Соломонас Атамукас
ЕВРЕИ В ЛИТВЕ
ХIV—ХХ века
Вильнюс 1990 г.
Акционерное общество ЛИТУАНУС
Вильнюс 1990 г.
Обложка и макет Йокубаса Яцовскиса
На обложке использован фрагмент атласа Г. Брауна (XVI в.).
© Solomonas Atamukas
{5}
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Евреи Литвы на протяжении длительного времени называли себя литваками, с почтением это название употребляется во всех еврейских общинах мира. Доктор А. Штейнберг писал, что одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование «племени литваков», явилась сама Литва. То, что евреи дышат в Литве особым воздухом, несравнимым с воздухом других стран диаспоры, он узнал еще в молодости. Это разъяснил ему его духовный учитель рабби Иойне в Двинске (сейчас — Даугавпилс, Латвия), который говорил, что весь мир называет Вильнюс «Литовским Иерусалимом», то есть частью Израиля. Поэтому здесь, в Литве, как и в Израиле, сам воздух и вся духовная атмосфера для евреев — особые.
В процессе обоснования евреев в Восточной Европе литовские евреи сыграли роль смелого авангарда. Они раньше других достигли самых северных местностей. А северные люди повсюду и всегда проявляют себя как упорные и очень дисциплинированные. За столетия не исчерпан этот пионерский дух. Евреи Литвы не потому умные, что они здешние. Они здешние потому, что их прадеды были достаточно умными, чтобы отыскать и найти дорогу в Литву (из мыслей, высказанных профессором Каунасского университета им. Bumaymaca (Витовта) Великого Л. Карсавиным в 1937 г. доктору А. Штейнбергу).
{6} Литовский Иерусалим? Где находится такой город? Необозначенный на известных географических, физических, политических картах, неупоминаемый в географических и исторических книгах; ни в одном описании о забытых и исчезнувших городах и поселениях не находим мы названия «Литовский Иерусалим». Но этот город — не легенда. Он — исторический факт, который на протяжении столетий воздействовал на жизнь евреев в самых отдаленных странах. И это своеобразное воздействие Литовского Иерусалима ощущается до наших дней. Чем это объяснить? Литовский Иерусалим являлся двойником того многонационального города, который под именем Вильнюса давно был известен в географии и в политической истории Восточной Европы и как центр перекрестков между соперничающими государствами и как мост между соседними народами и культурами. Литовцы, поляки, белоруссы, русские живут в Вильнюсе и вокруг него с древних времен. Несмотря на различные преследования и гонения, влияние евреев на жизнь этого города постоянно возрастало. Они объединились здесь в свою общину и жили подлинно национальной жизнью.
|
Поэтому во всей диаспоре смотрели на Вильнюс как на Иерусалим в галуте. (галут — изгнание, древнееврейский).
{7}
В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
XIV-XV века
Вследствие преследования евреев в период крестовых походов (ХI—ХII вв.) и позднее, их изгнания из Испании (1492 г.), и иных мест проживания в XIII—XV вв. проходило очевидное массовое переселение евреев из Западной Европы через Среднюю Европу в Восточную Европу. Из германских земель они пришли в Богемию, Моравию, Польшу и Литву.
В то время создавалось и расширялось Литовское феодальное государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Оно стало могучим государством, земли которого простирались от Балтийского до Черного морей. Для укрепления ВКЛ необходимо было развивать экономику: торговлю, ремесла, финансы. Нужны были опытные купцы, ремесленники, финансисты. В состав ВКЛ входили чисто аграрные края, для освоения которых среди литовцев и местных людей других национальностей знатоков данных занятий было мало. Правители Литвы начали приглашать их из более развитых европейских государств. Это явилось первой объективной, наиболее благоприятной предпосылкой и условием для поселения евреев вместе с представителями других национальностей в Литве.
|
Христианство было принято в Литве лишь в конце XIV в. (1387 г.). Укрепляясь постепенно, римско—католическая церковь и ее деятельность по различным конкретно {8} историческим причинам не приобрела в Литве крайне агрессивной клерикальной неприязни к евреям, а также жестких принудительных форм распространения католицизма среди народов ВКЛ.
В историографии еврейского народа отмечается, что такой толерантности ко всем вероисповеданиям как в ВКЛ в то время в Европе почти нигде не было. Поэтому оно в средневековье стало одним из наиболее значительных новых жизненных центров для преследуемых и гонимых евреев, а сама Литва — новой родной землей.
Евреи же стали исторически немаловажным положительным фактором, содействовавшим укреплению экономики феодального Литовского государства, развитию его городов.
Как свидетельствует старинное еврейское предание, Великий князь Гедиминас (1316-1341) издал манифест о строительстве города и крепости Вильнюс и пригласил представителешй всех народом, в том числе и евреев, из ближних и дальних стран помочь ему в осуществлении этого замысла. Это предание. Гедиминас на самом деле был первым князем, пригласившим купцов и ремесленников из Ганзейских городов поселиться в Литве, в ее столице, обещая благоприятные условия для их жизни и деятельности. 1 (цифра указывает на источник, см. конец книги, ldn-knigi)
|
В действительности исторические обстоятельства появления евреев в Литве связаны с их трагически сложившейся жизнью в Западной и Центральной Европе.
{9}
Привилегия Витаутаса (Витовта) Великого евреям.
ВКЛ. 1388-1389
{8}
Первые сведения о пребывании евреев в соседней Польше, зафиксированные в исторических источниках, датируются периодом второй половины XII в. — началом XIII в. В 1264 г. польский князь Болеслав Благочестивый предоставил евреям Калишскую привилегию (Калишский статут, Генеральная грамота).
В марте 1348 г. в Европе началась очередная эпидемия чумы — «черная смерть». Она охватила Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию и другие западные страны.
Указывается, что до весны 1351 г. чума унесла 25 млн. человеческих жизней — треть населения Европы. Среди {10} умерших было немало и евреев. Но, как это уже неоднократно бывало ранее, распространялись слухи о том, что виноваты евреи, якобы отравившие воду в колодцах с целью уничтожения христиан. Папа Климент VI дважды выступал против необоснованных антиеврейских обвинений. Это не помогло. Подстрекаемые фанатично верующие христиане начали уничтожать «отравителей колодцев» — евреев; в массовом порядке сжигать на кострах, убивать в домах и на улицах, топить в реках. В Германии не осталось ни одного города, в котором бы евреи не испытали больших физических и душевных мук и потерь.
В то время ВКЛ было восточной, а сама Литва — самой северной чертой континентальной Европы, куда переселились евреи из Западной в Восточную Европу.
В XV в., в связи с указанным процессом, важнейший центр экономической, духовной, культурной и общественной жизни евреев переместился с Прирейнских краев на земли Польши и ВКЛ. Здесь образовались новые еврейские общины, в которых насчитывалось около 20 тысяч евреев. 2
То, что поиск гонимыми несчастными евреями новой земли обитания и потребность Литвы в таких людях совпали по времени — лишь историческая случайность. Но она для обеих сторон стала исторически важной и полезной.
Прибывшие в Польшу и ВКЛ евреи традиционно молились на библейском древнееврейском языке, на нем были написаны священные книги. В повседневной жизни они употребляли язык идиш, который сформировался на основе языка местных жителей Южной Германии. На славянских землях прижилось название пришельцев иудеи (от греческого юдайос, древнееврейского — иегуди) — жид, по-литовски — жидас.
В конце XIV в. на землях ВКЛ уже существовало пять сформировавшихся еврейских общий: в Бресте (евреи его называли Бриск, он являлся центром евреев ВКЛ), Гродно, Тракай, Луцке, Владимире Волынском. Евреи являлись горожанами, в основном занятыми торговлей, ремеслами, ростовщичеством, также земледелием.
{11} Дальновидно осознавая подлинные потребности Литовского государства, заботясь о его хозяйственно-экономическом развитии, князь Витовт (Витаутас) в 1388-1389 гг. евреям Тракай, Гродно, Бреста, Луцка и Владимира Волынского дал привилегию.
Это позволяет с уверенностью утверждать, что евреи обосновались в Литве не позднее середины XIV в. Эта привилегия явилась первым государственным актом, ставшим долговечной правовой основой для регулирования юридических, хозяйственно—экономических, социально-общественных отношений между правителем и евреями, между евреями и горожанами христианами, между самими евреями.
Привилегия приравняла евреев к боярам, т.е. по сути провозгласила их свободными людьми, подчиненными только великому князю. Привилегия стала кодексом прав евреев и защиты этих прав, механизмом включения их в государственную и хозяйственную жизнь. Евреи получили право проживать отдельными общинами, которые могли автономно управлять своими внутренними национально-религиозными и судебными делами. Таким образом были гарантированы как право придерживаться своего вероисповедания, так и охрана религиозных институций. За привилегию и права евреи платили великому князю соответствующую дань.
Годы правления Витовта отмечены в истории еврейского народа как «золотой период» в жизни евреев Литвы. Его победа в битве под Жальгирисом (Грюнвальдом, 1410) остановила поход крестоносцев на Восток. Евреи Польши и Литвы — бывшие беженцы из Германии, легко вздохнули, избежав опасности, сулившей им новые несчастья. Указывается, что во времена Витовта в ВКЛ было около 6 тысяч евреев.
В период правления великого князя Литовского Казимира (Казимераса, 1440-1492) продолжалась благоприятная для евреев политика. Они стали посредниками между сельским хозяйством и городами, их деятельность стала важным фактором во внешней торговле через Пруссию и Балтийские порты. Сын Казимира Александр сначала {12} (с 1492 г.) продолжал политику отца. Но в 1495 г. он внезапно приказал евреям покинуть ВКЛ. Историки лишь отчасти объясняют это жестокое изгнание евреев антиеврейским влиянием католических клерикалов. Незадолго до этого, в 1492 г. евреи были изгнаны из Испании. Важнейшими причинами этого шага явились экономические и финансовые трудности государства, большие долги самого Александра еврейским ростовщикам. Изгнав евреев, он конфисковал и присвоил все их богатства. Это была первая подобного рода антиеврейская акция в Восточной Европе, продолжавшаяся 8 лет. Большинство евреев Литвы выбыло в Польшу. В 1503 г. Александр, будучи уже королем Польши, позволил евреям вернуться в Литву и выкупить ранее принадлежавшее им имущество.
В XIV-XV вв. еврейские общины ВКЛ (на древнееврейском — кехиле, по-русски — кагал. Кагалом назывался и орган самоуправления общины) решали свои внутренние дела автономно. Они имели свои молитвенные дома, суды, школы, бойни, кладбища, бани. Однако нередко богатые евреи принимали христианство. Один из них, А. М. Юзефович из Бреста в 1510—1518 гг. являлся руководителем финансового ведомства ВКЛ.
По утверждению историков разных стран, евреи появились в Вильнюсе в середине XIV в. Известно, что позже, по требованию мещан христиан, евреям было запрещено проживать и промышлять в Вильнюсе.
XVI—XVII века
Исторические процессы развития Польши и Литвы привели к их объединению в единое государство Польши и Литвы (Речь Посполита). Это было закреплено в Люблинской унии 1569 г. Позже, при ослаблении прав и сил короля Польши и великого князя Литвы и укреплении прав и сил бояр, последние стали приглашать евреев поселяться на их землях, торговать там и промышлять. В то же время {13} различные процессы хозяйственного и общественного развития затрудняли жизнь евреев. В городах возрастал слой купцов, ремесленников, ростовщиков из числа христиан, усиливалась конкуренция, обострялась их хозяйственно-экономическая борьба против евреев, множились ограничения, притеснения еврейской экономической деятельности, участились различные антиеврейские выпады.
Великий князь Сигизмунд (Жигимантас) I в 1507 г. подтвердил привилегии Витовта евреям.
В 1514 г. он освободил их от возложенной Александром в 1503 г. повинности — поставлять в армию тысячу всадников, заменив ее налогом в тысячу золотых. Он защищал евреев от произвола местных воевод и старшин, а в 1514 г. назначил брестского богатого еврея М. Юзефовича (брата А. М. Юзефовича) главой всех евреев ВКЛ. Это объясняется стремлением укрепить прерогативы центральной власти по отношению к евреям, особенно в целях удержания с них различных налогов и сборов. В 1529 г. привилегии евреям были зафиксированы в Литовском статуте (собрании законодательных актов). В то время активизировалось переселение в ВКЛ преследуемых евреев из Германии и Богемии.
Сигизмунд Август (Жигимантас Аугустас. 1541-1572) всячески способствовал расширению торговых и кредитных операций евреев ВКЛ, их торговле с Московией.
Евреям и впредь предлагалось создавать свои поселения и общины, торговать и промышлять на боярских землях. В 1566 г. в ВКЛ было 8-10 тысяч евреев. Продолжалось переселение евреев из Польши, Германии, Чехии, Богемии. Король Польши и великий князь Литовский Стефан Баторий (Стяпонас Баторас. 1576-1586) проявлял к евреям толерантность, выступал против надуманных аитиеврейских обвинений по поводу мнимого употребления ими христианской крови в ритуальных целях. Сигизмунд Ваза в 1590 г. установил для евреев ВКЛ общую поголовную подать в размере 6 тысяч золотых. Ответственность за сбор и сдачу этой подати в казну возлагалась на еврейские кагалы.
В XVI—XVII вв., особенно после изгнания, а потом {14} возвращения в ВКЛ, усилилось стремление евреев к своей общинной жизни, происходило большее сплочение общин. В последней четверти XVI в. в Польше сформировалась централизованная организация кагалов четырех земель — краев (Великой Польши, Малой Польши, Червонной Руси, Волыни), которой руководил Ваад (Совет—древнееврейский). В Люблинском Вааде участвовали и представители кагалов ВКЛ. Были образованы первые ешиботы (религиозные семинарии).
Несмотря на Люблинскую унию, евреи ВКЛ и Польши остались отдельными общинами со своими делами и интересами. В 1623 г. был образован самостоятельный Ваад еврейских кагалов Великого Княжества Литовского с местом пребывания в Бресте. Он имел своих представителей и в Люблинском Вааде.
Систему еврейского автономного самоуправления ВКЛ составляли еврейские общины крупных городов, которыми руководили кагалы и Ваад — высший орган системы, объединявший деятельность всех кагалов. Последними руководили избираемые группы, состоящие из 3-5 человек. Поочередно каждый из них как старшина осуществлял обязанности парнаса — руководителя. Кагалы решали все дела внутренней жизни общин и управляли ими. Они являлись ответственными за сбор и внесение в государственную казну причитавшейся с евреев поголовной подати, также собирали средства на общинные нужды. Выборные комиссии или отделы кагалов заведовали судебными, торговыми, санитарными, духовно-нравственными делами, а также вопросами использования собираемых средств. Все выборные должности являлись почетными и неоплачиваемыми.
Оплачивался труд врачей, аптекарей, акушерок, парикмахеров, попечителей бездомных и некоторых других работников. Общины и их кагалы содержали синагоги, кладбища, ритуальные бойни, бани, школы (хедеры — начального религиозного обучения, ешиботы — более высокого уровня; наиболее известный находился в Бресте), другие учреждения.
{15}
{16} Важным институтом экономической и финансовой деятельности кагалов являлась так называемая хазака (управление — древнееврейский). Кагалы предоставляли евреям право управления и распоряжения собственностью, право выкупа государственной пошлины и налогов, аренды земельных участков и поместий с правом наследования и совершения других сделок. Осуществляемая в обязательном порядке хазака позволяла кагалам контролировать деловую жизнь евреев, помогала избегать взаимной конкуренции, защищала от посягательств предпринимателей-христиан. За предоставление права хазаки кагалы взимали соответствующие сборы. Со временем кагалы начали злоупотреблять правом предоставления хазаки в интересах богатых евреев.
Избираемым Ваадом кагалов руководил исполнительный орган во главе с парнасом. Ваад решал общие вопросы жизни евреев, связанные с их отношениями с правителем и государственными властями, с распределением бремени государственных налогов среди общин, а также вопросы социального характера, обучения молодежи и деятельности школ. Он издавал обязательные правила, регламентирующие еврейское предпринимательство, духовные, семейные и другие сферы жизни, защищал их от необоснованных обвинений со стороны христиан, следил за тем, чтобы не принимались антиеврейские государственные акты.
Ваад составляли две группы его членов: представители важнейших кагалов и духовные руководители общин — раввины. Все они должны были заботиться об осуществлении решений Ваада в своих общинах. Продолжительное время в Вааде ВКЛ были представлены лишь важнейшие кагалы Бреста, Гродно, Пинска, которые заведовали и делами более мелких кагалов, находившимися на их подопечной территории. Постепенно в кагалах укрепилась власть богатых слоев и раввинов. В середине XVI в. в ВКЛ было 15 еврейских общий, в большинстве на белорусских землях. Их центром оставался Брест.
Постепенно евреи стали селиться и в Вильнюсе. Прибывшие в середине XVI в. из Кракова евреи открыли в городе ломбард и возглавили монетный двор. В 1573 г. была {17} построена Большая вильнюсская синагога. В 1590 г. Сигизмунд Ваза впервые официально предоставил евреям право проживать в Вильнюсе, заниматься торговлей, приобретать дома, строить молитвенные дома.
XVI—XVIII вв. явились для Польши и ВКЛ периодом больших трудностей. Их ослабляла внутренняя борьба бояр и королей — великих князей, длительное время продолжавшиеся войны со Швецией, а также Россией, участие в подавлении национально-освободительного движения в Белоруссии и на Украине. Помимо общих для всего населения трудностей и бедствий, связанных с разрушениями, пожарами, контрибуциями, голодом, эпидемиями, на евреев обрушились и дополнительные несчастья. Наряду с периодическими ограничениями и притеснениями в области торговли и ремесла, нападений воспитанников христианских католических семинарий и горожан христиан, наносивших большой ущерб жилым и молитвенным домам, торговым лавкам, евреи подверглись большим погромам в 1635 г. в Вильнюсе и в 1637 г. в Бресте.
Ужасные бедствия принесли 1648-1649 гг., когда национально-освободительная борьба украинцев против господства Польши под руководством Богдана Хмельницкого сопровождалась невиданными в Восточной Европе по масштабам и жестокости убийствами евреев, разгромом их общин. Это происходило и на землях ВКЛ, особенно в Белоруссии. В 1655 г. войска России и казаки Хмельницкого ворвались в Вильнюс, город был подожжен, а еврейская община понесла огромные потери. Большинство евреев бежало из города, оставшиеся были убиты. Много евреев ВКЛ переселились в Австрию, Германию, Голландию.
После предоставления правителями ВКЛ различных льгот еврейские общины постепенно возродились, пополнившись новыми силами из Польши и Чехии. Евреи поселялись все глубже на коренные литовские земли, особенно в западной части Литвы — в Жемайтии. Боярам и крестьянам нужны были торговые и ремесленные услуги евреев. В 1676 г. в ВКЛ было 32 тысячи евреев.
{18} В 1645 г. в Вильнюсе было 12 тысяч мещан христиан и около - 2,5 тысяч евреев, а в 1765 г. — 3581. В 1652 г. Вильнюсский кагал после длительных усилий был причислен к важнейшим кагалам ВКЛ с правом иметь своих представителей в «Вааде государства» в Бресте. Будучи столицей государства, Вильнюс постепенно становится духовным центром евреев Великого Княжества Литовского. Здесь проявились известные в свое время раввины, знатоки учения Торы, создавшие ценные произведения религиозного характера.
XVIII век
В первом десятилетии XVIII в. во время русско-шведской войны Вильнюс несколько раз переходил из рук в руки воюющих сторон. В 1709-1710 гг. возник небывалый голод, вследствие которого только в Вильнюсе погибло 24 тысячи человек, в том числе 4 тысячи евреев. Разрушения, пожары, эпидемии привели к обнищанию города и его населения. Евреи понесли большой материальный урон. В 1749 г. в Вильнюсе на костре был сожжен граф Валентин Потоцкий, принявший иудейскую веру. Он вошел в еврейскую историю как «Тер Цедек», как святой праведник из Вильнюса. В 1766 г. в ВКЛ было 157 тысяч евреев, из них в Вильнюсском воеводстве — 27 тыс., в Тракайском —34 тыс., в Жемайтийском — 16 тыс.
В XVII—XVIII вв. в ВКЛ, как и в Польше, еврейская автономия достигла своего наивысшего уровня. Центральные и местные автономные органы — Ваады и кагалы — руководили общинной жизнью и проявлялись как уполномоченные представительства в отношениях с центральной и местной властями. Однако в связи с тем, что кагалы не справлялись со сбором и сдачей поголовной подати, а также по другим причинам, сейм Польши и Литвы в 1764 г. лишил кагалы права осуществлять эти функции. Были упразднены и Ваады (советы) кагалов Польши и ВКЛ {19} (в 1623—1764 гг. состоялось 37 собраний Ваада ВКЛ). Сперва два, позже три золотых поголовной подати должен был уплачивать каждый еврей лично.
В связи с возрастанием трудностей с занятием торговлей и ремеслами в городах многие евреи переселялись в сельские местности, где занимались также арендой корчм и ростовщичеством.
В 1783 г. король Польши и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский упразднил еврейское гетто в Вильнюсе, введенное в 1633 г. Вновь было провозглашено право евреев селиться и проживать во всем городе. Длительное время евреям было запрещено проживать в Каунасе. В 1766 г. их было здесь лишь около одной тысячи. Позже и эти были изгнаны из города. В 1783 г. ограниченному количеству евреев было вновь разрешено селиться в Каунасе.
В XVIII веке постепенно происходило внутреннее ослабление кагалов ВКЛ. Возраставшая социально-имущественная дифференциация между богатым меньшинством и абсолютным большинством бедствующих, противоречия между ними усиливали недовольство последних произволом руководства кагалов при распределении ноши государственных и общинных налогов и различных сборов в интересах богатых, а также устанавливаемыми обязательными тяжкими правилами повседневной религиозной жизни и наказаниями за их нарушения. Обострялись споры и конфликты между самими кагалами по поводу распределения и закрепления управляемых территорий, их подчиненности.
В конце XVIII века в ВКЛ было 250 тысяч евреев, в Вильнюсе — 6 тысяч. В XVIII в. Вильнюс стал важнейшим духовно-культурным центром евреев ВКЛ. Среди многих знаменитых раввинов и знатоков учения Торы (Библии) выделялся рабби Алийогу (Элия Кремер, 1720-1797).
Он стал величайшим знатоком, распространителем и комментатором талмуда (собрание религиозных, правовых, моральных норм иудаизма) в Восточной Европе, духовным {21} авторитетом литовских евреев. Удостоившимся почетного имени Гаона («мудреца», «гения»). Виленский Гаон являлся одним из крупных реформаторов талмудизма. Он выступал против застывшего, схоластического восприятия раввинами Талмуда и догматизма при его изучении, требовал изучения не одного Талмуда, а всех священных писаний (Танах) и древнееврейского языка.
Гаон был знаменит не только тем, что обосновал необходимость изучения точных наук — математики, биологии, но и сам являлся крупным знатоком в этих и других науках. Он считал, что без этих знаний невозможно всесторонне усвоить духовное богатство священных писаний. Гаон руководил ешиботом в Вильнюсе. Вильнюс прославился и своими еврейскими религиозными проповедниками (магидами), а также еврейскими докторами медицины, которые получали образование в Италии и других местах.
{20}
{21}
В предании утверждается, что Ваад и раввины Бреста вынуждены были признать Вильнюс духовным цетром литовских евреев — Литовским Иерусалимом. Это произошло только после проверки и установления того, что в городе действительно имеется много раввинов и других достойных евреев, хорошо знающих Тору и другие священные книги, способных их толковать и разъяснять.
С конца XVII в. в Польше и Литве существовала крупнейшая еврейская община в Европе, а с середины XVIII в. — и в мире. Здесь имели место и различные антиеврейские проявления, но в то время, особенно в Литве, они не приобрели крайне жестоких форм и последствий, как это было в Западной Европе. Самые большие несчастья и бедствия евреям приносили главным образом не местные силы, а иноземные войска.
Терпимость правителей Польши и особенно ВКЛ по отношению к евреям в течение столетий основывалась на большой заинтересованности в их активной деятельности в сфере торговли, финансов и ремесел. В руках евреев сконцентрировалась большая часть этой важной деятельности. Если бы не было необходимости в присутствии евреев для {22} блага края и благосклонности правителя, они не смогли бы интегрироваться, закрепиться и промышлять. Таким образом в конкретных условиях развития ВКЛ евреям исторически были предназначены важные функции государственного значения и масштаба в области хозяйства, экономики и финансов.
Следует подчеркнуть, что в политическом отношении евреи всегда были абсолютно лояльны к власти, в немалой степени способствовали укреплению Литовского государства и его правителей, развитию торговли с другими странами, увеличению экспорта продуктов сельского хозяйства, сырья, леса. Евреи в целом были дружественно настроены и преданы Литве. Они благодарно сознавали, что Литва предоставила им приют и право автономной внутренней национальной жизни. Борясь за свое существование на землях ВКЛ и укрепляя дружеские соседские связи с литовским и белорусским населением, евреи в то же время оставались верны своей религии и другим извечным духовным ценностям. Различными формами и способами они защищали свои национальные, религиозные, жизненные и экономические права.
Важнейшую историческую роль в сохранении взаимной солидарности и помощи, кроме объективных внешних факторов и преданности своей вере, сыграла автономная жизнь в своих общинах. Правовую государственную основу такой жизни создала привилегия Витовта Великого XIV в. Модифицированная властью, она имела положительное значение на протяжении 400 лет.
{23}
В СОСТАВЕ РОСИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
XIX в. - начало XX в.
(до первой мировой войны)
В 1772 г. произошел первый раздел объединенного государства Польши и Литвы — Речи Посполиты, осуществленный Россией, Австрией и Пруссией. К России отошли земли Белоруссии, на которых проживала часть евреев ВКЛ. Они были превращены в Полоцкую, а позднее в Витебскую и Могилевскую губернии. Во время второго раздела, происшедшего в 1793 г., Россия присоединила к себе остальную часть Белоруссии, образовавшую Минскую губернию. После третьего раздела в 1795 г. в состав России были включены часть Польши и почти вся территория Литвы, где были образованы Виленская (В период российского правления литовские города Вильнюс, Каунас и соответствующие губернии носили принятые в то время названия.) и Слонимская —позже Гродненская— губернии.
В 1842 г. из части территории Виленской и соседних губерний была образована Ковенская губерния. Они вместе с Витебской, Могилевской и Минской губернями были превращены в Северо-Западный край, который с другими западными территориями России были включены в печально известную «черту оседлости» евреев. И только в пределах этой черты им было разрешено проживать.
В 1795 г. права фактически продолжавших существовать кагалов были ограничены управлением религиозными делами.
В том же 1795 г. евреям было запрещено заниматься земледелием.
И в новых условиях Российской империи евреи, {24} проживавшие на коренной территории Литвы и на соседних землях Белоруссии, в духовно—культурном отношении оставались взаимно и тесно связанными. Их повсеместно продолжали называть литваками, т.е. литовскими евреями. Жизнь евреев Северо-Западного края сохранила своеобразные, специфические черты, но все больше переплеталась с жизнью и судьбой всех евреев России.
Правители Российской империи на протяжении длительного времени не разрешали евреям (как неправославным) обосновываться на своих землях. Это запрещение строго соблюдалось и вообще отношение к евреям отличалось неприязнью. Однако в XVIII в. эта политика стала постепенно меняться. Задачи колонизации малонаселенных территорий южной части России побудили власти разрешить евреям селиться в этих краях. После присоединения белорусских, польских, литовских земель положение кардинальным образом изменилось. Здесь проживало наибольшее количество евреев мира. В сороковых годах XIX в. в западной части России было около 2 млн. евреев. Пришлось это принять во внимание. Соответствующими манифестами жители этих краев, в том числе евреи, были провозглашены подданными Российской империи.
Царю Александру I (1801—1825) пришлось серьезно решать правовые проблемы жизни довольно большого еврейского населения. Для определения и подготовки их государственно-правового статуса в Петербурге была образована специальная коммиссия. Выявились два противоположных взгляда: соответственно первому — вначале необходимо было «исправить» евреев, изменить их образ жизни и лишь потом представить возможность участвовать в общей государственной и общественной жизни, другой взгляд состоял в том, что именно общие права могли бы помочь евреям скорее «исправиться».
Черта оседлости
{25} В 1804 г. был опубликован государственный акт «Положение о евреях» («Еврейский статут»). Руководствуясь предпосылкой, что евреи «вредный элемент», но что их можно «исправить», изменив их образ жизни путем внедрения среди них «полезного» производительного труда, стремились быстро достичь этого жесткими административными мерами.
Гвоздем «Положения о евреях» являлась его 34-я статья, которая предписывала евреям Литвы и Белоруссии в течение трех-четырех лет, начиная с 1 января 1808 г., выселиться из сельской местности. Им запрещалось проживать там, арендовать поместья, содержать трактиры, заезжие дворы, торговать водкой.
В то же время было решено поощрять евреев заниматься земледелием в других местах. С этой целью была расширена «черта оседлости». В нее включили некоторые малонаселенные области южной Украины и побережья Черного моря, в колонизации которых государство было очень заинтересовано. Было рекомендовано разрешить еврейским детям посещать общие школы, ограничить сферы употребления языков идиш и древнееврейского. Полностью было запрещено делопроизводство на еврейских языках в области торговли и другого предпринимательства.
В 1807 г. в Херсоне была образована первая еврейская земледельческая колония. Литовские евреи переселялись также в Екатеринославскую, Киевскую, Полтавскую, Черниговскую губернии. Подавляющая масса евреев Литвы все еще оставалась в старых насиженных местах.
Переселение евреев из сельской местности однако проходило очень трудно. Этому помешала и война Наполеона против России. Известные русские деятели, некоторые местные губернские руководители, а также представители еврейских общин Литвы и Белоруссии предпринимали шаги, чтобы убедить правительство в неоправданности выселения евреев. Выгоду от содержания корчм, трактиров, от производства и продажи водки имели главным образом дворяне-помещики, бывшие основными эксплуататорами {26} крестьян.
Евреи же на селе осуществляли весьма важные функции. Они занимались мелкой торговлей, скупали у крестьян продукты их труда, продавали им самое необходимое в повседневной жизни — соль, изделия из кожи и металла и многое другое. Они производили молочные продукты, занимались мукомольным делом, рыболовством, лесосплавом. Все это являлось материальным источником их существования. Поэтому практически невозможно было переселить значительное число евреев и обеспечить их каким-либо трудом и средствами жизни в городах и местечках, которые и так уже были перенаселены бедняками.
Несмотря на лояльность и патриотизм, проявленные евреями по отношению к России в период наполеоновского нашествия, к ним продолжала проявляться неприязнь. В 1823 г. вновь был издан указ о выселении евреев из сельской местности. Этого добивалась часть дворян-помещиков Литвы и Белоруссии. 1
Годы правления Николая I (1825—1853) являлись периодом общей политической и социальной реакции. На евреев обрушилась новая волна бедствий и притеснений. Ксистеме административной опеки и репрессий в конце царствования Александра I прибавилась николаевская военная система «исправления» еврейства путем суровой рекрутчины и казарменного воспитания молодежи с целью языково-культурной русификации и религиозной ассимиляции, а позже и «культурная» система «исправления» путем учреждения «казенных училищ» и сокращения общинной автономии.
Евреи в России до этого не отбывали воинской повинности, а вносили особый рекрутский налог. Николай I ввел для евреев воинскую повинность, но решил это использовать главным образом для того, чтобы таким путем уничтожить их национальную обособленность. Соответствующий указ был обнародован в 1827 г. Евреев стали брать в рекруты с 12 до 25 лет и служить они должны были 25 лет. Ответственность за «взятие» и «доставку» в рекруты была возложена на еврейские кагалы. Вся тяжесть {27} рекрутчины падала на беднейшие слои еврейского населения. Подростков и детей, не достигших 12-летнего возраста специальные еврейские «хаперс» (ловцы) часто насильно хватали на улице, отлучали от родителей, передавали властям и те увозили их в глубь России, где обучали в военных школах кантонистов.
Такой призыв в отношении христианских подростков применялся только к сыновьям солдат, находившихся на действительной военной службе. Многие еврейские дети и подростки не выдерживали жестокого обращения, тяжелой муштры, невыносимых издевательств и погибали. Некоторые из более взрослых во имя преданности своей вере кончали жизнь самоубийством; другие — принимали христианство. Все они стали жертвами николаевской «военной конституции для евреев».
Великий русский писатель демократ Александр Герцен в своей книге «Былое и думы» описывает встречу с колонной еврейских кантонистов в 1835 г. во время его ссылки в Вятку. Офицер, сопровождавший их, рассказал Герцену, что треть этих детей уже погибла в дороге, «половина не дойдет до назначения... Мрут, как мухи». «Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видел», — писал Герцен. «Бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати-тринадцатилетние еще кое-как держались, но мальчики восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холсте...» «Я взял офицера за руку и, сказав: «поберегите их», бросился в коляску; мне хотелось рыдать; я чувствовал, что не удержусь». 2