Б) Радиовещание и телевидение Франции




Радиовещание

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 году Мини­стерством почт и телеграфа. С первых дней существования радиовещания во Франции правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламенти­ровавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппара­те Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользо­вание радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сиг­нала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или теле­передачи, но право распространять их было предоставлено только государ­ственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции мог­ли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называе­мых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на фран­цузской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Фран­ции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андор­ра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на веща­ние довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать от­вет об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Из­вестны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас – рекламное агентство, более 50 % акций которого в 40-50-е годы XX века принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании пе­риферических станций.

По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конку­ренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами програм­мы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, ос­новное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Пе­риферические станции давали более разнообразную информацию, они при­влекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 г. РТЛ слушали 42 % французов, Эроп-1 – 34 %, а государственную Франс-Энтер – только 24 %3. В последующие годы технические усовершенствова­ния, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 г. она имела самое большое число слушателей.

В 1974 г. государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) – служба иновещания.

Франс-Энтер – программа общей информации. Она содержала выпус­ки новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонент­ной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требования­ми децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, ко­торые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуж­дено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 70-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостан­ции.

Франс-кюльтюр – станция, специализирующаяся на культурной тема­тике, Франс-мюзик – музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 г. начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла геогра­фию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточ­ного региона.

К 1983 г. государственные национальные станции охватывали вещани­ем всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые рань­ше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финан­сирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекла­му. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансиро­вания, иногда в обход закона.

В июле 1982 г. были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным стан­циям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского ра­диовещания появился новый сектор – местные частные радиостанции.

Уже к концу 1983 г. можно было констатировать, что местные частные радиостанции привлекают все большую аудиторию. Они привлекали слу­шателей качеством звучания передач, отсутствием рекламы (значительная часть французов не одобряла рекламу на радио). Сказывались и социальные изменения – обществу требовалась более индивидуальная, специализиро­ванная информация. Однако станции получили разрешение на существова­ние без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность пе­редатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тыс. фр. Это, конечно, недостаточная сум­ма, поскольку известно, что самый скромный бюджет такой станции требо­вал 500 тыс. фр. в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандарт­ные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту мож­но было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие орга­низовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестива­лей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пласти­нок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли суще­ствовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот пере­ход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радио­станции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 г. в «Журналь Оффисьель» был опубликован закон, разрешивший им передавать рек­ламные объявления.

Таким образом, с начала 80-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания – государственная и ча­стная.

Телевидение

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно мед­ленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи»4. Со временем охват аудитории и объем веща­ния значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %»5.

В 1964 г. было создано Управление по радиовещанию и телевидению -ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров на­значал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

В августе 1974 г. ОРТФ было реформировано. Были созданы 7 компа­ний. Четыре из них – это общества, занимающиеся распространением пере­дач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании – по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) – обслуживание технических инфраструк­тур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) -непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств – исследование радио и телевидения.

Таким образом, к началу 80-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 г.), ФР-3 (появился в 1976 г.). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 г. появи­лось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 г. вступила в строй четвертая программа телевидения -Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французс­ком телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные бан­ки и агентство «Гавас» имело возможность ее контролировать. Владельца­ми первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и небезызвестный итальянский магнат Сильвио Берлускони.

В начале декабря 1985 г. был обнародован контракт о сдаче в концес­сию пятого общенационального французского телевидения, который так­же являлся частным.

1 марта 1986 г. во Франции начала вещать еще одна частная программа— Шестая программа, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телеви­дения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Фран­ции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 г. ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 80-х годов стал доминировать ча­стный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех час­тных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

В последние годы французское государство стало уделять больше вни­мания государственной поддержке телевидения. В частности, в парламенте в конце 90-х годов шло бурное обсуждение законопроектов об электронных средствах массовой информации. Предложения законодателей заключались в ограничении коммерциализации телевизионных каналов. В частности, предлагалось вместо 12 минут в час, отведенных на рекламу на государ­ственных каналах, установить лимит времени в 8 минут. Говорилось о том, что в порядке компенсации из бюджета должны выделяться дополнитель­ные финансовые средства на развитие государственных электронных СМИ. Предусматривалось также создание государственного холдинга, объединя­ющего все государственные программы.

[1] См.: Шарончикова Л.В. СМИ Франции. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2000. № 5. С. 85.

[2] См.: Тихонова Ю.В. Средства массовой информации Франции в 1998 году. Региональная пресса. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 1999. № 5. С. 54.

[3] Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции. Учебно-методическое пособие. – М., 1988. С. 6.

[4] Там же. С. 5.

[5] Там же.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: