Рок-музыкант размышляет о Бахе...




 

Совсем недавно в моей жизни произошло величайшее открытие - Иоган Себастьян Бах. Раньше я всегда думал, что музыка этого композитора - что-то очень далекое по времени и совсем не близкое мне по духу. Но в процессе изучения его творчества я все больше понимал, насколько близка мне не только его музыка, но и сам композитор, как личность

Сегодня музыка Баха продолжает жить не только в академическом исполнении. Существует огромное количество современных обработок произведений этого великого композитора. Примеров тому множество: токката и фуга ре минор (В.Мэй), ария из сюиты №3 (В. Никонов и М. Жаров),"Шутка" (Swingle Singers)...

Это явление нельзя оценивать однозначно. С одной стороны обработки произведений И.С.Баха адаптированы к восприятию человека 20-21 века, с другой стороны, современные деятели, на мой взгляд, посягнули на святая святых и забыли об истинном содержании произведений этого композитора. Ведь музыка его наполнена глубочайшим, трансцендентным смыслом. Тема свободы и Бога, отношений с близкими людьми, вопросы веры, жизни и смерти...

...Одним из моих серьезных увлечений является рок-музыка. Слушание композиций этого направления дает мне ощущение внутренней свободы, эмоциональной разрядки, а тексты песен рок-музыкантов побуждают меня к серьезным философским размышлениям. И однажды я неожиданно понял, что именно здесь мое увлечение рок-музыкой и творчеством И.С.Баха нашло точки соприкосновения. С этого момента я начал искать все новые «совпадения» и параллели между величайшим гением эпохи Барокко и рок -музыкой 20-21 века. И неожиданно для себя я их нашел немало. А ведь я когда-то думал, что И.С.Бах никогда не будет мне близок.

В процессе размышлений я понял, что не только музыка великого Баха становится мне все более понятной, но также и личность этого гения мне все более и более интересна. Взять к примеру такое понятие как искренность. И.С.Бах жил музыкой, он идентифицировал себя как музыкант. Он никогда не надевал и не снимал рабочего костюма. Музыка- это смысл его жизни. Для рок -музыканта присуща схожая идеология. Вспоминаю слова В.Цоя, на мой взгляд, достаточно яркого представителя стиля рок-музыки, который говорил о том, что он не является актером, на сцене и в жизни он один и тот же. Музыкант всегда противопоставлял себя так называемым «работающим» рок-группам, которые пытаются соответствовать стилю, манере исполнения, но внутри у них отсутствует мировоззрение рок-направления, внутренняя мотивация к созданию данной музыки. Мотивация такого рода групп как правило внешняя, связанная с зарабатыванием денег. И.С.Баха, конечно, интересовал материальный вопрос (еще бы, такая многодетная семья), однако, мне кажется, это было вторично, думаю, что творить композитора побуждали прежде всего внутренние духовные потребности. Он всегда был предельно искренен со своим слушателем. За это я люблю и рок-музыку.

Размышляя над связью В.Цоя и И.С.Баха, я заметил еще одну параллель. Известно, что И.С.Бах сочинял свои инвенции для обучения начинающих музыкантов, в том числе и своих детей игре на фортепьяно (клавире). А огромное количество поклонников рока начинают осваивать гитару именно с песен В.Цоя. Интересное совпадение…

...А вообще, какова же задача рок искусства? На мой взгляд рок-музыка всегда направлена на то, чтобы обратить на себя внимание, побудить к мысли, не оставить слушателя равнодушным к себе, тогда как идеал хорошей поп-музыки - не мешать, а способствовать бытовым и жизненным функциям человека: приятной беседе или приему пищи, работе и даже сну. А И.С.Бах? Его музыка взывает, заставляет мыслить, но никогда не стремится быть удобной для слушателя. Известно, что самым модным и популярным жанром эпохи Барокко была опера, однако она так и не нашла себе место в огромном творческом наследии композитора. Знаю, что и рок-музыканты создают музыку исходя исключительно из личностных качеств и жизненных убеждений, не обращая внимание на моду и спрос потребителя.

К сожалению, в современном мире все большим спросом пользуется несколько иная музыка. Музыка, которая направляет людей не к духовному началу, а к телесности. Сегодня людей все больше интересует музыка простая и активизирующая тело, но не душу и разум. Ни рок-музыканты, ни Бах этим не грешили. Они всегда тревожат, будоражат сознание, волнуют...

Погружаясь в музыкальный мир Баха, я все более отчетливо начинаю понимать, что, слушая его произведения, я переживаю чувства, схожие с моим внутренним состоянием во время прослушивания рок-музыки.

…Еще одно. Палитра жизни богата различными красками. Каждый человек переживает множество эмоциональных состояний. Проблемы в отношениях, личные неудачи, дистрессы влекут за собой негативные состояния души. У человека возникает желание избавиться от них. Кто-то находит способ спасения в близком человеке, кто-то уходит в религию, другие стремятся «заглушить» душевную боль. Для меня музыка И.С.Баха всегда является способом обретения внутренней гармонии, как результата проживания душевного волнения. Эту роль Баха в моей жизни я бы назвал ролью «психотерапевта». Но ведь и рок-музыка оказывает психотерапевтическое воздействие на меня, помогая выплескивать негативные эмоциональные состояния.

На тексты песен рок-музыкантов стоит обратить особое внимание. Это далеко не "розовые розы Светке Соколовой»! Песни В.Цоя, Ю.Шевчука, А. Васильева, Э.Шклярского, В.Бутусова, Д.Ставрович, П.Мамонова наполнены смыслом, открытым не каждому обывателю, а порой и тайными многозначительными символами. Ну разве не символичны такие выражения как «Война между землей и небом» (В.Цой), «Если есть стадо, есть пастух, если есть тело, должен быть дух.» (В.Цой), «И пойдем мы под пастушью свирель дружным стадом на бойню», «Белые стены храните, спасите нас, без глаз в которых соблазны, без слов в которых беда.» (В.Бутусов), «С нами память сидит у стола, а в руке её пламя свечи. Ты такой хорошей была, посмотри на меня не молчи.» (Ю. Шевчук).

У Баха же буквально каждый такт наполнен глубочайшим божественным смыслом, выраженным в определенных отстоявшихся символах: интервал восходящей кварты (фуга С Dur из 1 тома ХТК) как символ веры, восходящий квартсекстаккорд как символ жертвенности (хоральная прелюдия Es Dur), восходящий минорный квартсекстаккорд (ария альта «Страсти по Матфею»), символизирующий шествие на Голгофу. А музыкальный символ креста? Он пронизывает не только многие произведения Баха, он зашифрован даже в самой фамилии этого гения- BACH!

То, что рок-музыканты выражали в текстах своих песен, И.С.Бах гениально зашифровывал также и в звуках своих инструментальных сочинений.

Осмыслив это, отчетливо начинаешь понимать, что одной из составляющих величия И.С.Баха есть его современность и актуальность даже в наши дни. И между прочим, на первый взгляд совершенно парадоксальное сравнение такого явления как Бах и творчество рок-музыкантов начинает иметь для меня совершенно реальную основу.

А вот еще одно совпадение. Известно, что Бах исповедовал протестантскую веру, в которой уделялось огромное значение искренней вере в Иисуса Христа и любви к нему, как к родному ребенку. Это исчерпывающе доказывает один из самых трогательных фрагментов Matthäus-Passion.

«Теперь Иисус обрел покой.

Иисус, спокойно спи!

Уходит боль, ее чинил вселенский грех.

Иисус, спокойно спи!

О прах благой, священный,

Вот мой удел, и плач, и покаянье,

Мое падение всему виной!

Иисус, спокойно спи!

За боль Твою благодарений впредь не счесть,

За дар моей душе, за благодать.

Иисус, спокойно спи!»

Многие композиции рок-музыкантов так же часто связаны с образом Иисуса Христа: «Чудак» (А.Васильев), «Христос» (В.Бутусов), «Прогулки по воде» (В. Бутусов). Главные герои песни «Прогулки по воде» - Апостол Андрей и Христос, а сама же песня повествует о чудесах, которые совершал Спаситель. Смысл этой истории глубоко православный – чудеса способен совершать только тот, кто пережил великое страдание.

«С причала рыбачил апостол Андрей,

а Спаситель ходил по воде.

И Андрей доставал из воды пескарей,

а Спаситель — погибших людей.

И Андрей закричал — я покину причал,

если ты мне откроешь секрет.

И Спаситель ответил:

"Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.

Видишь там, на горе, возвышается крест.

Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.

А когда надоест, возвращайся назад,

гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!"»

Это совпадение или что-то большее?

...Все ли идущие по дороге рок-культуры знают творчество И.С.Баха? Трудно сказать. Одно я понял точно: если на пути любого рок-музыканта встретится такое явление как БАХ, я больше чем уверен, это для него будет таким же откровением и открытием, как и для меня. Дорогу осилит идущий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: