Период советской власти. 1940—1941 гг.




Соломонас Атамукас

 

ЕВРЕИ В ЛИТВЕ

ХIV—ХХ века

Вильнюс 1990 г.

 

 

Акционерное общество ЛИТУАНУС

Вильнюс 1990 г.

 


 

 

Обложка и макет Йокубаса Яцовскиса

На обложке использован фрагмент атласа Г. Брауна (XVI в.).

© Solomonas Atamukas




{5}

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Евреи Литвы на протяжении длительного времени называли себя литваками, с почтением это название употребляется во всех еврейских общинах мира. Доктор А. Штейнберг писал, что одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование «племени литваков», явилась сама Литва. То, что евреи дышат в Литве особым воздухом, несравнимым с воздухом других стран диаспоры, он узнал еще в молодости. Это разъяснил ему его духовный учитель рабби Иойне в Двинске (сейчас — Даугавпилс, Латвия), который говорил, что весь мир называет Вильнюс «Литовским Иерусалимом», то есть частью Израиля. Поэтому здесь, в Литве, как и в Израиле, сам воздух и вся духовная атмосфера для евреев — особые.

В процессе обоснования евреев в Восточной Европе литовские евреи сыграли роль смелого авангарда. Они раньше других достигли самых северных местностей. А северные люди повсюду и всегда проявляют себя как упорные и очень дисциплинированные. За столетия не исчерпан этот пионерский дух. Евреи Литвы не по­тому умные, что они здешние. Они здешние потому, что их прадеды были достаточно умными, чтобы отыскать и найти дорогу в Литву (из мыслей, высказанных профессором Каунасского университета им. Bumaymaca (Витовта) Великого Л. Карсавиным в 1937 г. доктору А. Штейнбергу).

{6} Литовский Иерусалим? Где находится такой город? Необозначенный на известных географических, физи­ческих, политических картах, неупоминаемый в географических и исторических книгах; ни в одном описании о забытых и исчезнувших городах и поселениях не находим мы названия «Литовский Иеру­салим». Но этот город — не легенда. Он — исторический факт, который на протяжении столетий воздейст­вовал на жизнь евреев в самых отдаленных странах. И это своеобразное воздействие Литовского Иерусалима ощущается до наших дней. Чем это объяснить? Ли­товский Иерусалим являлся двойником того многона­ционального города, который под именем Вильнюса давно был известен в географии и в политической исто­рии Восточной Европы и как центр перекрестков между соперничающими государствами и как мост между соседними народами и культурами. Литовцы, поляки, белоруссы, русские живут в Вильнюсе и вокруг него с древних времен. Несмотря на различные пресле­дования и гонения, влияние евреев на жизнь этого города постоянно возрастало. Они объединились здесь в свою общину и жили подлинно национальной жизнью.

Поэтому во всей диаспоре смотрели на Вильнюс как на Иерусалим в галуте. (галут — изгнание, древнееврейс­кий).


{7}

 

В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ

 

XIV-XV века

 

Вследствие преследования евреев в период крестовых походов (ХI—ХII вв.) и позднее, их изгнания из Испании (1492 г.), и иных мест проживания в XIII—XV вв. проходи­ло очевидное массовое переселение евреев из Западной Ев­ропы через Среднюю Европу в Восточную Европу. Из гер­манских земель они пришли в Богемию, Моравию, Польшу и Литву.

В то время создавалось и расширялось Литовское фео­дальное государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Оно стало могучим государством, земли которого простирались от Балтийского до Черного морей. Для ук­репления ВКЛ необходимо было развивать экономику: торговлю, ремесла, финансы. Нужны были опытные купцы, ремесленники, финансисты. В состав ВКЛ входили чисто аграрные края, для освоения которых среди литовцев и местных людей других национальностей знатоков данных занятий было мало. Правители Литвы начали приглашать их из более развитых европейских государств. Это явилось первой объективной, наиболее благоприятной предпосыл­кой и условием для поселения евреев вместе с предста­вителями других национальностей в Литве.

 

Христианство было принято в Литве лишь в конце XIV в. (1387 г.). Укрепляясь постепенно, римско—католическая церковь и ее деятельность по различным конкретно {8} историческим причинам не приобрела в Литве крайне агрессив­ной клерикальной неприязни к евреям, а также жестких принудительных форм распространения католицизма среди народов ВКЛ.

В историографии еврейского народа отмечается, что такой толерантности ко всем вероиспове­даниям как в ВКЛ в то время в Европе почти нигде не бы­ло. Поэтому оно в средневековье стало одним из наиболее значительных новых жизненных центров для преследуемых и гонимых евреев, а сама Литва — новой родной землей.

 

Евреи же стали исторически немаловажным положи­тельным фактором, содействовавшим укреплению экономи­ки феодального Литовского государства, развитию его го­родов.

Как свидетельствует старинное еврейское предание, Ве­ликий князь Гедиминас (1316-1341) издал манифест о строительстве города и крепости Вильнюс и пригласил представителешй всех народом, в том числе и евреев, из ближних и дальних стран помочь ему в осуществлении это­го замысла. Это предание. Гедиминас на самом деле был первым князем, пригласившим купцов и ремесленников из Ганзейских городов поселиться в Литве, в ее столице, обе­щая благоприятные условия для их жизни и деятель­ности. 1 (цифра указывает на источник, см. конец книги, ldn-knigi)

В действительности исторические обстоятельства появ­ления евреев в Литве связаны с их трагически сложившей­ся жизнью в Западной и Центральной Европе.


{9}

Привилегия Витаутаса (Витовта) Великого евреям.

ВКЛ. 1388-1389

 

{8}

Первые сведения о пребывании евреев в соседней Поль­ше, зафиксированные в исторических источниках, датируются периодом второй половины XII в. — началом XIII в. В 1264 г. польский князь Болеслав Благочестивый предоста­вил евреям Калишскую привилегию (Калишский статут, Генеральная грамота).

В марте 1348 г. в Европе началась очередная эпидемия чумы — «черная смерть». Она охватила Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию и другие западные страны.

Указывается, что до весны 1351 г. чума унесла 25 млн. человеческих жизней — треть населения Европы. Среди {10} умерших было немало и евреев. Но, как это уже неодно­кратно бывало ранее, распространялись слухи о том, что виноваты евреи, якобы отравившие воду в колодцах с целью уничтожения христиан. Папа Климент VI дважды выступал против необоснованных антиеврейских обвине­ний. Это не помогло. Подстрекаемые фанатично верующие христиане начали уничтожать «отравителей колодцев» — ев­реев; в массовом порядке сжигать на кострах, убивать в домах и на улицах, топить в реках. В Германии не оста­лось ни одного города, в котором бы евреи не испытали больших физических и душевных мук и потерь.

В то время ВКЛ было восточной, а сама Литва — самой северной чертой континентальной Европы, куда пере­селились евреи из Западной в Восточную Европу.

В XV в., в связи с указанным процессом, важнейший центр экономической, духовной, культурной и обществен­ной жизни евреев переместился с Прирейнских краев на земли Польши и ВКЛ. Здесь образовались новые еврейские общины, в которых насчитывалось около 20 тысяч евреев. 2

То, что поиск гонимыми несчастными евреями новой земли обитания и потребность Литвы в таких людях совпа­ли по времени — лишь историческая случайность. Но она для обеих сторон стала исторически важной и полезной.

 

Прибывшие в Польшу и ВКЛ евреи традиционно моли­лись на библейском древнееврейском языке, на нем были написаны священные книги. В повседневной жизни они употребляли язык идиш, который сформировался на основе языка местных жителей Южной Германии. На славянских землях прижилось название пришельцев иудеи (от гре­ческого юдайос, древнееврейского — иегуди) — жид, по-ли­товски — жидас.

В конце XIV в. на землях ВКЛ уже существовало пять сформировавшихся еврейских общий: в Бресте (евреи его называли Бриск, он являлся центром евреев ВКЛ), Гродно, Тракай, Луцке, Владимире Волынском. Евреи являлись го­рожанами, в основном занятыми торговлей, ремеслами, ростовщичеством, также земледелием.

{11} Дальновидно осознавая подлинные потребности Литовс­кого государства, заботясь о его хозяйственно-экономи­ческом развитии, князь Витовт (Витаутас) в 1388-1389 гг. евреям Тракай, Гродно, Бреста, Луцка и Владимира Во­лынского дал привилегию.

Это позволяет с уверенностью утверждать, что евреи обосновались в Литве не позднее се­редины XIV в. Эта привилегия явилась первым государст­венным актом, ставшим долговечной правовой основой для регулирования юридических, хозяйственно—экономических, социально-общественных отношений между правителем и евреями, между евреями и горожанами христианами, меж­ду самими евреями.

Привилегия приравняла евреев к боя­рам, т.е. по сути провозгласила их свободными людьми, подчиненными только великому князю. Привилегия стала кодексом прав евреев и защиты этих прав, механизмом включения их в государственную и хозяйственную жизнь. Евреи получили право проживать отдельными общинами, которые могли автономно управлять своими внутренними национально-религиозными и судебными делами. Таким об­разом были гарантированы как право придерживаться сво­его вероисповедания, так и охрана религиозных институ­ций. За привилегию и права евреи платили великому кня­зю соответствующую дань.

Годы правления Витовта отмечены в истории еврейского народа как «золотой период» в жизни евреев Литвы. Его победа в битве под Жальгирисом (Грюнвальдом, 1410) ос­тановила поход крестоносцев на Восток. Евреи Польши и Литвы — бывшие беженцы из Германии, легко вздохнули, избежав опасности, сулившей им новые несчастья. Указы­вается, что во времена Витовта в ВКЛ было около 6 тысяч евреев.

В период правления великого князя Литовского Кази­мира (Казимераса, 1440-1492) продолжалась благоприят­ная для евреев политика. Они стали посредниками между сельским хозяйством и городами, их деятельность стала важным фактором во внешней торговле через Пруссию и Балтийские порты. Сын Казимира Александр сначала {12} (с 1492 г.) продолжал политику отца. Но в 1495 г. он вне­запно приказал евреям покинуть ВКЛ. Историки лишь отчасти объясняют это жестокое изгнание евреев антиев­рейским влиянием католических клерикалов. Незадолго до этого, в 1492 г. евреи были изгнаны из Испании. Важней­шими причинами этого шага явились экономические и фи­нансовые трудности государства, большие долги самого Александра еврейским ростовщикам. Изгнав евреев, он конфисковал и присвоил все их богатства. Это была первая подобного рода антиеврейская акция в Восточной Европе, продолжавшаяся 8 лет. Большинство евреев Литвы выбыло в Польшу. В 1503 г. Александр, будучи уже королем Польши, позволил евреям вернуться в Литву и выкупить ранее принадлежавшее им имущество.

В XIV-XV вв. еврейские общины ВКЛ (на древнеев­рейском — кехиле, по-русски — кагал. Кагалом назывался и орган самоуправления общины) решали свои внутренние дела автономно. Они имели свои молитвенные дома, суды, школы, бойни, кладбища, бани. Однако нередко богатые евреи принимали христианство. Один из них, А. М. Юзефович из Бреста в 1510—1518 гг. являлся руководителем фи­нансового ведомства ВКЛ.

По утверждению историков разных стран, евреи поя­вились в Вильнюсе в середине XIV в. Известно, что позже, по требованию мещан христиан, евреям было запрещено проживать и промышлять в Вильнюсе.

 

XVI—XVII века

 

Исторические процессы развития Польши и Литвы при­вели к их объединению в единое государство Польши и Литвы (Речь Посполита). Это было закреплено в Люблинс­кой унии 1569 г. Позже, при ослаблении прав и сил ко­роля Польши и великого князя Литвы и укреплении прав и сил бояр, последние стали приглашать евреев поселяться на их землях, торговать там и промышлять. В то же время {13} различные процессы хозяйственного и общественного раз­вития затрудняли жизнь евреев. В городах возрастал слой купцов, ремесленников, ростовщиков из числа христиан, усиливалась конкуренция, обострялась их хозяйственно-экономическая борьба против евреев, множились ограни­чения, притеснения еврейской экономической деятель­ности, участились различные антиеврейские выпады.

Великий князь Сигизмунд (Жигимантас) I в 1507 г. подтвердил привилегии Витовта евреям.

В 1514 г. он осво­бодил их от возложенной Александром в 1503 г. повин­ности — поставлять в армию тысячу всадников, заменив ее налогом в тысячу золотых. Он защищал евреев от произво­ла местных воевод и старшин, а в 1514 г. назначил брестс­кого богатого еврея М. Юзефовича (брата А. М. Юзефовича) главой всех евреев ВКЛ. Это объясняется стремлением укрепить прерогативы центральной власти по отношению к евреям, особенно в целях удержания с них различных на­логов и сборов. В 1529 г. привилегии евреям были зафик­сированы в Литовском статуте (собрании законодательных актов). В то время активизировалось переселение в ВКЛ преследуемых евреев из Германии и Богемии.

Сигизмунд Август (Жигимантас Аугустас. 1541-1572) всячески способствовал расширению торговых и кредитных операций евреев ВКЛ, их торговле с Московией.

 

Евреям и впредь предлагалось создавать свои поселения и общины, торговать и промышлять на боярских землях. В 1566 г. в ВКЛ было 8-10 тысяч евреев. Продолжалось пе­реселение евреев из Польши, Германии, Чехии, Богемии. Король Польши и великий князь Литовский Стефан Баторий (Стяпонас Баторас. 1576-1586) проявлял к евреям толерантность, выступал против надуманных аитиеврейских обвинений по поводу мнимого употребления ими христи­анской крови в ритуальных целях. Сигизмунд Ваза в 1590 г. установил для евреев ВКЛ общую поголовную подать в размере 6 тысяч золотых. Ответственность за сбор и сдачу этой подати в казну возлагалась на еврейские кагалы.

В XVI—XVII вв., особенно после изгнания, а потом {14} возвращения в ВКЛ, усилилось стремление евреев к своей об­щинной жизни, происходило большее сплочение общин. В последней четверти XVI в. в Польше сформировалась цен­трализованная организация кагалов четырех земель — краев (Великой Польши, Малой Польши, Червонной Руси, Волыни), которой руководил Ваад (Совет—древнееврейский). В Люблинском Вааде участвовали и представители кагалов ВКЛ. Были образованы первые ешиботы (религиозные се­минарии).

Несмотря на Люблинскую унию, евреи ВКЛ и Польши остались отдельными общинами со своими делами и инте­ресами. В 1623 г. был образован самостоятельный Ваад ев­рейских кагалов Великого Княжества Литовского с местом пребывания в Бресте. Он имел своих представителей и в Люблинском Вааде.

Систему еврейского автономного самоуправления ВКЛ составляли еврейские общины крупных городов, которыми руководили кагалы и Ваад — высший орган системы, объе­динявший деятельность всех кагалов. Последними руково­дили избираемые группы, состоящие из 3-5 человек. По­очередно каждый из них как старшина осуществлял обязанности парнаса — руководителя. Кагалы решали все дела внутренней жизни общин и управляли ими. Они являлись ответственными за сбор и внесение в государственную каз­ну причитавшейся с евреев поголовной подати, также со­бирали средства на общинные нужды. Выборные комиссии или отделы кагалов заведовали судебными, торговыми, са­нитарными, духовно-нравственными делами, а также воп­росами использования собираемых средств. Все выборные должности являлись почетными и неоплачиваемыми.

Опла­чивался труд врачей, аптекарей, акушерок, парикмахеров, попечителей бездомных и некоторых других работников. Общины и их кагалы содержали синагоги, кладбища, ри­туальные бойни, бани, школы (хедеры — начального рели­гиозного обучения, ешиботы — более высокого уровня; наи­более известный находился в Бресте), другие учреждения.

{15}

 

{16} Важным институтом экономической и финансовой деятельности кагалов являлась так называемая хазака (управ­ление — древнееврейский). Кагалы предоставляли евреям право управления и распоряжения собственностью, право выкупа государственной пошлины и налогов, аренды зе­мельных участков и поместий с правом наследования и со­вершения других сделок. Осуществляемая в обязательном порядке хазака позволяла кагалам контролировать деловую жизнь евреев, помогала избегать взаимной конкуренции, защищала от посягательств предпринимателей-христиан. За предоставление права хазаки кагалы взимали соответст­вующие сборы. Со временем кагалы начали злоупотреблять правом предоставления хазаки в интересах богатых евреев.

 

Избираемым Ваадом кагалов руководил исполнительный орган во главе с парнасом. Ваад решал общие вопросы жизни евреев, связанные с их отношениями с правителем и государственными властями, с распределением бремени го­сударственных налогов среди общин, а также вопросы со­циального характера, обучения молодежи и деятельности школ. Он издавал обязательные правила, регламентирующие еврейское предпринимательство, духовные, семейные и другие сферы жизни, защищал их от необоснованных обви­нений со стороны христиан, следил за тем, чтобы не прини­мались антиеврейские государственные акты.

Ваад составляли две группы его членов: представители важнейших кагалов и духовные руководители общин — рав­вины. Все они должны были заботиться об осуществлении решений Ваада в своих общинах. Продолжительное время в Вааде ВКЛ были представлены лишь важнейшие кагалы Бреста, Гродно, Пинска, которые заведовали и делами бо­лее мелких кагалов, находившимися на их подопечной тер­ритории. Постепенно в кагалах укрепилась власть богатых слоев и раввинов. В середине XVI в. в ВКЛ было 15 ев­рейских общий, в большинстве на белорусских землях. Их центром оставался Брест.

Постепенно евреи стали селиться и в Вильнюсе. При­бывшие в середине XVI в. из Кракова евреи открыли в го­роде ломбард и возглавили монетный двор. В 1573 г. была {17} построена Большая вильнюсская синагога. В 1590 г. Сигизмунд Ваза впервые официально предоставил евреям пра­во проживать в Вильнюсе, заниматься торговлей, приоб­ретать дома, строить молитвенные дома.

 

XVI—XVIII вв. явились для Польши и ВКЛ периодом больших трудностей. Их ослабляла внутренняя борьба бо­яр и королей — великих князей, длительное время продол­жавшиеся войны со Швецией, а также Россией, участие в подавлении национально-освободительного движения в Бе­лоруссии и на Украине. Помимо общих для всего населе­ния трудностей и бедствий, связанных с разрушениями, по­жарами, контрибуциями, голодом, эпидемиями, на евреев обрушились и дополнительные несчастья. Наряду с перио­дическими ограничениями и притеснениями в области тор­говли и ремесла, нападений воспитанников христианских католических семинарий и горожан христиан, наносивших большой ущерб жилым и молитвенным домам, торговым лавкам, евреи подверглись большим погромам в 1635 г. в Вильнюсе и в 1637 г. в Бресте.

Ужасные бедствия принесли 1648-1649 гг., когда на­ционально-освободительная борьба украинцев против гос­подства Польши под руководством Богдана Хмельницкого сопровождалась невиданными в Восточной Европе по масш­табам и жестокости убийствами евреев, разгромом их об­щин. Это происходило и на землях ВКЛ, особенно в Бело­руссии. В 1655 г. войска России и казаки Хмельницкого ворвались в Вильнюс, город был подожжен, а еврейская община понесла огромные потери. Большинство евреев бе­жало из города, оставшиеся были убиты. Много евреев ВКЛ переселились в Австрию, Германию, Голландию.

После предоставления правителями ВКЛ различных льгот еврейские общины постепенно возродились, попол­нившись новыми силами из Польши и Чехии. Евреи посе­лялись все глубже на коренные литовские земли, особенно в западной части Литвы — в Жемайтии. Боярам и крестья­нам нужны были торговые и ремесленные услуги евреев. В 1676 г. в ВКЛ было 32 тысячи евреев.

{18} В 1645 г. в Вильнюсе было 12 тысяч мещан христиан и около - 2,5 тысяч евреев, а в 1765 г. — 3581. В 1652 г. Вильнюсский кагал после длительных усилий был при­числен к важнейшим кагалам ВКЛ с правом иметь своих представителей в «Вааде государства» в Бресте. Будучи столицей государства, Вильнюс постепенно становится духовным центром евреев Великого Княжества Литовского. Здесь проявились известные в свое время раввины, знатоки учения Торы, создавшие ценные произведения религиоз­ного характера.

 

XVIII век

 

В первом десятилетии XVIII в. во время русско-шведс­кой войны Вильнюс несколько раз переходил из рук в руки воюющих сторон. В 1709-1710 гг. возник небывалый го­лод, вследствие которого только в Вильнюсе погибло 24 тысячи человек, в том числе 4 тысячи евреев. Разрушения, пожары, эпидемии привели к обнищанию города и его населения. Евреи понесли большой материальный урон. В 1749 г. в Вильнюсе на костре был сожжен граф Валентин Потоцкий, принявший иудейскую веру. Он вошел в ев­рейскую историю как «Тер Цедек», как святой праведник из Вильнюса. В 1766 г. в ВКЛ было 157 тысяч евреев, из них в Вильнюсском воеводстве — 27 тыс., в Тракайском —34 тыс., в Жемайтийском — 16 тыс.

В XVII—XVIII вв. в ВКЛ, как и в Польше, еврейская ав­тономия достигла своего наивысшего уровня. Центральные и местные автономные органы — Ваады и кагалы — руководи­ли общинной жизнью и проявлялись как уполномоченные представительства в отношениях с центральной и местной властями. Однако в связи с тем, что кагалы не справлялись со сбором и сдачей поголовной подати, а также по другим причинам, сейм Польши и Литвы в 1764 г. лишил кагалы права осуществлять эти функции. Были упразднены и Ваады (советы) кагалов Польши и ВКЛ {19} (в 1623—1764 гг. состоялось 37 собраний Ваада ВКЛ). Сперва два, позже три золотых поголовной подати должен был уплачивать каждый еврей лично.

В связи с возрастанием трудностей с занятием торговлей и ремеслами в городах многие евреи переселялись в сельс­кие местности, где занимались также арендой корчм и рос­товщичеством.

 

В 1783 г. король Польши и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский упразднил еврейское гетто в Вильнюсе, введенное в 1633 г. Вновь было провозгла­шено право евреев селиться и проживать во всем городе. Длительное время евреям было запрещено проживать в Каунасе. В 1766 г. их было здесь лишь около одной ты­сячи. Позже и эти были изгнаны из города. В 1783 г. огра­ниченному количеству евреев было вновь разрешено се­литься в Каунасе.

 

В XVIII веке постепенно происходило внутреннее ос­лабление кагалов ВКЛ. Возраставшая социально-имущест­венная дифференциация между богатым меньшинством и абсолютным большинством бедствующих, противоречия между ними усиливали недовольство последних произво­лом руководства кагалов при распределении ноши госу­дарственных и общинных налогов и различных сборов в интересах богатых, а также устанавливаемыми обязатель­ными тяжкими правилами повседневной религиозной жизни и наказаниями за их нарушения. Обострялись споры и конфликты между самими кагалами по поводу распре­деления и закрепления управляемых территорий, их подчиненности.

В конце XVIII века в ВКЛ было 250 тысяч евреев, в Вильнюсе — 6 тысяч. В XVIII в. Вильнюс стал важнейшим духовно-культурным центром евреев ВКЛ. Среди многих знаменитых раввинов и знатоков учения Торы (Библии) вы­делялся рабби Алийогу (Элия Кремер, 1720-1797).

Он стал величайшим знатоком, распространителем и комментатором талмуда (собрание религиозных, правовых, мораль­ных норм иудаизма) в Восточной Европе, духовным {21} авторитетом литовских евреев. Удостоившимся почетного имени Гаона («мудреца», «гения»). Виленский Гаон являлся одним из крупных реформаторов талмудизма. Он выступал против застывшего, схоластического восприятия раввинами Тал­муда и догматизма при его изучении, требовал изучения не одного Талмуда, а всех священных писаний (Танах) и древ­нееврейского языка.

Гаон был знаменит не только тем, что обосновал необ­ходимость изучения точных наук — математики, биологии, но и сам являлся крупным знатоком в этих и других нау­ках. Он считал, что без этих знаний невозможно всесторон­не усвоить духовное богатство священных писаний. Гаон руководил ешиботом в Вильнюсе. Вильнюс прославился и своими еврейскими религиозными проповедниками (магидами), а также еврейскими докторами медицины, которые получали образование в Италии и других местах.

{20}

{21}

 

В предании утверждается, что Ваад и раввины Бреста вынуждены были признать Вильнюс духовным цетром ли­товских евреев — Литовским Иерусалимом. Это произошло только после проверки и установления того, что в городе действительно имеется много раввинов и других достойных евреев, хорошо знающих Тору и другие священные книги, способных их толковать и разъяснять.

С конца XVII в. в Польше и Литве существовала круп­нейшая еврейская община в Европе, а с середины XVIII в. — и в мире. Здесь имели место и различные антиеврейские проявления, но в то время, особенно в Литве, они не при­обрели крайне жестоких форм и последствий, как это бы­ло в Западной Европе. Самые большие несчастья и бедст­вия евреям приносили главным образом не местные силы, а иноземные войска.

Терпимость правителей Польши и особенно ВКЛ по от­ношению к евреям в течение столетий основывалась на большой заинтересованности в их активной деятельности в сфере торговли, финансов и ремесел. В руках евреев скон­центрировалась большая часть этой важной деятельности. Если бы не было необходимости в присутствии евреев для {22} блага края и благосклонности правителя, они не смогли бы интегрироваться, закрепиться и промышлять. Таким образом в конкретных условиях развития ВКЛ евреям исторически были предназначены важные функции го­сударственного значения и масштаба в области хозяйства, экономики и финансов.

 

Следует подчеркнуть, что в политическом отношении евреи всегда были абсолютно лояльны к власти, в немалой степени способствовали укреплению Литовского госу­дарства и его правителей, развитию торговли с другими странами, увеличению экспорта продуктов сельского хо­зяйства, сырья, леса. Евреи в целом были дружественно настроены и преданы Литве. Они благодарно сознавали, что Литва предоставила им приют и право автономной внутренней национальной жизни. Борясь за свое сущест­вование на землях ВКЛ и укрепляя дружеские соседские связи с литовским и белорусским населением, евреи в то же время оставались верны своей религии и другим извеч­ным духовным ценностям. Различными формами и спосо­бами они защищали свои национальные, религиозные, жизненные и экономические права.

Важнейшую историческую роль в сохранении взаимной солидарности и помощи, кроме объективных внешних фак­торов и преданности своей вере, сыграла автономная жизнь в своих общинах. Правовую государственную основу такой жизни создала привилегия Витовта Великого XIV в. Моди­фицированная властью, она имела положительное значение на протяжении 400 лет.

 

{23}

В СОСТАВЕ РОСИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XIX в. - начало XX в.

(до первой мировой войны)

 

В 1772 г. произошел первый раздел объединенного го­сударства Польши и Литвы — Речи Посполиты, осущест­вленный Россией, Австрией и Пруссией. К России отошли земли Белоруссии, на которых проживала часть евреев ВКЛ. Они были превращены в Полоцкую, а позднее в Витебскую и Могилевскую губернии. Во время второго раздела, происшедшего в 1793 г., Россия присоединила к се­бе остальную часть Белоруссии, образовавшую Минскую губернию. После третьего раздела в 1795 г. в состав Рос­сии были включены часть Польши и почти вся территория Литвы, где были образованы Виленская (В период российского правления литовские города Вильнюс, Каунас и соответствующие губернии носили принятые в то время названия.) и Слонимская —позже Гродненская— губернии.

В 1842 г. из части территории Виленской и соседних губерний была образована Ковенская губерния. Они вмес­те с Витебской, Могилевской и Минской губернями были превращены в Северо-Западный край, который с другими западными территориями России были включены в печаль­но известную «черту оседлости» евреев. И только в преде­лах этой черты им было разрешено проживать.

В 1795 г. права фактически продолжавших существо­вать кагалов были ограничены управлением религиозными делами.

В том же 1795 г. евреям было запрещено за­ниматься земледелием.

 

И в новых условиях Российской империи евреи, {24} проживавшие на коренной территории Литвы и на соседних зем­лях Белоруссии, в духовно—культурном отношении оста­вались взаимно и тесно связанными. Их повсеместно про­должали называть литваками, т.е. литовскими евреями. Жизнь евреев Северо-Западного края сохранила своеобраз­ные, специфические черты, но все больше переплеталась с жизнью и судьбой всех евреев России.

Правители Российской империи на протяжении дли­тельного времени не разрешали евреям (как неправо­славным) обосновываться на своих землях. Это запрещение строго соблюдалось и вообще отношение к евреям отли­чалось неприязнью. Однако в XVIII в. эта политика стала постепенно меняться. Задачи колонизации малонаселенных территорий южной части России побудили власти разре­шить евреям селиться в этих краях. После присоединения белорусских, польских, литовских земель положение кар­динальным образом изменилось. Здесь проживало наибольшее количество евреев мира. В сороковых годах XIX в. в западной части России было около 2 млн. евреев. Приш­лось это принять во внимание. Соответствующими манифес­тами жители этих краев, в том числе евреи, были провоз­глашены подданными Российской империи.

Царю Александру I (1801—1825) пришлось серьезно ре­шать правовые проблемы жизни довольно большого еврейс­кого населения. Для определения и подготовки их государ­ственно-правового статуса в Петербурге была образована специальная коммиссия. Выявились два противоположных взгляда: соответственно первому — вначале необходимо было «исправить» евреев, изменить их образ жизни и лишь по­том представить возможность участвовать в общей госу­дарственной и общественной жизни, другой взгляд состоял в том, что именно общие права могли бы помочь евреям скорее «исправиться».

 

Черта оседлости

 

{25} В 1804 г. был опубликован государственный акт «По­ложение о евреях» («Еврейский статут»). Руководствуясь предпосылкой, что евреи «вредный элемент», но что их можно «исправить», изменив их образ жизни путем внедре­ния среди них «полезного» производительного труда, стре­мились быстро достичь этого жесткими административ­ными мерами.

Гвоздем «Положения о евреях» являлась его 34-я статья, которая предписывала евреям Литвы и Белоруссии в течение трех-четырех лет, начиная с 1 января 1808 г., выселиться из сельской местности. Им запрещалось прожи­вать там, арендовать поместья, содержать трактиры, заез­жие дворы, торговать водкой.

В то же время было решено поощрять евреев заниматься земледелием в других местах. С этой целью была расши­рена «черта оседлости». В нее включили некоторые мало­населенные области южной Украины и побережья Черного моря, в колонизации которых государство было очень заин­тересовано. Было рекомендовано разрешить еврейским де­тям посещать общие школы, ограничить сферы употреб­ления языков идиш и древнееврейского. Полностью было запрещено делопроизводство на еврейских языках в об­ласти торговли и другого предпринимательства.

В 1807 г. в Херсоне была образована первая еврейская земледельческая колония. Литовские евреи переселялись также в Екатеринославскую, Киевскую, Полтавскую, Чер­ниговскую губернии. Подавляющая масса евреев Литвы все еще оставалась в старых насиженных местах.

Переселение евреев из сельской местности однако про­ходило очень трудно. Этому помешала и война Наполеона против России. Известные русские деятели, некоторые местные губернские руководители, а также представители еврейских общин Литвы и Белоруссии предпринимали ша­ги, чтобы убедить правительство в неоправданности вы­селения евреев. Выгоду от содержания корчм, трактиров, от производства и продажи водки имели главным образом дворяне-помещики, бывшие основными эксплуататорами {26} крестьян.

Евреи же на селе осуществляли весьма важные функции. Они занимались мелкой торговлей, скупали у крестьян продукты их труда, продавали им самое необхо­димое в повседневной жизни — соль, изделия из кожи и металла и многое другое. Они производили молочные продук­ты, занимались мукомольным делом, рыболовством, лесос­плавом. Все это являлось материальным источником их су­ществования. Поэтому практически невозможно было пере­селить значительное число евреев и обеспечить их каким-либо трудом и средствами жизни в городах и местечках, которые и так уже были перенаселены бедняками.

Несмотря на лояльность и патриотизм, проявленные ев­реями по отношению к России в период наполеоновского нашествия, к ним продолжала проявляться неприязнь. В 1823 г. вновь был издан указ о выселении евреев из сельской местности. Этого добивалась часть дворян-по­мещиков Литвы и Белоруссии. 1

Годы правления Николая I (1825—1853) являлись пе­риодом общей политической и социальной реакции. На ев­реев обрушилась новая волна бедствий и притеснений. Ксистеме административной опеки и репрессий в конце царствования Александра I прибавилась николаевская воен­ная система «исправления» еврейства путем суровой рек­рутчины и казарменного воспитания молодежи с целью языково-культурной русификации и религиозной ассими­ляции, а позже и «культурная» система «исправления» пу­тем учреждения «казенных училищ» и сокращения общин­ной автономии.

Евреи в России до этого не отбывали воинской повин­ности, а вносили особый рекрутский налог. Николай I ввел для евреев воинскую повинность, но решил это исполь­зовать главным образом для того, чтобы таким путем уни­чтожить их национальную обособленность. Соответствующий указ был обнародован в 1827 г. Евреев стали брать в рекруты с 12 до 25 лет и служить они должны были 25 лет. Ответственность за «взятие» и «доставку» в рекруты была возложена на еврейские кагалы. Вся тяжесть {27} рекрутчины падала на беднейшие слои еврейского населения. Подростков и детей, не достигших 12-летнего возраста специальные еврейские «хаперс» (ловцы) часто насильно хватали на улице, отлучали от родителей, передавали властям и те увозили их в глубь России, где обучали в военных школах кантонистов.

Такой призыв в отношении христианских подростков применялся только к сыновьям солдат, находившихся на действительной военной службе. Многие еврейские дети и подростки не выдерживали жестокого обращения, тяжелой муштры, невыносимых из­девательств и погибали. Некоторые из более взрослых во имя преданности своей вере кончали жизнь самоубийством; другие — принимали христианство. Все они стали жертвами николаевской «военной конституции для евреев».

Великий русский писатель демократ Александр Герцен в своей книге «Былое и думы» описывает встречу с колон­ной еврейских кантонистов в 1835 г. во время его ссылки в Вятку. Офицер, сопровождавший их, рассказал Герцену, что треть этих детей уже погибла в дороге, «половина не дойдет до назначения... Мрут, как мухи». «Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видел», — писал Гер­цен. «Бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати-тринадцатилетние еще кое-как держались, но мальчики восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет та­кого ужаса на холсте...» «Я взял офицера за руку и, сказав: «поберегите их», бросился в коляску; мне хотелось рыдать; я чувствовал, что не удержусь». 2

На кагалы вновь была возложена коллективная ответст­венность за уп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: