Территория распространения




А) Печать Франции

При характеристике современной французской печати следует прини­мать во внимание следующие особенности:

— скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции);

— концентрация печати вокруг крупных медиа-групп;

— разделение изданий по территории распространения на национальные и региональные.

Идеология прессы

Еще в годы оккупации Франции фашистское Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий боль­шой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») по­шло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944—1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы лево­го толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации вла­сти монополий, в частности, и на информационном рынке.

После окончания военных действий в правительство Французской Рес­публики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католичес­кой партии Народно-республиканское движение и Французской коммунис­тической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Межпартийная борьба 40—60-х годов, происходившая в ус­ловиях серьезной социально-политической напряженности, сопровождалась жестким идеологическим противостоянием. Французское общество разде­лилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государ­ства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.

Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколь­ко групп.

Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отража­ющая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служа­щие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия.

Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Эк­спресс»).

«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Рес­публики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие по­литические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;

СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко крити­ковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (была ос­нована в 1904 г.). В 1964 г. этой газете исполнилось 60 лет. В период V Рес­публики она состояла из 5 отделов – внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации, спорта. По воскресеньям на 30 – 50 полосах выходило политическое цветное приложение «Юманите-Диманш».

В настоящее время деление французской прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Французы чаще классифицируют современ­ные издания по тематике и выделяют прессу общей или политической на­правленности, специализированную периодику (женской прессы, молодеж­ная, техническая, экономическая, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженедельники (например, «Пари матч»). Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистс­кие материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Медиа-группы

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ­лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур­налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти­пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при­ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене­дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда­тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы­пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв­ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинци­альной, в частности столичной «Монд».

Территория распространения

Если обратиться к вопросу о классификации французской прессы по территории распространения, то следует отметить, что уже достаточно давно печатные издания подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь­ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Нужно обратить внимание на то, что национальные и региональные издания весьма сильно конкурируют между собой. Порой эта конкуренция идет почти на равных. Об этом свидетельствует даже тот факт, что тираж региональной газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных национальных изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.)1. Вообще, схема распространения аудитории между регио­нальными и национальными изданиями, по мнению исследователей фран­цузских СМИ, сложилась уже давно. Отмечается, что среди бретонцев все­гда было больше почитателей местных изданий, чем среди жителей Верх­ней Нормандии (соответственно 62и 32 %). Это объясняется тем, что Бре­тань – родина крупнейшей «Уэст-Франс», в первую очередь ориентирован­ной именно на эту провинцию. Жители соседнего с Верхней Нормандией региона – Иль-де-Франс (центром которого является Париж) – именно из-за своей «столичности» не придают особого внимания местным изданиям, предпочитая им центральные газеты2.

Учитывая опыт провинциальной прессы, парижские издания усмотре­ли в местной информации один из путей развития и стали издавать провин­циальные выпуски с местной информацией, что привело к увеличению их тиражей. В этих условиях провинциальные издания были вынуждены объе­диняться. Концентрация стала одним из законов эволюции провинциаль­ной прессы.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распростра­няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от­дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент­рации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь га­зетам общей н политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение - 150 тыс., а доход от рекла­мы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качествен­ной прессе («Монд», «Фигаро»). И, наоборот, среди местных и региональ­ных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Па­ризьен»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: