Тема 3.2. Экономика предприятия
Фирма, виды и цели создания фирмы.
Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными предприятиями (фирмами). Предприятия нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности предприятий сказываются на природной среде, в которой мы живем.
Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Фирма обладает следующими признаками:
1) создается для производства товаров или услуг (благ);
2) приобретает факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;
3) свои товары или услуги она реализует индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;
4) владельцы получают доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.
«Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто задает этот вопрос: покупатель, предприниматель или экономист.
С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок различные блага, пользующиеся спросом.
С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды.
Предприниматель — человек, который на свои или заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.
Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.
Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:
1) какие товары или услуги производить;
2) в каком объеме их производить;
3) какую технологию использовать для производства;
4) какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;
5) как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;
6) как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;
7) как продвигать свои товары на рынок;
8) по какой цене предлагать товары к продаже и т. д.
Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.
Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.
С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.
Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.
Итак, фирмы создаются, чтобы:
1) рациональное распределение ресурсов в экономике;
2) Насыщение рынка необходимыми благами;
3) получение прибыли.
Для того, чтобы изучить экономику фирмы необходимо рассмотреть ее экономические и юридические формы.
«Организационно-правовые формы предприятий»
Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом, она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.
Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности.
Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим.
Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым.
Задание для самостоятельной работы!
Заполнить таблицу, пользуясь Гражданским кодексом РФ.
Организационно-правовая форма | Ответственность участников | Порядок формирования Уставного фонда | Минимальный размер уставного фонда | Учредительные документы | Органы управления |
Полное товарищество (ПТ) | |||||
Коммандитное товарищество (КТ) | |||||
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) | |||||
Публичное акционерное общество (ПАО) | |||||
Непубличное акционерное общество (НАО) | |||||
Унитарное предприятие (УП) | |||||
Производственный кооператив (ПК) |