в) с проблемой оценки альтернативной стоимости;

г) со всем вышеперечисленным?

18. Что такое блага:

а) нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности;

б) средства, с помощью которых удовлетворяются потребности;

в) материальные ресурсы?

19. Что из перечисленного отражает суть понятия «полезность»:

а) польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг;

б) измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг;

в) критерий оценки успешности экономической политики государства;

г) ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении?

20. Альтернативные издержки строительства школы равны:

а) оплате охраны школы и работы обслуживающего персонала;

б) цене строительства школы;

в) лучшему из наборов других товаров и услуг, от производства которых пришлось отказаться в результате строительства школы.

21. Не относится к первичным потребностям:

а) еда; б) одежда; в) образование; г) жилье.

22. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

а) изменение в цене различных продуктов;

б) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

в) преимущества производства масла вместо пушек;

г) потенциальные возможности общества в производстве двух экономических благ.

23. Принцип убывания предельной полезности может быть использован для случаев, когда:

а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара;

б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров;

в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара;

г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям.

24. Производство – это:

а) изготовление полезных вещей;

б) выпуск материально-вещественной продукции предприятиями;

в) вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей.

25. Что относится к факторам производства:

а) экономические блага;

б) ресурсы, используемые для производства экономических благ;

в) потребности?

26. Что относится к результатам производственной деятельности:

а) продукция промышленных предприятий;

б) предметы, создаваемые массовым промышленным производством;

в) любой произведенный материальный и нематериальный продукт?

27. Основное свойство потребностей:

а) большое разнообразие; б) безграничность; в) исчерпаемость.

28. Товар – это:

а) продукт труда, предназначенный для обмена и удовлетворения потребностей;

б) вещь, обладающая полезными качествами;

в) предметы личного потребления.

29. Деньги – это:

а) ассигнации и монеты, используемые в нашей стране;

б) мера полезности, ценности вещей;

в) особый товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента при обмене.

30. Что такое сфера обращения товаров:

а) транспортировка товаров от производителя к потребителю;

б) область деятельности, где происходит обмен товаров;

в) распределение товаров между потребителями?

31.Выберите более корректное определение термина «факторы производства»:

а) факторы производства – это совокупность материальных и трудовых ресурсов;

б) факторы производства – это экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг;

в) факторы производства – это производственные затраты для предприятий;

г) факторы производства – это ограниченные ресурсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: