Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.




Тема 3.2. Экономика предприятия

Фирма, виды и цели создания фирмы.

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными предприятиями (фирмами). Предприятия нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности предприятий сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Фирма обладает следующими признаками:

1) создается для производства товаров или услуг (благ);

2) приобретает факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;

3) свои товары или услуги она реализует индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) владельцы получают доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

«Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто задает этот вопрос: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок различные блага, пользующиеся спросом.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды.

Предприниматель — человек, который на свои или заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.

Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) какие товары или услуги производить;

2) в каком объеме их производить;

3) какую технологию использовать для производства;

4) какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

5) как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

6) как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

7) как продвигать свои товары на рынок;

8) по какой цене предлагать товары к продаже и т. д.

 

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.

Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

1) рациональное распределение ресурсов в экономике;

2) Насыщение рынка необходимыми благами;

3) получение прибыли.

Для того, чтобы изучить экономику фирмы необходимо рассмотреть ее экономические и юридические формы.

«Организационно-правовые формы предприятий»

Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом, она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.

Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим.

Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым.


Задание для самостоятельной работы!

Заполнить таблицу, пользуясь Гражданским кодексом РФ.

Организационно-правовая форма Ответственность участников Порядок формирования Уставного фонда Минимальный размер уставного фонда Учредительные документы Органы управления
Полное товарищество (ПТ)          
Коммандитное товарищество (КТ)          
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)          
Публичное акционерное общество (ПАО)          
Непубличное акционерное общество (НАО)          
Унитарное предприятие (УП)          
Производственный кооператив (ПК)          


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: