Видится необходимым создание комплексной культурно-образовательной программы, целями которой является преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом музея национальной культуры и популяризации самого музея.
Культурно-образовательная программа предусматривает:
- использование квестов, которые поспособствуют для привлечения заинтересованности у школьников в изучении истории города, родного края и ее культуры;
- открытие тематических мастерских, где школьники смогут научиться гончарному делу и изготавливать изделия из кожи. Также в творческих мастерских школьники смогут получить представление о художественных промыслах народов Поволжья, их историю и познакомиться с профессией прикладников;
- тематические экскурсии такие, как «Литературная Казань», «Истории Казанского Федерального университета», где учащиеся школ в интересной форме смогут познакомиться с историей Казани;
- организация музыкального вечера народных инструментов, которая предполагает собой не только знакомство с народными инструментами и историей их возникновения, а также получение возможности обучения основам игры на инструментах под руководством педагога.
Кроме этого программа включает в себя работу по приобщению детей с ограниченными возможностями к процессу знакомства и актуализации историко-культурного наследия. Которая предполагает собой создание 3D моделей исторических зданий Казани (башня Сююмбике, Кул Шариф, Спасская башня, мечеть Марджани, Благовещенский собор) и изготовление копий доминантных экспонатов Музея тысячелетия Казани (древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, сасанидские серебряные блюда, кольчуга XVI века, булгарская сережка, трон казанских правителей).
|
В рамках данной программы предполагается создание уникальной системы взаимодействия Казанского государственного института культуры и Музея тысячелетия Казани, когда студенты направлений «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Народная художественная культура: руководство любительским театром», «Декоративно-прикладное искусство» в рамках курсовых работ и прохождения практик будут вовлечены в музейную деятельность, где смогут получить опыт работы со школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка культурно-образовательной программы для Музея тысячелетия Казани для детей школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья призвана научить анализировать и систематизировать исторический материал, стимулировать развитие способности к труду, формировать заинтересованности у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия и его использования в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Педагогами ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами музеев города имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды[19].
|
Именно музей, собирая, храня, изучая, и транслируя через образовательные программы памятники природы и продукты творческой самореализации человека, отражает поступательную динамику и устойчивость культуры, а также те позитивные процессы, которые происходят в образовании[20].
Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного[21].
Воспитательно-образовательный потенциал музеев, памятников истории, архитектуры, этнографии становится все более востребованным в условиях реализации регионально-национального компонента и преподавания краеведческих курсов по истории[22].
Музеям, историко-архитектурным памятникам предстоит сыграть новую роль. В наших интересах приближать тот день, «когда они не только придадут более глубокий смысл событиям прошлого и станут связующим звеном между прошлым и его значением для настоящего. Историческим местам суждено стать местом встречи посетителей, стремящихся найти решение социальных, экономических и политических проблем, где они смогут найти для себя нужные ориентиры».
Подводя итоги, нужно сказать, что опыт, отраженный в данной модели создания и реализации музейного проекта, может быть использован в разработке и осуществлении любого проекта.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов Е.Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога / Е.Г.Артемов. - Красноярск, 2002. – 135с.
2. Ган О.Н. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия // Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусств – 2014. - № 3 (20). – С. 151-154
3. Гарзавина А. В., Новицкий А. И. Моя Казань: Исторический и архитектурно-художественный облик. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. – 192 с., илл.
4. Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru (дата обращения 20.01.2018)
5. Девятых Л. И. Казань. Забытое и незнаемое. – Казань: Титул, 2002. – 400 с.
6. Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.crj.ru (дата обращения 20.01.2018)
7. Мастеница Е.Н. Электронный век и музеи: Материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фоновой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125 летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. – Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. – С. 196 – 203.
8. Мифтахов З. З. История Татарстана и татарского народа. Ч I, II. – Казань, 1998, 2002
9. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4–5.
10. Надо предлагать уникальный контент в интересной форме. МАРТ Технологии и маркетинг для музеев [Электронный ресурс] // https://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 20.01.2018)
11. Национальный культурный центр. Музейный комплекс НКЦ «Казань» [Электронный ресурс] // https://horriyat.ru/about (дата обращения 19.01.2018)
12. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа (вторая половина XVI-XVIII вв): Учеб. Пособие для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000 – 175 с.: ил.
13. Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5-6
14. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018)
15. Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // https://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html (дата обращения: 24.01.2018)
16. Черничкина В.А. Новые подходы к представлению повседневной реальности прошлого и настоящего в современных музеях: [Электрон. ресурс] / Черничкина В.А. – Режим доступа: www.portalus.ru (дата обращения: 26.01.2018)
[1] Мастеница Е.Н. Электронный век и музеи: Материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фоновой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125 летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. – Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. – С. 197 – 198.
[2] Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5.
[3] Гарзавина А. В., Новицкий А. И. Моя Казань: Исторический и архитектурно-художественный облик. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. – 192 с., илл.
[4] Девятых Л. И. Казань. Забытое и незнаемое. – Казань: Титул, 2002. – 400 с.
[5] Мифтахов З. З. История Татарстана и татарского народа. Ч I, II. – Казань, 1998, 2002.
[6] Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа (вторая половина XVI-XVIII вв): Учеб. Пособие для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000 – 175 с.: ил.
[7] Артемов Е.Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога / Е.Г.Артемов. - Красноярск, 2002. – 135с.
[8] Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru (дата обращения 20.01.2018).
[9] Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.crj.ru (дата обращения 20.01.2018).
[10] Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018).
[11] Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // https://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html (дата обращения: 24.01.2018).
[12] Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4–5.
[13] Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5-6.
[14] Черничкина В.А. Новые подходы к представлению повседневной реальности прошлого и настоящего в современных музеях: [Электрон. ресурс] / Черничкина В.А. – Режим доступа: www.portalus.ru (дата обращения: 26.01.2018).
[15] Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4.
[16] Надо предлагать уникальный контент в интересной форме. МАРТ Технологии и маркетинг для музеев [Электронный ресурс] // https://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 20.01.2018).
[17] Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru (дата обращения 20.01.2018).
[18] Национальный культурный центр. Музейный комплекс НКЦ «Казань» [Электронный ресурс] // https://horriyat.ru/about (дата обращения 19.01.2018).
[19] Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // https://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html (дата обращения: 24.01.2018).
[20] Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 6.
[21] Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018).
[22] Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.crj.ru (дата обращения 20.01.2018).