Урок русского языка, 1 класс




Тема: Правила переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии.

Цель: изучение правил переноса слов

Планируемые результаты:

предметные:

· переносят слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

  • проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • понимают причины успеха в учебной деятельности

метапредметные:

регулятивные:

  • определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помо­щью учителя;
  • высказывают своё предположение (версию);

познавательные:

  • делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные УУД:

  • оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • договариваются с одноклассниками совместно с учителем о пра­вилах поведения и общения и следуют им;

Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

 

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Организационный этап. Цель:создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке а)Приветствие. - Проверим готовность.(слайд 2) б)пальчиковая гимнастика в) подготовка к письму (слайд 3)     Откройте тетрадь на с. 9. Запишите число.       Проверяют свою готовность. Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку   Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Работа в тетради. 1.Минутка чистописания.(слайд 4) Отгадайте, кто это: Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Рассмотрите рисунок. Конечно, это улитка. - Куда спешит улитка? Какие буквы живут в этом домике - Нарисуем улитку на строчке. - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. - Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. 2.Работа с рядом слов: Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный; - ь – обозначает мягкость согласного звука; - 3 слога; - 2 слога; - один слог. Какие знания понадобились? - Пусть самая красивая буква из трёх (ы,ь,ъ) встретит улитку домике. (самоконтроль) 3.Прочитайте ряд слов.(слайд 5) - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?(не права)? - Придумайте задание, которое можно выполнить со словами?   - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)   Работают с рядом сл.   Выясняют роль Ь, правило определения слогов.     Повторяют правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вписывают в окошко самую красивую букву.     Читают ряд слов:     Делают выбор. Обоснование своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)   Предположения детей.   Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Постановка учебной задачи Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности. 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске) -Слово не входит на строку. Что же делать? - Что значит перенести?   2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Фиксируются варианты переноса на доске. - Посмотрите, задание было одно, а сколько вариантов переноса 1 слова вы предложили.   Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? (слайд 6): Правила переноса слов   - Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. -Какую учебно-познавательную и практическую задачу поставим перед собой? (слайд 7)   ФИЗМИНУТКА   Записывают слова с комментированием.     Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.   Работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные.   Как переносить слова; правила переноса слов.   Во множественном.   Наверное, их много, несколько.     Открыть правила переноса, научиться переносить слова. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока.
Открытие «нового» знания Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия     -Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 8)   Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.   - Слушаем результаты работы групп. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?   Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Слушаем вторую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?   Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С...   Слушаем третью группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?   Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….   Слушаем четвёртую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?     Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: …. … ….. Слушаем пятую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод   Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.     Правило переноса слов.   Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило.     Представитель от 1 группы показывает задание. Читает слова: мо-тор, ба-ра-бан, -Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.     Показ задания.   Представитель от 2 группы показывает задание. Слова: шос-се, груп-па -Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.   Представитель от 3 группы показывает задание. Читает слова: день-ки, лай-ка, подъ-езд - Выделены Ь,Й,Ъ. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)   Представитель от 4 группы показывает задание. Читает слова: Огонь, Ещё, стаЯ - Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.   Представитель от 5 группы показывает задание. Читает слова: дОм, рОт, лУк, стрИж. - Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! Сформулированное правило, представленное в речевой и графической форме.
Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний Цель: построение нового способа действия   -Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?   -Прочитайте алгоритм: как действовать, если надо перенести слово. (слайд 9) Физминутка Проговаривают правила.     Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.     Составленный алгоритм переноса слов.
Первичное закрепление нового способа действия Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий -Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?   Как же мы перенесём слово, которое не вошло в строку? Какое правило нам пригодится? Упражнение на закрепление. Работа по учебнику. Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса. Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова?   Взаимопроверка Задание 2.Исправьте ошибки.(слайд 10) Не могли перенести слово МАССА.   Применяют алгоритм и объясняют перенос.   Нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос.   Проверяют работу друг друга. Выполненное задание
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Какое открытие мы сегодня сделали? (слайд 11) Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила.   Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. (слайд 12) Правила переноса слов. Не смогли перенести слово.   Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
Итог урока -Выполнили ли учебную задачу? А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева «Как я перенес слова». (слайд13)   -Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»? -Нет! -Почему? -Слово «опять» не переносится. - Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил. -Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке. Молодцы! -Благодарю всех за урок!   Да, выполнили.  

 

 

Использованная литература и источники:

  1. «Русский язык» (первые уроки) для первого класса авторов Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. – М.: Баласс, 2012
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» (первые уроки)» авторы Бунеева, Е. В., Яковлева, М. А. – М.: Баласс, 2012.

3. Сайт ОС «Школа 2100 »https://www.school2100.ru/uroki/elementary/

4. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: