Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.




Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом.

 

ББК 74.3 ДИ

Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Д 11 Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практи­ческое пособие для логопедов и медицинских работников. - М.: Издательство "Гном и Д", 2001. - 32 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00095-1

 

 

Пособие представляет собой систематизированный опыт работы по использованию логопедического массажа и лечебной физкультуры в комплексе реабилитационных мероприятий для детей 3-5 лет, страдаю­щих детским церебральным параличом.

В брошюре представлены основные виды и приемы логопедическо­го массажа и особенности его использования. Содержится система за­нятий с оригинальными ручными тренажерами, предлагается вариатив­ность комплексных нагрузок.

Книга адресована логопедам и медицинским работникам.

 

ББК 74.3 Издатель - А. Казаков

Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Оригинал-макет - Е. Капнулина

Издательство ООО "Гном и Д"

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37

e-mail: gnom_logoped@newmail.ru

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.99 г. Сдано в набор 25.08.2001. Подписано в печать 17.09.2001. Печать офсетная. Объем -2 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 15000 (2-й завод 5000). Заказ № 3632. Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, стр. 1.

ISBN 5-296-00095-1 © Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А.,

Могучая Л.Д., 2000 © Оформление. ООО "Издательство "Гном и Д", 2001

Предисловие

Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преиму­щественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.

Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедическо­го массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:

* коррекции речедвигательных нарушений;

* улучшения гнозиса и динамического праксиса;

* формирования комплекса сенсорных, двигательных и рече­вых функций;

* развитии мелкой моторики руки;

* коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, нега­тивизм).

Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, об­щие сферы приложения профессиональных интересов обеспечи­вают успешную реализацию практических задач по каждому раз­делу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.

В комплекс мероприятий, направленных на реализацию прак­тических задач включены:

Логопедический массаж.

2. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и ар­тикуляционного аппарата.

Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкуль­тура проводятся в несколько этапов.

1этап, на котором решаются следующие задачи:

1) гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нор­мализация мышечного тонуса мимической и оральной мус­кулатуры;

2) активизация мимических мышц и последовательное фор­мирование непроизвольных, а затем и произвольных ми­мических движений;

3) формирование артикуляционных укладов;

4) формирование артикуляционных движений;

5) развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);

6) проведение мероприятий, формирующих адекватные спо­собы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).

II этап посвящен:

1) формированию устойчивых двигательных и речевых ки­нестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);

2) выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада

(произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),

3) выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переклю­чаемость);

3) развитию моторики руки (ритма и дифференциации дви­жений);

4) формированию мотивации деятельности и активных лич­ностных установок.

III этап направлен на:

1) улучшение динамического праксиса;

2) развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);

3) коррекцию звукопроизношения;

4) формирование навыков целенаправленной деятельности.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В работе с детьми используют следующие виды массажа:

1. Классический.

2. По биологически активным точкам (БАТ).

3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

1. Классический логопедический массаж

Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбо­родку (на этапе подготовки мышц последовательность движе­ний снизу вверх - от шеи ко лбу).

Направление движений: от центра к периферии по ходу мыш­цы, по месту прикрепления мышц.

Движения различаются по силе воздействия (глубокие и мед­ленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растя­гивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие,

похлопывающие).

Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта).См. табл. №1.

    Таблица № 1
Часть лица Направление движения Тип движения
  - от подбородка к вискам; поглаживающие,
  - от уголков рта к вискам; - от крыльев носа к вискам; - вдоль скуловой кости к вискам, - по надбровным дугам по направлению к вискам растягивающие
Лоб - вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосисто поглаживающие и раз-
    минающие, вибрацион-
  части головы), ные (при спастичности
  — по надбровной дуге в направле- мышцы, сморщиваю-
  нии к вискам; щей лоб)
  - по краю лобной кости поглаживающие, раз­минающие
Глаза - в точке VB 1 к вискам; растяжка растяжка растяжка поглаживающие и разми- нающие
  — в точке Taiyang * к вискам;
  - в точке Е 1 в направлении сверху вниз;
  - вдоль глазничной части круго-
  вой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикре­пления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу.
Нос - от корня к кончику носа с поглаживающие и разминающие, разглаживающие, растирающие, вибра­ционные
  фиксацией в точке VG 25*
  - вдоль крыльнои части носовой
  мышцы
Носо-губ - вдоль "царской мышцы" с растягивающие
ная фиксацией и растяжкой в точке
склад-ка Е 4* (в стороны).
Щеки - от скуловой кости вниз на ниж­нюю челюсть; растягивающие
* - см. таблицу № 2    
  - от угла рта к вискам по щечной поглаживающие, разми-  
  мышце нающие, растягивающие перкусионные, при наличии АШТР - растягивающие  
Рот - от угла рта (в точке Е4): двухсторонние растя-  
  а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, подни­мающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх ("улыбка клоуна") гивающие  
  - по краевой части круговой мышцы поглаживающие,  
  рта, образуемой мышечными пуч- надавливающие,  
  ками от мимических мышц (мыш- разминающие круго-  
  цы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щеч­ной и др.); вые движения  
  - по верхней и нижней губе (с внеш- разминающие возврат-  
  ней и внутренней сторонам круго­вой мышцы; ные движения  
  - по ротовой мышце поколачивающие дви­жения мягкой щети­ной зубной щетки(на-правление движения пс часовой стрелке)  
Подбо- - от подбородка к углу рта (вдоль поглаживающие и разми-  
родок мышц: опускающей угол рта, ниж­нюю губу и подбородочной мыш­цы); нающие  
  - вдоль скуловой кости нижней че- поглаживающие, разми-  
  люсти (в местах прикрепления нающие, растягивающие  
  жевательной мышцы, мышцы опускающей угол рта, нижнюю вибрационные  
  губу); - вдоль мышц дна ротовой полости растягивающие    
Шея - вдоль грудинно-ключично- поглаживающие, растягивающие  
  соцевидной мышцы  
           

Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнасти­ки мимической и артикуляционной мускулатуры.

Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является проме­жуточным звеном между любым видом массажа лицевой муску­латуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помо­щью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.

Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:

* в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выпол­няется ребенком по инструкции), с сопротивлением;

* в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тони­ческих рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикаль­ном положении;

* с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.

Исключение составляют круговые движения головой (не бо­лее 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пора­женной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.

2. Массаж по биологически активным точкам

Он проводится с детьми 3-5 лет на первом этапе ЛЛ ФК. Спор­ным является вопрос о том, что в более поздние сроки эффек­тивность его применения снижается в связи с возрастным уве­личением устойчивых порочных поз и движений, мешающих на­хождению истинной точки и глубине воздействия на нее.

Основные задачи его применения заключаются:

* в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов,

* нормализации тонуса мышц, и стимуляции активного дви­жения,

* улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.

Массаж по точкам способствует успешному проведению пас­сивно-активной гимнастики.

Руководствуясь опытом практиче­ской работы, можно сделать вывод о несовместимости одновре­менного проведения общего логопедического и массажа по точкам, т.к. часто у ребенка с церебральным параличом возникает реакция, неадекватная воздействию, мешающая, формированию устойчивой рефлекторной дуги, с возможными проявлениями ве­гетативных расстройств, эмоционально-личностных нарушений.

Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода тормозной и возбуж­дающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указа­тельного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приема.

Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 сек. с постепенным уве­личением нагрузки.

Предварительная работа заключается:

* в подборе точек в зависимости от целей и задач массажа (по результатам невролого-логопедического обследования) и составлении схемы,

* пальпации на предмет увеличения желез (при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется про­водить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения передне- и заднешейных желез необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличе­ны подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко вдоль скуловой кости нижней челюсти).

Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, исполь­зуют:

* главную точку тонизирования во всей акупунктурной сис­теме Е 36 (Zusanli), расположенную на передней области голени (используется при слабой конституции, при атони-ческо-астатической форме церебрального паралича),

* главную точку для всех парезов F 3, обладающую сильнымседативным воздействием и расположенную на тыльной стороне стопы, в межкостном промежутке между первой и второй плюсневыми костями (используется при парезах, при спастичности мышц);

* GI 4(Hegu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую "за все происходящее в голове и на лице" (в сочетании с. Е 36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F 3 используется при парезах).

Элементы вибрационного массажа используются в комбина­ции с классическим массажем для достижения максимального эф­фекта релаксации в одном случае, и щадящем массаже - в дру­гом.

Основные, используемые точки, представлены в таблице № 2, а их местоположение на лице и шее на рис. 1. Названия и описа­ния точек, представленные в таблице, из книги "Анатомо-клини-ческий атлас рефлексотерапии". Авт. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. - М.: Медицина, 1991. См. таблицу № 2.

 

3. Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко

Данные элементы включены в комплекс упражнений класси­ческого массажа или массажа по точкам (разминающие движе­ния вдоль надбровных дуг, по верхней и нижней части скуловой кости, по кости нижней челюсти в направлении от центра к пе­риферии). Этот метод используется с целью воздействия на реф­лексогенные зоны, активизирующие движения.

 

 

Таблица № 2

Возможные нарушения Иннервация Точки Локализация Дополнительные движения
         
Нарушения произвольных мими­ческих движений в области лба(хмурить-поднимать брови) и глаз(прищуривать и широко раскрывать глаза), косоглазие Лобная мышца, мышца, сморщивающая бровь   Круговая мышца глаза   Круговая мышца глаза, височная фасция и височная мышца V2.(l)   Е1.(2)     VB 1(3) Область глазницы, выше медиального угла глаза, у верхнего края начала брови.   Область глазницы, над под­глазничным краем тела верх­ней челюсти на вертикали через центр зрачка.   Область глазницы, латеральнее наружного угла глаза на 0,5 см.     Растяжка к вискам
При нарушениях произвольных движений в области носа (сморщивание) языка;   Нос, глубже мышца, подни­мающая верхнюю губу, под- нимающая верхнюю губу и крыло носа GI20(4)     VG25(5) Впереди носогубной складки, в борозде у середины заднего края крыла носа;   В центре верхушки носа   Вибрационные
При поражении лицевого нерва, обусловливающего нарушения мышечного тонуса губ; три поражении языко-глоточного нерва, проявлением которого является нарушение мышечного тонуса корня языка и мягкого неба Круговая мышца рта VG 26(6)   GI19(7)парная перекрест­ная точка -Foramen mental (8)     VC 24(9)   Верхняя губа в области верх­ней трети губного желобка (шоковая точка);   Область рта кнаружи от губно­го желобка, на 1/3 расстояния между крылом носа и краем верхней губы;   Подбородочная область, в об­ласти середины подбородочно-губной борозды;  
В месте вплетения в нее большой скуловой мышцы, мышцы смеха, м. опускающей угол рта, щечной мышцы.   Е4(10) Щечная область, кнаружи от угла рта на 1 см. Растяжка в сторо­ны ("улыбка"), растяжка вверх ("улыбка клоуна")
При парезах, гиперкинезах, когда нарушена функция подъема нижней челюсти Ветвь нижнечелюстного нер­ва, часть тройничного нерва     Большой ушной нерв, зад­ний край мыщелкового от­ростка нижней челюсти   Ветви нижнечелюстного нерва, глубже - лицевого нерва, височно-нижнечелюстной сустав TR21 (И)   IG19 (12)   VB2 (13) Околоушно-жевательная об­ласть, кпереди и кверху от козел­ка ушной раковины в углублении; Околоушно-жевательная об­ласть, впереди козелка ушной раковины в углублении между ним и мыщелковым отростком нижней челюсти   Околоушно-жевательная об­ласть, кпереди от межкозелковой вырезки, у заднего края сус­тавного отростка нижней челю­сти, в углублении.  
При гиперкинезах жевательных мышц Большой ушной нерв, щеч­ная ветвь лицевого нерва, жевательная мышца   Ветвь нижнечелюстного нерва, тройничного нерва, скуловые ветви лицевого нерва, глубокая часть жева­тельной мышцы Е6 (14)     Е7 (15) Околоушно-жевательная об­ласть, кпереди и кверху от угла нижней челюсти, в углублении;   Околоушно-жевательная об­ласть, ниже скулового отростка височной кости, кпереди и книзу от мыщелкового отростка ниж­ней челюсти, на уровне шейки нижней челюсти, в углублении.  
При спастичности корня языка, саливации Ветви поперечного нерва шеи, пластинки шейной фасции, затем щитовидно-подъязычная мембрана   Подкожная мышца шеи VC23 (16)   Е9 (17)   Передняя часть шеи, на уровне промежутка между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовид­ного хряща   Передняя область шеи, сонный треугольник, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, на уровне верхнего края щитовидного хряща  

 

ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

1. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата

Используя основные методы и приемы, разработанные Панченко И.И., в практику проведения гимнастики введены элемен­ты фонетической ритмики, игровые приемы, позволяющие акти­визировать сохранные при псевдобульбарной, мозжечковой дизартриях непроизвольные движения, осуществлять их успешный перевод в произвольную форму. Оптимальными игровыми прие­мами являются:

а) "Веселые картинки", "В цирке", "Зоопарк" (использование предметных и ситуативных картинок, изображающих пер­сонажей известных сказок и животных с характерными выражениями (мимические и артикуляционные позы). б)"Расскажем сказку вместе" (комментированный показ ми­мических и артикуляционных движений, отражающих ха­рактер героев известных сказок).

2. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы

является важным разделом комплексной работы логопеди­ческой службы и ЛФК. На занятиях ЛФК массажист:

- создает предпосылки для осуществления движения: доби­вается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, норма­лизует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;

- поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).

Логопед в свою очередь, включает формируемые умения в комплекс мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:

- развивает двигательные кинестезии по следующим парамет­рам: точность, сила, устойчивость;

- работает над улучшением динамического праксиса;

- формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых функций в ходе выполнения упражнений.

Реализуя эти задачи на занятиях ЛЛФК, используют:

* элементы массажа по точкам для достижения экстензии и супинации кисти руки;

* вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн" (автор­ская разработка); резинки различной степени упругости; разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" (ав­торская разработка) и др.;

* пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики.

"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних услови­ях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рас­сыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" спо­собствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Диагностические пробы (поиск предметов различной фак­туры, величины, формы) с использованием этого тренажера по­зволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

"Разноцветные прищепки ". Этот прием заимствован из опы­та работы экспериментальной клинической лаборатории для де­тей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Он был адап­тирован и прошел успешную апробацию в детском психоневро­логическом санатории №65 с группой детей 3,5 - 4 лет (15 чело­век) и 5-6 лет (13 человек). Механическое сдавливание подуше­чек пальцев с использованием разноцветных прищепок направ­лено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы яв-ляются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астати­ческая форма ДЦП.

Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут:

1-3 дни - большой палец;

4-6 дни - большой и указательный пальцы;

7-9 дни - большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки по­могает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного тор­можения.

Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбу­ждение, процедуру необходимо прекратить.

Творческая фантазия специалиста может подсказать различ­ные варианты дополнительного использования этих ярких раз­ноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет. ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представ­ление о множестве, используя количественные и порядковые чис­лительные ("Сколько прищепок я посадила на пальчики? Како­го цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколь­ко всего стало?").

Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массаж­ной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможно­сти, должна соответствовать площади поверхности ладони и паль­цев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеива­ется кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. Широкая резинка способст­вует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки,

б) зубцами кнаружи.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мыш­цы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый трена­жер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Разработана система занятий, направленных на последова­тельное решение следующих задач:

1. Коррекцию личностных нарушений (инактивности, нега­тивизма) и трудностей адаптации:

- установление телесного контакта с ребенком,

- воздействие системой сенсорных стимулов с одновремен­ным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.

2. Формирование ритма движений. 3. Формирование комплекса двигательных, сенсорных и ре­чевых функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слога на этом этапе не проводится).

4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.

В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвиж­ности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия. На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к со­вместным действиям. Система упражнений представлена в при­ложении 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: