· не понимает обращенную речь.
· понимание ограниченное (ситуативная).
· выполняет простые речевые инструкции.
· выполняет сложные речевые конструкции.
· в полном объеме.
Пассивный словарь.
· название реальных предметов и на картинках.
· понимание смыслового значения слова.
· понимание действия.
· понимание простого сюжета.
· понимание лексико-грамматических конструкций.
· ребенок выражает пространственные объяснения вместо названия предмета или действия.
· ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов.
Предлоги.
· пользуется простыми предлогами, допуская большое количество ошибок, предлоги пропускает, заменяет;
· неполная сформированность понимания значений, даже наиболее простых предлогов;
· при употреблении простых предлогов допускает их замены пропуски.
· не пользуется сложными предлогами.
Словоизменение.
· бедный запас слов выражающих оттенки значений; большое количество ошибок в словоизменении, поэтому нарушается синтаксическая связь слов в предложении:
ü смешение окончаний существительных мужского и женского родов.
ü замена окончаний существительных среднего рода И п.
ü окончаний сущ женского рода.
ü ошибочные ударения в словах.
ü неправильное согласование сущ+прил,
ü не может образовывать мн.ч. сущ+глаг от слов в ед. ч. и наоборот.
· неумение пользоваться способом словоизменения.
Активный словарь.
· в активном словаре преобладают сущ. и глаг. Мало слов характеризующих качество, признаки состояния предметов и действия, а так же способы действий.
· отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложение и строить сложные.
|
· понимание обиходной речи в основном хорошее, но и иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию нетвёрдое овладение грамматическими формами.
· неточное знание и употребление многих обиходных слов.
· наблюдается бедность и неточность понимания и употребление многих слов.
· словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов.
· особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных и глаголов.
· речь бедная, неправильная, бытовые штампы.
· многословность. Резкая недостаточная развернутость высказывания.
· низкая речевая активность.
· несформированность навыков построения связного высказывания.
· недостаточное развитие словарного запаса.
· нарушено обобщение и активизация словаря, страдает дикция, выразительность речи.
Грамматический строй речи.
· недостаточная сформированность грамматических форм языка.
ü ошибки в падежных окончаниях.
ü смешение временных и видовых форм глаголов.
ü ошибки в согласовании и управлении.
· неполноценность грамматического программирования.
· недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простых предложений.
· ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании: существительное + прилагательное и существительное + глагол.
· затрудняется в образовании новых слов с помощью суффикса, приставки и окончания.
Лексико – грамматический строй речи.
· лексико – грамматическая недостаточность.
|
· пользуется развернутой фразой.
· лексико – грамматический строй речи сформирован достаточно (норма).
· нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность, неточность словарного запаса.
· не знает многих слов не только абстрагированного значения, но и встречающиеся в речевой практике.
· недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт - письмо), а так же дифференцирует по значению, не улавливает разницы в их значении; употребление существительных и глаголов, из прилагательных использует - качественные.
· недостаточное владение синонимичными и антонимическими средствами языка.
· ограниченность лексических средств, при составлении предложений по опорным словам.
· в основном преобладают простые предложения из 3 – 4 слов; предложения отличаются краткостью, стереотипностью; круг использованных слов крайне ограничен.
· в самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные и пространственные отношения.
Связная речь
В свободных высказываниях наблюдаются негрубые ошибки в оформлении фраз. |
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. |
В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения. |
Ребёнок прибегает к пространным объяснениям вместо называния предмета или действия. |
По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдается отсутствие связующих элементов. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы. |
В высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые отношения (временные, пространственные, причинно-следственные). |
Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает. |
Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. |
Для пересказа. Передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. |
Для рассказа. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение. Не сохраняет основной сюжетной линии. При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали. |
Связная речь
|
(сюжетные картинки + пересказ)
· пересказывает с помощью вопросов. Общий смысл прочитанного понимает
· в свободных высказываниях наблюдаются ошибки в формировании фраз. Умеет пересказать без искажений прочитанный ему незнакомый рассказ
· рассказы со скрытым смыслом малодоступны
· связная речь характеризуется односложностью, умением связно и последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств
· трудности при составлении предложения по набору слов, сюжетной картинке
· нарушен порядок слов в предложении; набор слов вместо связного высказывания
· перечисление отдельных элементов ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдаются разрывы, отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы
· передает содержание упрощенно, пересказывает важные части рассказа, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения
· рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Не сохраняет основной сюжетной мысли при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали
Чтение и письмо