В общем виде структуру исследуемого объекта можно разделить на четыре блока:
1) производство;
2) ресурсы;
3) реализация;
4) финансовые результаты.
В зависимости от выбранной специализации и темы исследования акцент должен делаться на тот или иной блок.
На следующем рисунке представлена рекомендуемая последовательность анализа данных отчета предприятия:
После определения темы исследования в рамках выбранной специализации, рекомендуется разработать рабочий сценарий всего процесса подготовки и проведения исследования в реальном времени.
В развернутом виде общая логика (алгоритм) исследования может быть представлена следующим образом:
1. Выбор темы.
2. Составление сценария исследования.
3. Постановка задачи в общей форме, определение цели, объекта и предмета исследования.
4. Предварительное изучение источников.
5. Формулирование проблемы и ее структуризация.
6. Декомпозиция проблемы, установление иерархии целей.
7. Уточнение проблемы и ее переструктуризация.
8. Предварительное моделирование.
9. Доступность источников информации.
10. Уточнение плана выработки.
11. Составление плана исследования.
12. Выработка концепции исследования.
13. Процесс исследования
14. Оформление результатов исследования.
ОФОРМЛЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет по практике является основным документом студента, отражающим выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Студент готовит отчет самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия не позднее, чем за 3-4 дня до ее окончания.
Отчет составляется в соответствии с программой практики по специализации и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления предприятия, задач и функций различных отделов, динамике основных технико-экономических показателей, перспективах развития предприятия.
|
В отчете также описывается методика проведения исследований, отражаются результаты выполнения индивидуального задания, полученного от руководителя.
В заключении отчета приводятся краткие выводы о результатах практики, предлагаются научно-экономические рекомендации по формулировке основных проблем предприятия и путях их решения в рамках выбранной специализации.
Примерная структура отчета представлена в приложении 2.
Основными используемыми документами для написания первой части отчета являются: учредительные документы организации, внутренний устав, архивные документы, касающиеся истории функционирования организации. В первой части необходимо также описать целевую направленность и характеристику выпускаемой продукции.
В процессе написания второй части отчета должны быть рассмотрены: схема организационной структуры, уровни и звенья системы управления, проанализированы основные должностные инструкции. В случае, если данная организация является производственным предприятием, то должны быть проанализированы производственные мощности.
Для написания третьей части отчета используются документы официальной бухгалтерской отчетности, внутренние финансовые документы, а также при возможности внутренняя финансовая отчетность. Анализ должен осуществляться в соответствии с общепринятыми методиками.
|
Для написания четвертой части отчета должна быть проведен анализ макросреды организации, в результате чего должны быть сделаны обоснованные выводы относительно ее состояния. Также должны быть даны рекомендации по возможному усовершенствованию структуры управления и финансового состояния организации.
Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Каждая таблица, схема, диаграмма и график должны иметь тематическое название и сквозную нумерацию. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.
Отчет по практике должен содержать:
ü титульный лист;
ü индивидуальное задание;
ü содержание;
ü введение;
ü основную часть;
ü заключение;
ü список литературы;
ü приложения.
Отчет по практике должен быть сброшюрован. Объем отчета может быть в пределах 20-25 машинописных страниц, набранных 12-14 шрифтом с межстрочным интервалом 1,5 пункта. Титульный лист отчета оформляется по единой форме, представленной в программе практики (см. прил. 1). Допускается использование цветных рисунков, схем и диаграмм.
При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров: слева – 30 мм; справа – 15 мм; сверху – 20 мм; снизу – 20 мм.
Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы. Титульный лист имеет номер 1, который на нем не ставится.
|
Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Заголовки должны быть сформулированы кратко.
Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится. Такие разделы как "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ", "ПРИЛОЖЕНИЯ" не нумеруются.
Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.
Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивание заголовков не допускается. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница.
При компьютерном наборе основной текст следует набирать шрифтом Times New Roman с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать с полужирным начертанием, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычным.
Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков.
Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например "Таблица 7", либо по разделам, например "Рис. 2.5", что означает рисунок 5 в разделе 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.
Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова "Рис.", номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова "Таблица", номера таблицы с точкой и текстовой части, которая для таблиц не обязательна. Точки после текстовой части не ставятся. При отсутствии текстовой части точка после номера не ставится.
Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таблицы располагается над таблицей справа. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.
Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида "Таблица 1.2. Продолжение". На последней части вместо слова "Продолжение" рекомендуется записывать "Окончание". Заголовочная часть таблицы должны повторяться на каждой странице полностью, либо с применением нумерации колонок. В последнем случае колонки нумеруются и на первой странице таблицы.
На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4) Ссылки на формулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например "Y из формулы (3)".
В разделе "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ" помещаются все источники, которые использовались при написании текста и прохождении практики.
На материалы, заимствованные из литературных и других источников в тексте должны быть ссылки с указанием номера источника по списку. Номер, интервал или список номеров проставляется в квадратных скобках, например [1], [3-5, 6, 13]. При необходимости может быть указан номер страницы или номер пункта в источнике, например [3, стр. 157], [4, п. 1.8].
Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке.
Приложения идентифицируются номерами или буквами, например "Приложение 1" или "Приложение А". На следующей строке, при необходимости, помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации. В раздел "СОДЕРЖАНИЕ" названия приложений, как правило, не помещают.
Приложение 1
Федеральное агентство по образованию
Волгоградский государственный университет
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра экономики и менеджмента
ОТЧЕТ
о прохождении практики по специализации
База практики: ___________________________________
Место работы: ___________________________________
Сроки практики:__________________________________
Выполнил(а): студент(ка)
гр.__________________
Ф.И.О.______________
Преподаватель:
Ученая степень_______
Ученое звание________
Ф.И.О. ______________
Волгоград_______(год прохождения практики)
Приложение 2
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………..…..…….…… (1 стр.)
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..…..…… (1-2 стр.)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Организационно-правовая форма
История создания ……….….…(5-7 стр.)
Цель и предмет деятельности
Описание продукции (услуг)
2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Организационная структура
Основные должностные инструкции..………… (3-5 стр.)
Описание деятельности отделов
3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
- имущественного положения
- использования основных и оборотных средств
- показателей ликвидности … (7-10 стр.)
- финансовой устойчивости
- деловой активности
- показателей рентабельности и др.
4. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Состояние отрасли
Совершенствование структуры управления...…..…… (2-4 стр.)
Пути повышения экономической эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..… (1-2 стр.)