ГЛАВА I. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА




СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫАКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ)

Ф.И.О. участника Петренко Екатерина Эдуардовна

Дата рождения: 13.03.1998

Место учебы: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Домашний адрес:

Телефон: 89869028456

Эл. адрес:katya.petrenko.2019@list.ru

 

 

Краткая аннотация

Проект «Концепция развития Музея тысячелетия Казани: культурно-образовательный компонент» представляет собой комплексную программу для актуализации ресурсов Музея тысячелетия Казани посредством разработки культурно-образовательного комплекса, включающего квесты по истории Татарстана и татарской мифологии на территории музея, организацию творческих мастерских, тематические экскурсии для детей школьного возраста, создание моделей доминантных экспонатов музея для детей с ограниченными возможностями.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 6

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫАКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ) 8

2.1. История Музея тысячелетия Казани. 8

2.2. Комплексная культурно-образовательная программа для Музея тысячелетия Казани 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14


ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня памятники культуры приобретают особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвуют в современных социокультурных процессах. Традиционно проблема культурного наследия рассматривается, главным образом, в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Сегодня музеи выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся неотъемлемой частью современных социальных и экономических процессов[1].

Актуальность данной работы. Повышению значимости культуры и искусств в общем образовании способствует многообразие музеев, которые находятся в нашей стране. Взаимодействие музеев с системой образования не только отражает тенденцию интеграции различных сфер гуманитарного и естественнонаучного знания и деятельности, но и создает наиболее эффективные условия для погружения человека в мир культуры и искусства во всем богатстве их содержания[2].

Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности. На первый план выходят культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона, то есть включать в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации.

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.

Однако проблема незадействованности информационно-культурного ресурса музеев все еще остается актуальной. Примером может служить Музей тысячелетия Казани.

Несмотря на наличие мощной предметной базы, и уникальных артефактов, представленные шедеврами истории возникновения Казани, которые найдены на раскопках (фрагменты керамических сосудов, бусы, саманидский дирхем, чешская монета князя Вацлава и многое другое), музейная работа с посетителями до сих пор ограничено несколькими проектами, которые не способствуют популяризации музея, а основной формой подачи информации все еще остается традиционная экскурсия.

Объект исследования. Музей тысячелетия Казани

Целью нашей работы является создание комплексной культурно-образовательной программы, направленной на преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом Музея тысячелетия Казани и природного наследия Республики Татарстан и низким уровнем его использования в системе образования и популяризации.

Задачи

1. Раскрыть роль современного музея в социально-культурном развитии общества.

2. Изучить историю развития Музея тысячелетия Казани.

3. Создать комплексную культурно-образовательную программу для Музея тысячелетия Казани.

Степень разработанности темы. Основой исследования явились следующие группы источников и литературы:

1. комплекс источников и литературы по истории Казани: Гарзавина А. В., Новицкий А.[3], Девятых Л. И.[4], Мифтахов З. З.[5], Синицына К.Р.[6]

2. литература по музейной педагогике: Артемов Е.Г.[7], Гильмутдинова Г.М.[8], Дианова Е.В.[9], Таушканова А. О., Шанц Е. А.[10], Тихонова Л. М.[11]

3. литература по музейной игре: Нагорский Н.В.[12], Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г.[13], Черничкина В.А.[14]

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных истории Татарстана и города Казани, музейной педагогике и музейным играм.


ГЛАВА I. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

В современный век культурной глобализации растет стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности. В начале XXI века растет интерес к памятникам истории и культуры, как к символам, выражающим символ нации. Это время когда люди интересуются своей историей, историей своего народа, пытаются сохранить памятники культурного наследия своей земли. Ведь культура каждого народа самобытна и по-своему интересна, без прошлого нет и настоящего, ведь когда мы строим будущее, мы обращаемся к истории.

Музей принято считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.

Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора:

1. в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры;

2. здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта[15].

В современном музейном мире круг музейных форм представления наследия для аудитории очень разнообразен. Помимо традиционных форм, рождаются новые, вызванные активизацией роли музеев в культурной жизни общества. Чтобы быть привлекательным для современной публики, музей должен, прежде всего, предлагать уникальный контент и интересные формы его подачи, а также, что не менее важно, - вызывать положительные эмоции, позволяя человеку на какое-то время оказаться в иной, отличной от повседневной рутины реальности[16].

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.

В Казани за последние годы также стали появляться новые формы представления музейных экспонатов, оживления музейных экспозиций; появляются различные интерактивные формы привлечения посетителей. Однако количество таких проектов в нашем городе - единицы. Огромное количество музеев Казани могут предложить хорошую экспозицию, но помимо нее должны быть еще факторы, которые привлекут людей.

«Татарстан край уникальный во всех отношениях. Здесь был создан феномен татарской культуры, столь самобытной, что аналогов ей нет в других странах мира. На протяжении веков здесь складывались архитектурные, литературные и музыкальные традиции. Все это повышает нашу ответственность перед будущим поколением. Хотя интерес к прошлому сейчас достаточно велик, но уровень знаний учащейся молодежи по истории и культуре нашего края остается низким и поэтому становится актуальным создавать новые формы в работе с молодежью по приобщению к культуре и истории своего края и народа»[17].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: