Дата 13.10 2020 г
Тема: Эффективность производства: понятие, показатели оценки.
Тип урока: Лекционный материал.
План:
1. Ознакомиться с изложенным материалом (Представленном ниже).
2. Составить опорный конспект (Продолжить).
3. Ответить на вопросы изученного материала.
4. Ответы отправлять на почту olga.lagunova.1975@mail.ru
Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с увеличением конкуренции, глобализации бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
Эффективность сложная экономическая категория и для ее измерения используется широкий круг показателей.
В теории эффективности различают два понятия: эффект и эффективность. Под эффектом понимается результат производственной деятельности, инвестиций и т.п. Эффективность характеризует соотношение эффекта и затрат на его получение.
В условиях рыночной экономики основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат ресурсов при высоком уровне качества труда и обеспечения конкурентности продукции.
Для оценки эффективности деятельности предприятия используют различные показатели прибыли, которую классифицируют по различным критериям. / /
Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц.
Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут использовать в виде дивидендов или реинвестировать в расширение масштабов производства и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов интерес представляет величина прибыли до налогообложения. Для государства интерес представляет налогооблагаемая прибыль, которая служит источником поступления денег в бюджет.
Для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции используется прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости экономического роста предприятия – капитализированная (реинвестированная прибыль и т.д.).
Прибыль является абсолютным финансовым показателем работы предприятия. Абсолютные показатели прибыли дают возможность определить их динамику, но не позволяют дать сравнительную оценку деятельности предприятия во времени или в сравнении с другими предприятиями.
Прибыль связана с масштабами производства, зависит от размеров предприятия, что в определенной мере ограничивает ее аналитические возможности как критерия эффективности.
Оценить эффективность функционирования предприятия и деловую активность предприятия можно только по относительным показателям доходности или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов ( А), объема продаж ( РП), и прибыли ( П).
П > РП > А > 100% (1)
Неравенство ( А>100%) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.
Неравенство ( РП> А) свидетельствует о повышении интенсивности использования ресурсов на предприятии.
Неравенство ( П > РП) свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж.
Данное соотношение принято называть «золотым правилом экономики предприятия».
Для оценки эффективности функционирования предприятия чаще всего используют систему относительных показателей – показателей рентабельности (доходности, прибыльности).
Рентабельность – характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности предпринимательской деятельности. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатель рентабельности отражает соотношение эффекта (результата) с величиной вложенного капитала или потребленных ресурсов.
Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности, но и как инструмент инвестиционной политики и политики ценообразования.
Показатели рентабельности в зависимости от положенных в основу классификации признаков делятся на показатели, базирующиеся на затратном подходе, показатели, в основе которых лежит ресурсный подход и показатели, характеризующие прибыльность продаж.
1. К затратным показателям рентабельности относятся: рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность основной деятельности
Рентабельность основной деятельности характеризует способность предприятия самостоятельно покрывать свои расходы прибылью и наиболее широко применяется для оценки эффективности работы предприятия:
РОД = ПРП /З, (2)
где П РП – прибыль от реализации продукции (валовая прибыль);
З затраты на производство продукции.
Расчет рентабельности основной деятельности по соотношению затрат на производство и прибыли от реализации не учитывает отрезок времени между производством и моментом реализации. Поэтому для оценки рентабельности основной деятельности необходимо соотносить прибыль от реализации с затратами, приходящимися на реализованную продукцию.
РОД = ПРП /ЗРП, (3)
где З – затраты на производство реализованной продукции.
Рентабельность операционной деятельности наиболее полно характеризует окупаемость операционных затрат, так как при его определении учитываются не только результаты от реализации, но и внереализационные результаты.
РОП = ПОП /ЗОП, (4)
где ПОП – прибыль от операционной деятельности (до выплаты налогов и процентов);
ЗОП - затраты по операционной деятельности, относящиеся к реализованной продукции.
Рентабельность операционной деятельности определяется только в целом по предприятию.
Рентабельность продукции (товарного выпуска продукции, реализованной продукции, работ, услуг) характеризует величину прибыли, приходящейся на рубль реализованной продукции
РПР = ПЧ / РП, (5)
где РП – объем реализованной продукции;
ПЧ – чистая прибыль предприятия.
Рентабельность продукции характеризует не только эффективность хозяйствования, но и эффективность системы ценообразования, уровень конкурентоспособности продукции и величину спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность продукции целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по ее отдельным видам.
На величину рентабельности продукции оказывают влияние структура и индивидуальная рентабельность отдельных видов продукции, которая резко изменяется в результате различной материалоемкости и трудоемкости их изготовления.
2. К показателям рентабельности, в основе которых лежит ресурсный подход (уровень рентабельности определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала), относятся показатели: рентабельность совокупных активов (общая рентабельность), рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала.
Рентабельность капитала показывает величину прибыли, получаемую вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие. Для оценки рентабельности капитала в современной экономической теории существует две концепции капитала.
В основе первой концепции лежит финансовая природа капитала, которой представляет собой обязательства предприятия перед акционерами, учредителями, государством, кредиторами, физическими и юридическими лицами (по признаку принадлежности различают собственный и заемный капитал).
Рентабельность собственного капитала характеризует отношение чистой (реализованной ит.п.) прибыли к стоимости собственного капитала.
РСК = ПЧ / СК, (6)
где СК – величина собственного капитала.
Согласно второй концепции капитал определяется как совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей, то есть капитал рассматривается в форме запасов (в активе баланса отражен основной и оборотный капитал).
Для оценки деятельности предприятия важнейшее значение имеет показатель рентабельности производственных фондов (активов, имущества).
Рентабельность производственных фондов (производства) характеризует эффективность использования основных и оборотных средств.
РПФ =ПРП / (ОФ + ОБС), (7)
где ОФ – стоимость основных производственных фондов;
ОБС – оборотные средства (стоимость материальных оборотных средств).
Рентабельность основных производственных фондов показывает величину прибыли, приходящейся на рубль стоимости основных фондов:
РПФ =ПРП / ОФ (8)
Показатели рентабельности по видам деятельности, продукции, продаж, и производственных ресурсов полезны в сопоставлениях внутри отрасли и в динамике по отдельным предприятиям и не могут быть использованы для межотраслевых сопоставлений, так как доходность в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и продаж, но и от скорости оборота капитала.
Скорость оборота капитала характеризует коэффициент оборачиваемости, который показывает, сколько рублей выручки приходится на рубль совокупных активов.
В отраслях с высокой оборачиваемостью капитала высокая отдача на вложенный капитал может быть получена при невысоком уровне рентабельности продукции. В отраслях с низкой скоростью оборота капитала, предприятия должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для обеспечения требуемой нормы доходности на вложенный капитал.
Рентабельность акционерного капитала характеризует эффективность использования капитала акционеров и отражает привлекательность данного предприятия для вложения капитала.
РАК =(ПЧ – ДПА)/АК (9)
где РАК – рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям;
ДПА – дивиденды по привилегированным акциям;
АК – акционерный капитал по обыкновенным акциям
3. Прибыльность продаж характеризует рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Рентабельность продаж (модифицированный показатель нормы прибыли) в отличие от рентабельности продукции характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности предприятия
РОП = ПРП /РП, (10)
где РОД – рентабельность продаж.
Данный показатель рассчитывается в целом по предприятию и по видам продукции. По уровню агрегирования факторов рентабельность продаж является комплексным показателем, так как приращение прибыли может быть вызвано как интенсивными, так и экстенсивными факторами использования производственных ресурсов.
Для оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов используют систему частных показателей эффективности производства: производительность труда, фондоотдача и фондоемкость, материалоотдача и материалоемкость продукции. / /
Контрольные вопросы
1. Что понимается под эффектом и эффективностью
2. Какое соотношение должно соблюдаться между темпами изменения совокупных активов, объема продаж и прибыли
3. Какие показатели рентабельности относятся к затратным показателям
4. Что характеризует показатель «рентабельность основной деятельности»
5. Что характеризует показатель рентабельность операционной деятельности
6. Дайте характеристику показателю «рентабельность продукции»
7. Какие показатели рентабельности относятся к ресурсным показателям
8. В чем состоит назначение рентабельности по видам деятельности
9. Что характеризует показатель «рентабельность продаж»
10. Какой из показателей рентабельности является комплексным