Клиентцентрированная (разговорная) терапия К. Роджерса




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ИЗМАИЛЬСЬКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДОКЛАД

По ОСНОВАМ ПСИХОТЕРАПИИ

«РАЗГОВОРНАЯ (КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ (К.РОДЖЕРС)»

 

студентки центра

непрерывного образования

сали е.в.

 

Измаил, 2016

Клиентцентрированная (разговорная) терапия К. Роджерса

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям,
они становятся сами собой...

Лао Цзы

Впервые метод разговорной психотерапии разработали немецкие психотерапевты Р. Тауш и Я. Хельм в 70-е годы прошлого века. Изначально её принципы использовались для работы как с невротическими, так и с психотическими расстройствами. Во многом идеи «лечения словом» были близки господствовавшему тогда методу клиент-центрированной (разговорной) терапии К. Роджерса.

Многие люди с психологическими расстройствами считают, что окружение их не понимает. И только когда другие выражают им свое сочувствие, они ощущают понимание. Постепенно эти люди становятся готовыми к изменениям. Карл Р. Роджерс, на основе этого опыта, который он почерпнул из идей неоаналитика Ранка и из китайских источников, создал свой метод.

Успех его первой книги «Консультации и психотерапия» («Counseling and Psychotherapy», 1942) в значительной мере способствовала сенсация: в ней была опубликована полная расшифровка звукозаписи индивидуальной терапии.

Понимание личности в клиентцентрированной терапии

Выражение К. Роджерса (1942): «Иногда мы забываем, что результаты любого вида психотерапии зависят от предположения, что индивид, если ему помочь, переориентируется, заново организовывает свои установки, а также может прибегать к менее трудной адаптации и находить удовлетворение социально признанными способами». Чтобы достичь этой цели, недирективная психотерапия, т.е. центрированная на клиенте старается реорганизовать оценочный процесс со стороны организма, т.е. контроль организма за опытом в аспекте его благоприятности для самосохранения.

10-уровневая система терапии длится от тенденции к актуализации (общее стремление к самосовершенствованию), «Я-Концепции» (изменяемые образцы самости относительно собственного прошлого, современного и будущего) и вплоть до новой оценки. В качестве цели К. Роджерс избрал «полнейшую функциональную личность», важнейшие признаки которой: открытость для нового опыта, непротиворечивость образа «Я» и опыта, оценочное суждение о собственной самости, неискаженное восприятие реальности и зрелое социальное взаимодействие, которое удовлетворяет ее.

Особенности поведения клиентцентрированного терапевта

Сравнительно с другими видами клиентцентрированная терапия требует от терапевта больше сдержанности. Причина этого парадоксальна. Терапевт относительно быстро выясняет истинную причину (истолкованную согласно его имплицитной теории) психологических расстройств. Однако: «Чем точнее и исчерпывающе интерпретация, тем вероятнее, что пациент ответит вам защитой и сопротивлением».

Это сопротивление психоаналитики считают блокадой (едипального) несознательного и ставят в центр обработки; если поведенческий терапевт отвечает на него контрпониманием, то клиентцентрированный не противопоставляет ничего, чтобы таким образом его ослабить. К. Роджерс цитирует китайского философа Лао-Цзи (6 ст. к н.э.): «Если я удержусь от вмешательства, то человек побеспокоится о себе сам; если удержусь от руководства, человек самая найдет правильное поведение.»

Понимание — это совсем не бездеятельность. Терапевт должен придерживаться трех переменных величин поведения:

(1) Он повторяет пациенту его выражения. Благодаря этому пациент в словах терапевта узнает себя и начинает себя корректировать (вербализация эмоционального содержания переживаний). Он ощущает понимание и побуждение к изменениям.

(2) Положительное оценочное отношение к пациенту и эмоциональное тепло относительно него, что усиливает уверенность в себе и доверие к терапии.

(3) Аутентичность и самоконгруэнтность — важнейшее требование к терапевту. Социальные положения требуют всяких видов представления, неправды и лицемерия. Они должны радикально уступить место самораскрытию (англ. self-disclosure), чтобы подозрение в неискренности терапевта не вело пациентов к неопределенности, замкнутости и отказу от позитивных отношений.

Процессуальные переменные клиентцентрированной терапии

После каждых 6-25 предусмотренных терапевтических встреч (около 45 мин. каждая) партнеры по терапии выясняют свои повторные или следующие шаги.

Для этого используются анкеты. Одна из них, которую предложили Томлинсон и Гарт (1962), а переработал К. Роджерс, предусматривает семь функциональных сфер (строк) и семь уровней (три столбика), в которых можно регистрировать достигнутый прогресс.

В рамках этого терапевт процесса задает две главные переменные величины: самообследование (поиск новых аспектов своего внутреннего переживания) и самопереживание (англ. experiencing) (критическая саморефлексия, внутреннее самораскрытие, расширенное самоприменение).

Клиентцентрированная терапия подчеркивает, что ее результатом является не завершение, а начало нарастающей самоактуализации или самореализации.

К. Роджерс пишет об этом («Ретроспективный взгляд», 1976): «Постепенно была развита и проверена гипотеза, согласно которой индивид имеет в себе огромные источники для помощи себе и для понимания себя самого, для изменения «Я-Концепции», своих наставлений, самодетерминированного поведения».

Эффективность

Разговорная психотерапия, наряду с психоаналитически ориентированными и поведенческими методами, относится к тем трем психотерапевтическим направлениям, действенность которых можно рассматривать как научно доказанную. Между тем как психоаналитики, так и сторонники разговорной психотерапии высказывают предположения о том, что в рамках мета-анализа Граве эффективность разговорной психотерапии и психоанализа систематически недооценивается. Основанием для этого замечания является, например, то, что средняя продолжительность курсов разговорной терапии, использованных для мета-анализа, составляет «чаше всего менее 20 встреч». Столь краткая работа осуществляется чаще всего с помощью «квази-экспериментального» подхода в терапевтических группах или с использованием контрольных групп и рандомизации. На практике уже в 50-е годы продолжительность курсов разговорной психотерапии составляла более 31 встречи. Экерт и Вухнер, проведя репрезентативный опрос 300 опытных терапевтов, работающих в рамках разговорной психотерапии, со средним опытом терапевтической работы около 14 лет, обнаружили, что средняя продолжительность терапии составляет 69,2 часа и варьируется в зависимости от картины нарушений. То есть можно предположить, что изученные в рамках мета-анализа сеансы разговорной психотерапии не являются показательными. Так как по меньшей мере в отношении количества часов терапии существует четкая взаимосвязь между продолжительностью терапии и успехом лечения, можно вслед за Бирманн-Ратьеном, Экертом и Шварцем) предположить, «что эффективность разговорной психотерапии в проведенных до сих пор мета-аналитических исследованиях систематически недооценивалась». При прямом сравнении разговорной психотерапии и психоаналитической терапии систематические различия в эффективности этих обеих форм терапии, по мнению Граве и его коллег, не обнаруживаются.

Показания

«Разговорная психотерапия как лечебная процедура рекомендована тогда, когда:

1) нарушение является психическим, то есть в основе его лежит неконгруэнтность;

2) у клиента задана Я-концепция и некоторая способность строить отношение к самому себе;

3) клиент в определенной степени воспринимает свою неконгруэнтность как таковую и это восприятие связано с желанием изменений;

4) клиент может воспринять и принять предложение отношений разговорной психотерапии;

5) в устранении неконгруэнтности в переживаниях клиента можно увидеть, как минимум первый шаг к преодолению его психических нарушений или к решению его проблем, а также если терапия приведет к прояснению проблемы».

Основная идея разговорной терапии заключается в том, что важнее являются отношения и чувства психотерапевта, чем его теоретическая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы психотерапевта. Именно это восприятие является решающим.

 

Список литературы

1. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М. 1994 г., Прогресс.

2. Роджерс К. Р. О групповой психотерапии /Пер. с англ. - М. 1993 г., Гиль-Эстель.

3. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. - М., 1993 г., Рефл-бук.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: