Запишем наиболее известные произведения.
Беседа по рассказу.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
(Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь.)
-Какова тема рассказ? Но вначале литературоведы напомнят, что такое тема?
( Тема – то, что составляет основное содержание произведения). Слайд 6
(Как внук помог бабушке.)
-Кто главный герой рассказа?
(Баба Дуня, Гриша)
Вывешиваются портреты старых русских женщин. Слайд 7.
-Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для бабы Дуни? Почему?
(«Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах виделось что-то нездешнее»).
-Опишите внешность Гриши.
(Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.).
- Выделим основные элементы сюжета. Слово литературоведам.
(Указать завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.) слайд 8, слайд 9
Под запись!
Завязка – сны бабы Дуни.
Развитие действия – приезд внука, его занятия; радость бабушки, переживание из-за тревожных снов.
Кульминация - нахождение верного способа исцеления бабушки.
Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.
Вы всё сказали правильно. Отметили то, что завязкой являются сны бабушки, которые мучают её. Автор использует приём сна, с помощью которого мы переносимся в тяжёлые годы ВОВ.
- Что же снится бабе Дуне? Что же такое произошло с ней во время войны?
Перескажите, пожалуйста.
(Потеряла хлебные карточки. Ничего не оставалось, как собирать жёлуди и этим спасать от голода троих детей и себя. Но жёлуди отобрали. Надвигалась новая беда – суровая зима. Дети раздеты и разуты. Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь.)
- А вы знаете, что такое хлебная карточка? Предоставим слово историкам. слайд 10
(Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения.Суточная порция хлеба для рабочих составляла 250 граммов, для детей и служащих – 125 граммов. В случае потери карточки не восстанавливали. Потеря их во время войны смерти подобна. Подготовить кусочки хлеба.
-Тяжёлое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в её памяти, в душе и стало причиной болезни. Как вы думаете, можно ли было в одиночку с этой болью справиться?
(Нет).
-А кто ей помогал? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу. Проверяем домашнее задание:
сопоставить героев рассказа, попутно делая краткие выводы. Литературоведы характеризуют детей, историки – внука. Слайды 12,13
Дети | Внук |
1. Поддерживают ли они бабу Дуню? | |
| “... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”. Внука тянет к родному человеку. |
2. Как это отражается на жизни бабы Дуни? | |
“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. | “Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах. С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. |
3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни? | |
“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”. Приезд матери им в тягость. | На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”. Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке. |
4. В чем проявляется их забота? | |
“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”. Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. | “Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь. Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем. |
5. Как успокаивали бабу Дуню? | |
“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”. “Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене. Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. | “...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Чтение по ролям: автор, Гриша, баба Дуня. |
6. Как относятся к прошлому? | |
“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”. Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна. | “Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..." Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. |
-Итак, сравнив героев рассказа, что мы можем сказать о характере Гриши?
Вывод: Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая,
чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише.
- Найдите эти предложения в тексте.
(«Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу..», «Когда Гриша шёл домой после разговора с мамой, он думал про бабушку, и думать про неё было больно.», «Гриша шёл, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что –то жгло и жгло…», «Сердце мальчика облилось жалостью и болью», «Слёзы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого –то ещё»
Используя часто слово «сердце» автор подчёркивает, что в душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем зародилось милосердие и сострадание. Обращаемся к кластеру.
- Как вы думаете, почему Григорий не рассказывает бабушке о случившемся?
(Григорий вовремя понял, что нельзя говорить. Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит.)
«Нужно делать и молчать, и придёт исцеление»
-«Ночь исцеления» - так называется рассказ.
Как вы понимаете смысл заглавия?
(Исцеление души)
-О каком и чьём исцелении рассказывает автор? Слайд 14
Исцеление Бабушки Гриши | |
Перестала кричать, началось выздоровление от душевных ран | Исцелился от собственного равнодушия. Повзрослел, сам нашёл способ помочь бабе Дуне. |
-Автор рассказа, Борис Екимов, заставляет нас оглянуться на тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и нашему участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости. Послушаем стихотворение Дементьева А.Д. Подумайте над вопросом: какая тема объединяет стихотворение и эпиграф урока? Слайд 15
(Милосердие и сострадание).
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена
- Раскрывает ли эпиграф содержание рассказа, нашей беседы?
(Не жалейте ласкового слова, теплого взгляда.)
И в конце урока ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления?» Работа в группах. Слайд 16.
(О том, как плохо оказаться забытым, одиноким при живых детях и внуках; невольно хочется быть добрее, внимательнее к близким и помнить, что кому-то, возможно, нужна наша помощь, которую нужно оказать вовремя, а то будет поздно.
Таким образом, Б.Екимов навёл нас на размышление о добре, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме.) Приготовить жетоны в виде сердца.
11 класс
Тема урока: «Война- такое зло, что не бывает совсем не пострадавших от войны…» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления».
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления»; продолжить обучение анализу литературного произведения; развивать навыки самостоятельного анализа, сопоставления.
Подготовительная работа.
Перед прочтением рассказов учащимся были даны вопросы анкеты:
- Чем интересен для вас данный рассказ?
- Что показалось необычным: герои, ситуации, манера изложения?
- Все ли было понятно? Какие вопросы возникали при чтении?
- Какие проблемы были подняты авторам?
- Какие чувства вызвали эти герои рассказа?
После обработки этой небольшой анкеты учащимся дается задание по группам.
1-я группа – готовит презентацию о русском прозаике, публицисте Борисе Екимове.
2-я группа – работает над составлением таблицы-сравнения детей и внука бабы Дуни. (сами учащиеся должны найти критерии сравнения).
3-я группа – ищет ключевые слова рассказа.
4-я группа - выписывает непонятные слова.
Ход урока
В качестве названия темы урока была взята строка из стихотворения Н.Стручковой «Война - такое зло, что не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок начался с презентации, рассказывающей о жизни и творчестве Б.П. Екимова.(подготовила первая группа учащихся) Учитель заостряет внимание учащихся на таком аспекте, как жанр рассказа в творчестве волгоградского писателя. Павел Басинский назвал Б.П.Екимова «первоклассным русским рассказчиком». Владимир Васильев в статье «Высота Б.Екимова» писал, что в произведениях писателя «находят художественное выражение благороднейшие чувства и порывы человеческого чувства». В статье Н. Б. Ивановой «Испытание правдой» мы читаем следующее: «Давая выговориться самой жизни…, Борис Екимов не оценивает прямо поступки и действия героев. Оценку должен вынес сам читатель». Валерий Сердюченко в статье «Русская литература на рубеже третьего тысячелетия» отмечает «нравственную чистоту авторской позиции и, что главное, изобразительный талант» писателя. В центре рассказа Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. Излюбленным объектом художественного и психологического исследования для писателя являются самые обыкновенные люди, чаще всего деревенские жители, его земляки. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции.
1этап.
Сегодня мы обращаемся к одному из рассказов Б.Екимова «Ночь исцеления».
- Какие впечатления, ощущения, настроения возникли у вас после прочтения рассказа? Как вы их прокомментируете? На что вы обратите особое внимание? Какие вопросы у вас возникли при чтении?
-Подтвердите или опровергните слова писателя о том, что взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.
-Рассказ называется «Ночь исцеления». Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
-выздоровление, излечение;
-восстановление здоровья;
-возвращение к жизни;
-воскрешение, очищение, прозрение (духовное), обретение здоровья души.
-В каком контексте дается оно в рассказе? (Высокое слово «исцеление» звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом: «И придет исцеление».)
2 этап
-Прав ли автор, говоря о бабушке Дуне «одинокая»?
У неё есть родные, он не прав. Он прав: она живёт обособленно,
Они о ней заботятся, любят её. Одна, т.к. родные её избегают.
-Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратили внимание на употребление слов «одна» – «одинокая» – «одиночество».
-Какой вы представляете себе жизнь главной героини во время войны?
Вторая группа учащихся работала над составлением таблицы - сравнения детей и внука бабы Дуни. (выписать цитаты из текста, сформулировать краткие выводы)
Дети | Внук |
1. Поддерживают ли они бабу Дуню? | |
· “свили гнезда в городе”; · “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”; · “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”. Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери. | “... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. |
2. Как это отражается на жизни бабы Дуни? | |
“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно.. Ей очень не хватает детей. | “Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах. С приездом внука она преображалась. |
3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни? | |
“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”. Приезд матери им в тягость. | На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”. Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке. |
4. В чем проявляется их забота? | |
“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”. Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. | “Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?” Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем. |
5. Как успокаивали бабу Дуню? | |
“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”. Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. | “...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова. Гриша не кричит, а действует с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ |
6. Как относятся к прошлому? | |
“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”. Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца | “Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..." Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. |
В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся пришли к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа.
После работы над сравнением героев ребятам было предложено задание: соотнести высказывание Ф.М.Достоевского «Душа исцеляется рядом с детьми» и высказывание героя рассказа Б.Екимова «Солонич» «Дети-«живые души» с содержанием рассказа «Ночь исцеления». Учащиеся отмечают, что именно дети, «живы души», и есть добрые, чуткие существа, способные воспринимать жизнь во всей полноте ее радостей и горестей. Ребенок способен на настоящий подвиг и почти на чудо как герой рассказа «Ночь исцеления», который излечивает свою бабушку от тяжелых военных воспоминаний.
- Как переживает, что чувствует Гриша в ночь исцеления? (цитаты из текста)
1) «Про бабушку думать было больно»
2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло
3)«Сердце мальчика облилось жалостью»
4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»
- Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали).
- Какое ключевое слово повторяется? (сердце)
- Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)
— Можно ли утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите.
Работа над выбором ключевых слов рассказа(сообщение учащихся 3 группы)
Ключевые слова рассказа:
Исцеление сердце сон боль ночь слезы
Выбор ключевых слов рассказа ребята объясняли следующим образом:
-Слезы бабы Дуни- ее боль, трагедия жизни, тяжелые воспоминания, а слезы Гриши- очищение его души, преображение сердца.
- Ключевым будет слово «сон», именно ночью, во сне, происходит исцеление бабушки, тревожные сны ее отпускают. Сначала крики бабушки не слишком занимают мысли Гриши: «Сплю мертвым сном, ничего не слышу». Позже Гриша очнулся ото сна, стал чутким и отзывчивым, уже не может уснуть. Сон стал для внука собственной болью.
-Ключевое слово «ночь», ночь ассоциируется с тайной, которую способен открыть, разгадать не каждый.Ночь способна зажечь, открыть тайну. Ночь – время, отведённое для сна. Это период, за который можно многое изменить, это грань между прошлым, будущим, настоящим. Таким образом, для Гриши- ночь – время познания себя, тайн жизни, возможность прислушаться в тишине к особенному миру, к себе.
Словом-концептом учащиеся назвали слово сердце, приведя в качестве примеров фразеологизмы «принимать близко к сердцу», «от всего сердца», «каменное сердце», «сердце кровью обливается», пословицы и поговорки «сердце сердцу весть подает», «у сердца есть уши», «чует сердце и друга, и недруга».
-Найдите в рассказе символические образы. Какова их роль в рассказе? (зима, снег, ночь, луна)
(Зима – мёртвое время в природе – война несёт смерть – ночь – тёмное и страшное время – ужасы войны ночью.)
Цвета контрастные: чёрный и белый.
Чёрный – горе, страданье, болезнь.
Белый – снег и свет луны – спасительный луч, освещающий путь к исцелению)
Финал рассказа.
- Как вы понимаете смысл последних слов рассказа: «Нужно делать и молчать. И придет исцеление»? (Гриша принимает решение не говорить бабушке о том, что произошло ночью, возможно, он понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться, не исцелиться). Ребята обратили внимание на значение имени главного героя, Григорий в переводе с греческого означает «бдить, бодрствовать, бодрствующий, неспящий». Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением, и Гриша готов к этому, каждую ночь «делать и молчать», готов бодрствовать, готов исцелять бабушку.
V. Домашнее задание:
1. Написатьсочинение – миниатюру «В чем заключается смысл названия рассказа «Ночь исцеления»?
2.Написать монолог Гриши у постели бабушки.