СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫАКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ)
Ф.И.О. участника Петренко Екатерина Эдуардовна
Дата рождения: 13.03.1998
Место учебы: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Домашний адрес:
Телефон: 89869028456
Эл. адрес:katya.petrenko.2019@list.ru
Краткая аннотация
Проект «Концепция развития Музея тысячелетия Казани: культурно-образовательный компонент» представляет собой комплексную программу для актуализации ресурсов Музея тысячелетия Казани посредством разработки культурно-образовательного комплекса, включающего квесты по истории Татарстана и татарской мифологии на территории музея, организацию творческих мастерских, тематические экскурсии для детей школьного возраста, создание моделей доминантных экспонатов музея для детей с ограниченными возможностями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 6
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫАКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ) 8
2.1. История Музея тысячелетия Казани. 8
2.2. Комплексная культурно-образовательная программа для Музея тысячелетия Казани 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня памятники культуры приобретают особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвуют в современных социокультурных процессах. Традиционно проблема культурного наследия рассматривается, главным образом, в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Сегодня музеи выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся неотъемлемой частью современных социальных и экономических процессов[1].
|
Актуальность данной работы. Повышению значимости культуры и искусств в общем образовании способствует многообразие музеев, которые находятся в нашей стране. Взаимодействие музеев с системой образования не только отражает тенденцию интеграции различных сфер гуманитарного и естественнонаучного знания и деятельности, но и создает наиболее эффективные условия для погружения человека в мир культуры и искусства во всем богатстве их содержания[2].
Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности. На первый план выходят культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона, то есть включать в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации.
Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.
Однако проблема незадействованности информационно-культурного ресурса музеев все еще остается актуальной. Примером может служить Музей тысячелетия Казани.
Несмотря на наличие мощной предметной базы, и уникальных артефактов, представленные шедеврами истории возникновения Казани, которые найдены на раскопках (фрагменты керамических сосудов, бусы, саманидский дирхем, чешская монета князя Вацлава и многое другое), музейная работа с посетителями до сих пор ограничено несколькими проектами, которые не способствуют популяризации музея, а основной формой подачи информации все еще остается традиционная экскурсия.
|
Объект исследования. Музей тысячелетия Казани
Целью нашей работы является создание комплексной культурно-образовательной программы, направленной на преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом Музея тысячелетия Казани и природного наследия Республики Татарстан и низким уровнем его использования в системе образования и популяризации.
Задачи
1. Раскрыть роль современного музея в социально-культурном развитии общества.
2. Изучить историю развития Музея тысячелетия Казани.
3. Создать комплексную культурно-образовательную программу для Музея тысячелетия Казани.
Степень разработанности темы. Основой исследования явились следующие группы источников и литературы:
1. комплекс источников и литературы по истории Казани: Гарзавина А. В., Новицкий А.[3], Девятых Л. И.[4], Мифтахов З. З.[5], Синицына К.Р.[6]
2. литература по музейной педагогике: Артемов Е.Г.[7], Гильмутдинова Г.М.[8], Дианова Е.В.[9], Таушканова А. О., Шанц Е. А.[10], Тихонова Л. М.[11]
3. литература по музейной игре: Нагорский Н.В.[12], Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г.[13], Черничкина В.А.[14]
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных истории Татарстана и города Казани, музейной педагогике и музейным играм.
|
ГЛАВА I. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
В современный век культурной глобализации растет стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности. В начале XXI века растет интерес к памятникам истории и культуры, как к символам, выражающим символ нации. Это время когда люди интересуются своей историей, историей своего народа, пытаются сохранить памятники культурного наследия своей земли. Ведь культура каждого народа самобытна и по-своему интересна, без прошлого нет и настоящего, ведь когда мы строим будущее, мы обращаемся к истории.
Музей принято считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.
Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора:
1. в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры;
2. здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта[15].
В современном музейном мире круг музейных форм представления наследия для аудитории очень разнообразен. Помимо традиционных форм, рождаются новые, вызванные активизацией роли музеев в культурной жизни общества. Чтобы быть привлекательным для современной публики, музей должен, прежде всего, предлагать уникальный контент и интересные формы его подачи, а также, что не менее важно, - вызывать положительные эмоции, позволяя человеку на какое-то время оказаться в иной, отличной от повседневной рутины реальности[16].
Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.
В Казани за последние годы также стали появляться новые формы представления музейных экспонатов, оживления музейных экспозиций; появляются различные интерактивные формы привлечения посетителей. Однако количество таких проектов в нашем городе - единицы. Огромное количество музеев Казани могут предложить хорошую экспозицию, но помимо нее должны быть еще факторы, которые привлекут людей.
«Татарстан – край уникальный во всех отношениях. Здесь был создан феномен татарской культуры, столь самобытной, что аналогов ей нет в других странах мира. На протяжении веков здесь складывались архитектурные, литературные и музыкальные традиции. Все это повышает нашу ответственность перед будущим поколением. Хотя интерес к прошлому сейчас достаточно велик, но уровень знаний учащейся молодежи по истории и культуре нашего края остается низким и поэтому становится актуальным создавать новые формы в работе с молодежью по приобщению к культуре и истории своего края и народа»[17].