Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.




В ней используются три основных комплекса упражнений:

1 - на отведение, противопоставление пальцев;

2 - на сопротивление; 3- на координацию.

С первым комплексом упражнений молено познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое за­дание этого комплекса отрабатывается многократно в разных ва­риантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, раз­личных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мяг­ких и пр.).

В комплексе упражнений на сопротивление широко исполь­зуются резинки разной степени упругости. Надетые в виде вось­мерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.

 

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Особую значимость в практической работе приобретает со­четаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, пер­спективное планирование которых проводится с учетом прин­ципов:

1. Комплексности.

2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принципа поэтапного формирования навыков.

4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.

1. Принцип комплексности

Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координиро­ванной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).

Таблица №3

Зоны взаимо- Содержание работы  
действия    
Невропатолог и Ежегодное невролого-логопедическое обследова-  
логопед ние, в ходе которого заполняется карта движении  
  (см. Приложение), итогом является постановка  
  речевого и интеллектуального диагнозов, адекват-  
  ный подбор медикаментозных средств, планиро-  
  вание логопедической работы;  
  обработка результатов невролого-логопедическо-  
  го обследования и определение содержания ком-  
  плексных нагрузок (для каждого ребенка);'  
  общее динамическое наблюдение в течение всего  
  периода обучения, целью которого является кор-  
  рекция схемы лечения в соответствии с динами-  
  кой в обучении (или отсутствием таковой)  
   
Служба Л ФК и ло- Определение направлений и постановка задач
гопед общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопе-
  дической лечебной физкультуры (ЛЛФК);
  определение неврологического статуса ребенка с
  выделением ведущего неврологического синдро-
  ма, тяжести двигательного нарушения и состав-
  ление индивидуальной схемы лечения;
  разработка комплекса психологических устано-
  вок, учитывающего особенности личности каждо-
  го ребенка;
  интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК.
Физиотерапевт и Физиотерапевтические мероприятия, направлен-
логопед ные на:
  а)уменьшение проявлений неврологических син-
  дромов,
  б)подготовку артикуляционного аппарата к про-
  ведению ЛЛФК (термоаппликации на область
  оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлек-
  торные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.).
  Физиотерапевтические процедуры приобретают
  особую значимость на первых этапах ЛЛФК.
Воспитатель и ло- соблюдение речевого и двигательного режима в
гопед группе на занятиях и в свободной деятельности.
       

Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает пред­посылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти уме­ния в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двига­тельных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средст­ва: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разно­цветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).

С помощью сегментарного массажа шейно-плечевого отдела

с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии массажист (врач ЛФК) решает следующие задачи:

* подавление влияния тонических рефлексов на голову и ту­ловище;

* устранение котрактур и блоков в плечевом поясе;

* формирование представления о физиологическом движе­нии в плечевом поясе;

* укрепление мышц шейно-плечевого пояса.

Эти мероприятия являются подготовительными для после­дующего осуществления логопедического массажа, дыхательной гимнастики.

Важным условием второго направления является участие ро­дителей в реализации обучающих программ, разработанных ме­дико-педагогическим коллективом. Им оказывают не только пси­хологическую поддержку, но и обучают их конкретным методам и приемам работы с детьми, например, упражнениям, направ­ленным на развитие всех видов ощущений, пальчиковой гимна­стике, мимической и артикуляционной гимнастике и др.

Назначая ребенку массаж оральной мускулатуры, родителей обучают простейшим упражнениям с использованием мягкой зуб­ной щетки, которая может стать прекрасным домашним массаже­ром. Используя поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения щетиной и обратной гладкой стороной, мама активизи­рует щечные мышцы, круговую мышцу рта, продольные и попе­речные мышцы языка. Рассматривая с ребенком картинки, изобра­жающие различных персонажей сказок, она закрепляет получен­ные на занятиях с логопедом умения удерживать мимические и ар­тикуляционные позы, осуществлять движения и др.

Целью подобных практических занятий с родителями явля­ется реализация программы социальной адаптации семьи, а так­же сохранение непрерывности курса ЛЛФК по времени и нагруз­кам.

2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка

При планировании комплекса персональных нагрузок реали­зуется принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с ним дети делятся на условные подгруппы:

1. Основная.

2. С ограничением нагрузок.

3. С противопоказаниями.

Противопоказаниями к использованию логопедического мас­сажа и ЛЛФК считаются обострения эпи. синдрома, аллергичес­ких реакций. В эту группу включены также дети с выраженным поведенческим негативизмом (в период их адаптации в учрежде­нии). Ограничены нагрузки для соматически ослабленных де­тей, с судорожной готовностью в анамнезе, с эмоциональной ла­бильностью.

Важно также учитывать особенности личностных нарушений каждого ребенка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка, ведущая форма общения, наличие (от­сутствие гипо или гиперопеки). Данные о личностных наруше­ниях, отраженные в невролого - логопедическом обследовании, помогут специалистам правильно построить взаимоотношения с ребенком, формировать у него активные личностные установ­ки.

3. Принцип дифференцированного подхода

С учетом принципа дифференцированного подхода, состав­ляются индивидуальные микропрограммы для детей с различны­ми формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схе­мы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок.

1 вариант:

а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист);

б) логопедический массаж;

в) пассивно-активная гимнастика;

г) дыхательные упражнения.

2вариант:

а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист);

б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отде­лов с использованием вспомогательных средств);

в) задания, направленные на развитие фонематического слуха.

3вариант:

а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК);

б) логопедический массаж;

в) пассивно-активная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Приложение 1

Как изготовить логопедическую щетки

"Ёжик"

1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревян­ными зубьями, с условием, что она должна соответствовать пло­щади поверхности ладони и пальцев ребенка.

2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.

3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).

Приложение 2

Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"

1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положе­нии "б").

1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоцио­нальных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и малень­кий ежик".

1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглажи­вающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа

"хлоп - хлоп похлопывающие движения по ладони
моя рученька" поглаживающие - от кисти к локтю
"С горки - поглаживающее - от локтя к кисти
бух похлопывающее - по ладони
на горку - поглаживающее - от кисти к локтю
ух" похлопывающее - по локтевому суставу

1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зер­кала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щет­ки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания). Все последующие упражнения выполняются с использовани­ем логопедических щеток на обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").

 

2.Упражнения на соотнесение ритмическо го рисун ка стихотвор ного текста с ритмом движения.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отсту­кивая ритм обеими руками. Например:

/ / / / / / / /

"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".

С безречевыми детьми это упражнение выполняется спосо­бом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

3.Упражнения с использованием звукоподражаний голосам

животных, птиц, бытовым шумам.

3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным дви­жением рук (отхлопыванием, отстукиванием): а) с наращиванием ряда:

тук, хлоп-хлоп- хлоп,
тук-тук, хлоп-хлоп,
тук-тук-тук. хлоп.

б) с заданным количеством (один - много).

3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).

3.3. Со сменой ударения (громко- на ударных слогах, тихо - на

безударных).

3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им дви­жений:

Звукоподражания Движения
бом - бом хлопки ладонью по столу
хлоп - хлоп хлопки в ладоши
тук - тук ребром ладони по столу

3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громко­му голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

4. Упражнения с использованием слоговы х рядов.

4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или от­хлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):

а) одинаковых - па-па-па,

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - па - па - па - па, па-па-па-па; па - па- па-па-па-па; па-па- па - па - па -па-па-па- па.

в) с наращиванием ряда та, та-та, та-та-та, та-та-та-та. Целью подобных упражнений является достижение коорди­нации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и дви­жений не производится в упражнениях а), б).

4.2. Проговаривание слоговых рядов:

а) со сменой согласных - па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка;

б) со сменой парных согласных - ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та.

4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:

а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);

б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.

4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отсту­киванием каждого слога по речевому и двигательному об­разцу взрослого.

4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:

а) Слоговые ряды со сменой гласных: па-па-пу, па-пу-па, пу-па-па.

Слоги со звуком "А"проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.

б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: па-пу-па-пу, па-па-пу-па-па-пу.

4.6.Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения. Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.

5. Упражнения с использованием слов.

5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):

а) с различной слоговой структурой,

б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;

в) слов-паронимов:

лак - лук, дом - дым, сова - сама.

5.2. Запоминание цепочки слов:

а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картин­ки);

б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),

5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (кар-

тинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова раз­личной слоговой структуры. Затем взрослый последова­тельно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).

Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)

Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-ло-гопедического обследования и позволяет решать следующие прак­тические задачи:

- создание "профиля движений" на каждого ребенка,

- составление индивидуальных планов ЛЛФК,

- комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведе­ния пассивно-активной гимнастики.

- отражение динамики движений, что является одним из объ­ективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.

Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебно­го года.

Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующи­ми знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер дви­жений - непроизвольный (Н), произвольный (П).

Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимо­сти от года обучения и возраста ребенка.

_________________ КАРТА ДВИЖЕНИЙ (для детей 3 - 4 лет) _________________

  л оо     Щеки Нижняя челюсть Синкинезии Мягкое небо
Ф.И.О. нахму­рить брови Под-нять брови надуть Втя-нуть откусы­вание опус­кание   непроиз­вольные (при крике] произ­воль­ные
   
  Губы Язык
Ф.И.О. Лабиа­лизация Растяг в стороны Оскал Впе-ред Вверх Вниз Впра-во Влево Облизыва-ние
                               

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. К.А. Семенова. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976.

2. К.А. Семенова,М.М. Махмудова. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979

3. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровья", 1988.

4. Термина Тенк. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Таганрог, 1988.

5. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. - М.: Медицина, 1991.

6. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.,1997. 7. И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. Массаж в коррекции артикулятор-ных расстройств. - Санкт-Петербург: "Сатис", 1995.

8. Ю.В.Гольдблат. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989

Содержание

Предисловие.........................................................................................3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: