Тема: Правила переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии.
Цель: изучение правил переноса слов
Планируемые результаты:
предметные:
· переносят слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимают причины успеха в учебной деятельности
метапредметные:
регулятивные:
- определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- высказывают своё предположение (версию);
познавательные:
- делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные УУД:
- оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им;
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный этап. Цель:создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | а)Приветствие. - Проверим готовность.(слайд 2) б)пальчиковая гимнастика в) подготовка к письму (слайд 3) Откройте тетрадь на с. 9. Запишите число. | Проверяют свою готовность. Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради. 1.Минутка чистописания.(слайд 4) Отгадайте, кто это: Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Рассмотрите рисунок. Конечно, это улитка. - Куда спешит улитка? Какие буквы живут в этом домике - Нарисуем улитку на строчке. - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. - Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. 2.Работа с рядом слов: Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный; - ь – обозначает мягкость согласного звука; - 3 слога; - 2 слога; - один слог. Какие знания понадобились? - Пусть самая красивая буква из трёх (ы,ь,ъ) встретит улитку домике. (самоконтроль) 3.Прочитайте ряд слов.(слайд 5) - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?(не права)? - Придумайте задание, которое можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) | Работают с рядом сл. Выясняют роль Ь, правило определения слогов. Повторяют правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вписывают в окошко самую красивую букву. Читают ряд слов: Делают выбор. Обоснование своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
Постановка учебной задачи Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности. | 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске) -Слово не входит на строку. Что же делать? - Что значит перенести? 2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Фиксируются варианты переноса на доске. - Посмотрите, задание было одно, а сколько вариантов переноса 1 слова вы предложили. Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? (слайд 6): Правила переноса слов - Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. -Какую учебно-познавательную и практическую задачу поставим перед собой? (слайд 7) ФИЗМИНУТКА | Записывают слова с комментированием. Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные. Как переносить слова; правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | -Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 8) Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. - Слушаем результаты работы групп. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Слушаем вторую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... Слушаем третью группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. Слушаем четвёртую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: …. … ….. Слушаем пятую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Читает слова: мо-тор, ба-ра-бан, -Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. Показ задания. Представитель от 2 группы показывает задание. Слова: шос-се, груп-па -Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Представитель от 3 группы показывает задание. Читает слова: день-ки, лай-ка, подъ-езд - Выделены Ь,Й,Ъ. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Представитель от 4 группы показывает задание. Читает слова: Огонь, Ещё, стаЯ - Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Представитель от 5 группы показывает задание. Читает слова: дОм, рОт, лУк, стрИж. - Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в речевой и графической форме. |
Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний Цель: построение нового способа действия | -Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? -Прочитайте алгоритм: как действовать, если надо перенести слово. (слайд 9) Физминутка | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил. | Составленный алгоритм переноса слов. |
Первичное закрепление нового способа действия Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий | -Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём слово, которое не вошло в строку? Какое правило нам пригодится? Упражнение на закрепление. Работа по учебнику. Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса. Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка Задание 2.Исправьте ошибки.(слайд 10) | Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. Проверяют работу друг друга. | Выполненное задание |
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали? (слайд 11) Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. (слайд 12) | Правила переноса слов. Не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Итог урока | -Выполнили ли учебную задачу? А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева «Как я перенес слова». (слайд13) -Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»? -Нет! -Почему? -Слово «опять» не переносится. - Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил. -Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке. Молодцы! -Благодарю всех за урок! | Да, выполнили. |
|
|
|
Использованная литература и источники:
- «Русский язык» (первые уроки) для первого класса авторов Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. – М.: Баласс, 2012
- Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» (первые уроки)» авторы Бунеева, Е. В., Яковлева, М. А. – М.: Баласс, 2012.
3. Сайт ОС «Школа 2100 »https://www.school2100.ru/uroki/elementary/
4. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru/