О РОЖДЕНИИ СВЯТОГО ПАТРИКА И О ЕГО ПЛЕНЕНИИ В ИРЛАНДИИ




МУРЬХУ МОККУ МАХТЕНИ

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПАТРИКА

(Перевод с лат. Г. В. Бондаренко и С. В. Шкунаева выполнен по изд.: The Patrician Texts in the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 1979 (Scriptores Latini Hiberniae. Vol. X). P. 62 - 122. Коммент. к пер. Г. В. Бондаренко)

(Посвящение) Многие, господин мой Аэд 1, пытались привести в порядок этот рассказ, следуя тому, что их отцы и те, кто были от начала посланниками Слова, передали им, однако труднейшая задача рассказчика, различающиеся мнения и многочисленные подозрения не давали им избрать определенную стезю; не ошибусь, что как, согласно нашей пословице, мальчики спускаются в амфитеатр, так в опасное и глубокое море священного повествования, где валы пучин дерзко вздымаются среди острейших рифов в неведомых водах, что до сих пор не бороздила ни одна лодка, кроме лодки отца моего Когитоса 2, с моим малым дарованием и опытом спустил я на воду ребяческую весельную кимбу 3. Однако я не хотел бы выдать малое за большое, я попытаюсь изложить отрывочно и с великим трудом лишь некоторые из многих деяний святого Патрика с моими малыми знаниями, неточными свидетелями, нестойкой памятью, усталым умом и скромным слогом, но с благочестивой любовью, подчиняясь велению твоей святости и власти.

Во имя Царя небесного, Спасителя этого мира.
Начинается пролог жития святого Патрика Исповедника.

Необходимы время, место и человек. Название местности Кесария в Каппадокии, что прежде называлась Масадра. Время - Валентиниана и Валента, которые правили семнадцать лет, год от сотворения мира - пять тысяч сто семьдесят пятый. От страстей же Господа нашего Исуса Христа отсчитываем 436 лет до кончины Патрика. Человек: Василий, melchus по-еврейски, basilicus по-гречески, rex на латыни. Василий, то есть, царек; basilica, то есть царский дом; basilicum, то есть царский; basilion, то есть царство. И он написал все свои труды по-гречески; Руфин пресвитер, знаток обоих языков, выросший в [364] Кесарии, хоть и был латинянин, перевел его труды на латынь 4. Я нашел четыре имени Патрика, записанные в книге, что была во владении Ултана, епископа Дал Конхобайр: святой Магон, то есть, знаменитый; Суккет, (...) то есть, Патрик, (Котиртиак), потому что он служил в хозяйствах четырех друидов 5; и купил его один из них, имя которому было Милух мокку Бойн, друид, и Патрик служил ему семь лет. У Патрика, сына Кальфорния, было четыре имени: Сохет, данное при рождении, Контике, когда он служил, Мавоний, когда учился, Патрик, когда он был рукоположен.

(1) О происхождении Патрика и его первом пленении

(2) О его плавании с язычниками и страдании в пустыне, о том, как он чудесно нашел пищу себе и язычникам

(3) О втором пленении, которое он в течение шестидесяти дней претерпевал от врагов

(4) О приеме родственниками, когда те узнали его

(5) О его возрасте, когда он отправился увидеть апостольский престол, желая научиться мудрости

(6) О его встрече со святым Германом в Галлии и о том, почему он не пошел дальше

(7) О его возвращении из Галлии, рукоположении Палладия и смерти последнего

(8) О рукоположении Патрика епископом Аматорексом после смерти Палладия

(9) О языческом короле, обитавшем в Темре, когда святой Патрик принес крещение

(10) О первом его путешествии на этот остров, чтобы выкупить себя у Милиукка, прежде чем иных освободить от дьявола

(11) О смерти Милиукка и о том, что сказал Патрик о его потомстве

(12) О совете святого Патрика, когда обсуждали празднование первой Пасхи

(13) О литургии первой Пасхи на этом острове

(14) О языческом пире в Темре в ту же ночь, когда святой Патрик праздновал Пасху

(15) Как король Лойгуре пришел из Темры к Патрику в пасхальную ночь

(16) О призвании Патрика к королю, вере Эрка, сына Дай-га, и смерти друида в ту ночь

(17) О том, как король и его люди разгневались на Патрика, как Бог наказал их, и о преображении Патрика на глазах язычников

(18) О приходе Патрика в Темру в день Пасхи и о вере Дув-таха мокку Лугира [365]

(19) О борьбе Патрика с друидом в тот день и чудесных деяниях

(20) Об обращении короля Лойгуре и о слове Патрика о судьбе его королевства

(21) Об учении, крещении и чудесах святого Патрика, следующего примеру Христа

(22) О Макк Куйлле и его обращении по слову Патрика

(23) Об истории Даре и его лошади и о том, как он подарил Патрику Ард Маху

(24) О язычниках, работавших в воскресный день вопреки указанию Патрика

(25) О плодоносной земле, словом Патрика обращенной в солончак

(26) О смерти Монеисен, саксонской девы

(27) О том, как святой Патрик видел небеса отверстыми, Сына Божия и ангелов Его

(28) О ссоре святого Патрика и Кортеха, короля Айла 6

Это незначительное сообщение о святом Патрике и его деяниях записал Мурьху макку Махтени по просьбе Аэда, епископа града Шлевте.

О РОЖДЕНИИ СВЯТОГО ПАТРИКА И О ЕГО ПЛЕНЕНИИ В ИРЛАНДИИ

Патрик, или иначе Сохет, родом бритт, появился на свет в Британии. Отцом его был дьякон Куальфарний, сын, как поведал сам Патрик, пресвитера Потита из селения Баннавем Табурнийский, что неподалеку от нашего моря. Селение это, как я узнал точно и несомненно, зовется Вентре 7. Мать его звали Конкесса. Шестнадцати лет от роду вместе с другими был он захвачен в плен и увезен на наш варварский остров, где и пребывал в рабстве у жестокого короля-язычника. Шесть лет служил он ему, как то в обычае у евреев, пребывая в содрогании и страхе Божьем по слову Псалмопевца (Пс, 66, 6; 35, 2), бодрствуя и творя многие молитвы. Сто молитв творил он днем и сто ночью, с охотою отдавая Богу Богово, а кесарю кесарево. Так убоялся он Господа и возлюбил всемогущего Бога, ибо до того времени не знал истинного Бога, но только тогда испытал горение духа. После многих тягот, что перенес он в этой земле, - голода и жажды, холода и наготы, - после того как пас он овец, после частых явлений ему ангела Божьего Викторика, сотворил он, как почти всем это известно, немало чудес по Божьим наставлениям, из которых упомяну я лишь одно или два: "Хорошо, что постишься ты, скоро отправишься ты в свое отечество", и еще: "Вот, корабль твой уже [366] наготове", - но был тот корабль на деле не близко, а далеко, в двухстах милях, где не случалось бывать юноше. После всего того, о чем мы сказали и что едва ли кому под силу изложить целиком, оставил Патрик языческого владыку с его деяниями, и, вручив себя святому попечению Бога небесного и бессмертного и воле Его, в возрасте двадцати трех лет пустился в путь на корабле к Британии вместе с неизвестными ему людьми, варварами и язычниками, поклонявшимися множеству ложных богов.

Три дня и столько же ночей провел он в море, словно Иона, вместе с этими нечестивыми людьми, а потом, наподобие Моисея, но другим образом, влачился двадцать восемь дней по пустынным местам. Словно иудеи, упрекали его язычники, ибо истощились силы их от голода и жажды, и уговаривал его кормчий, чтобы помолился он своему Богу, дабы спасти их всех от смерти. Умилосердившись бедами их, сожалея о людях и духовно деля страдание их, увенчанный добродетелью и прославленный Господом, с Божьей помощью доставил он всем в избытке пищи, ибо послал им Господь стадо свиней, как некогда евреям стаю перепелов. Как в былые времена Иоанн, набрели они и на лесной мед, но как подобает нечестивым язычникам, вместо акрид получили они свинину. Сам же святой Патрик не притронулся к этой еде, ибо была она принесена в жертву, но не терпел ни в чем ущерба, не ощущая ни голода, ни жажды.

И в ту самую ночь сильно искушал его во сне сатана, словно погребая Патрика под грудой скал и круша члены его, но дважды воззвал Патрик к Илии, и немедля воссияло для него солнце, и рассеяли лучи его остатки тьмы, и возвратились к Патрику силы его 8.

И через много лет снова попал он в плен к чужеземцам, и удостоился в первую ночь слышать слово Господне: "Два месяца проведешь ты у них" - иначе говоря, у врагов твоих. Так и случилось, ибо через шестьдесят дней освободил его Господь из рук их и доставил ему и спутникам его пищу, огонь и ясную погоду во всякое время, покуда на десятый день не встретили они людей.

И снова спустя немного лет, как и встарь, пребывал он в радости у родителей своих в своем отечестве. Приняли они его как сына и просили после стольких испытаний и тягот никогда больше не оставлять их. Но не так полагал Патрик, и было ему много видений. К тому времени близилось ему к тридцати годам и, по слову Апостола, достиг он возмужания, всей полноты возраста Христова. Отправился он посетить и почтить апостольский престол, главу всякой церкви в целом мире, дабы приобщиться, научиться и проникнуться божественной мудростью и святыми таинствами, к которым призвал его Господь, дабы затем проповедовать и нести слово Божье внешним народам, склоняя их к вере Христовой. [367]

Так пересек он море на юге Британии и пустился в путь через Галлию, желая затем пересечь Альпы и добраться до Рима. По дороге туда встретил он человека святых нравов, епископа Альтисиодора, великого пастыря Германа 9. Оставался Патрик у него немалое время, как прежде Павел пребывал у ног Гамалиила, и там, в совершенном терпении, смирении и послушании он возлюблено учился и упражнялся в знании, мудрости, целомудрии и всяком благорасположении духа и души по велению своего сердца и с великим страхом Господним в доброте и простоте сердца своего, девственный в теле и духе.

Провел он там немалое время - кто говорит сорок лет, иные тридцать, - и тогда верный его Викторик, что предрек Патрику будущее, еще когда пребывал он в рабстве в Ирландии, стал часто являться ему и сказал, что пришло время пускаться в путь, дабы евангельской сетью ловить дикие варварские племена, к которым Господь направил его учителем. Так было сказано ему в видении: "Призывают тебя сыновья и дочери Фохлотского леса" 10, и т.д.

Когда исполнился тому срок, с Божьей помощью приступил он к тому делу, к которому всегда приуготовлялся, делу евангельской проповеди. Послал с ним Герман старшим священника Сегития 11, чтобы был у него товарищ и свидетель, ибо тогда еще не был поставлен Патрик святым господином Германом в епископы. Знали они, что Палладий, архидиакон папы Целестина, епископа Рима, который занимал тогда апостольский престол как сорок пятый наследник святого апостола Петра, был поставлен в епископы и послан им в зимний холод на наш остров, дабы обратить его в истинную веру. Однако постигла его неудача, ибо не может человек собрать плодов на земле, если не даны они ему будут с небес. Ни эти дикие и нечестивые люди не пожелали внять его наставлениям, ни сам Палладий не захотел надолго остаться в чужой земле, но предпочел вернуться к тому, кто его послал. На обратном пути, переплыв через первое море и пустившись в дорогу посуху, скончался он в бриттских пределах 12.

Услышав о смерти святого Палладия в Британии, ученики его - Августин, Бенедикт и иные - по дороге домой сообщили о том в Эбмории, и тогда Патрик со спутниками отправился кружным путем и прибыл к достославному человеку и великому епископу по имени Аматорекс, обитавшему неподалеку. Там святой Патрик, ведая о своем предназначении, принял епископский сан от святого епископа Аматорекса 13. Низшие саны приняли в тот же день Изернин, Аукзилий и другие. Получили они благословение, совершив все согласно обычаю, и, словно нарочно для Патрика, пропели стих из псалма (109, 4): "Ты еси иерей во веки по чину Мелхиседекову". Потом во имя Святой Троицы взошел славный путник на приготовленный для [368] него корабль и вскоре прибыл в Британию. Исполнив там лишь самые необходимые для путешествия дела, ибо никто не может возжаждать Господа с леностью, с попутным ветром отправился он в путь через наше море.

В ту пору, когда случилось все, о чем сказано, правил в этих краях великий король, свирепый язычник, император варваров, сидевший в Темре, бывшей тогда столицей королевства ирландцев 14. Звали его Лойгуре, сын Ниалла, и был он из рода, что правил почти всем островом 15. Были у него мудрецы и друиды, предсказатели и заклинатели, и творцы всяческих злодеяний, которые могли знать и провидеть будущее по обычаю язычников и идолопоклонников. Двоих из них приблизил король к себе превыше прочих: Лотроха, или иначе Лохру, и Лукета Маела, которого звали еще Ронал. Вот они-то, с помощью своего магического искусства, часто предрекали, что вскоре придет в их страну из-за моря чужой обычай, царство с неведомым и тяжким учением, ему же учат немногие, но многие принимают. Все станут почитать его, и опрокинет оно королевства, и поразит королей, что встанут на его пути; соблазнит оно толпы людские и изничтожит богов их со всеми их искусными деяниями, а потом воцарится вовеки. Описывали они человека, что принесет новый обычай, и предрекали его приход в стихах, которые особенно часто возглашали за два или три года до появления Патрика. Вот эти слова, не всегда доступные разумению из-за темного их языка:

Придет бритоголовый с загнутым наверху посохом,
Из дома своего с дырой в крыше станет он петь святотатство,
Из-за его стола, что в переднем пределе дома его,
Все люди его возгласят: "Да будет так, да будет так" 16.

Что нашими словами можно сказать яснее: "Когда свершится все это, не устоит наше языческое царство". Так и случилось потом: сокрушены были идолы после прихода Патрика, и воцарилась кафолическая вера Христова в нашей стране повсюду. Довольно об этом, вернемся к рассказу.

Под конец святого путешествия корабль святого мужа, полный заморских чудес и духовных сокровищ, достиг удобной гавани в области Колу, известной в наших краях пристани, что зовется Инбер Де 17. Там подумал Патрик, что перво-наперво надо ему дать за себя выкуп. Тогда отправился он на север, чтобы увидеть того язычника, Милиука, у которого прежде был в рабстве, и дать ему двойное возмещение за свой выкуп из рабства - земное и небесное - и тем спасти от рабства того, кто держал в рабстве его самого. Повернул Патрик корабль к острову, что зовется ныне его именем и лежит к востоку от берега. Потом, покинув Брегу и оставив Коналле и земли уладов слева, подошел Патрик к заливу Брене 18. Высадился он со [369] спутниками у Инбер Слайн, спрятал свой утлый кораблик и собрался отдохнуть неподалеку от берега. Там набрел на них свинопас мужа по имени Диху, человека доброго по природе, хоть и язычника. Жил он там, где сейчас амбар, названный именем Патрика 19. Решил свинопас, что были они ворами или разбойниками, и, рассказав о том своему господину, незамеченным привел его к тому месту. Сначала Диху думал убить их, но только увидел он лицо святого Патрика, как Господь умягчил его разум. Проповедовал Патрик Диху истинную веру, и сразу уверовал он - первым в стране - и оставался с ним святой несколько недолгих дней. Потом, желая поскорее двинуться в путь и прийти к Милиуку, дав ему выкуп за его свободу, и обратить в веру Христову, оставил Патрик Диху свой корабль и пошел к землям круитни. Наконец подошел он к Шлиав Миш, откуда много лет назад, когда был он еще в рабстве, увидел Патрик, как ангел Викторик оставил отпечаток своей легкой ноги на камне другой горы и на его глазах вознесся на небо 20.

Услышал Милиук о том, что желает его посетить бывший раб, дабы силой заставить его принять на склоне лет чужой обычай и сделать рабом раба, и тогда дьявол вложил ему мысль самому окончить свои дни в огне. Собрал Милиук все свое добро в дом, где прежде жил он королем, и сжег себя вместе с домом 21. В то время стоял Святой Патрик на том самом месте у правого склона Шлиав Миш, откуда даровано было ему после столь милостивого возвращения впервые снова увидеть края, где жил он в рабстве, - там и посейчас стоит крест, дабы отметить место, откуда бросил он на них взор, - и прямо перед глазами увидел смерть короля в огне. Удрученный увиденным, молча не сходил он с места два или три часа, вздыхая, сокрушаясь и плача. Потом сказал он: "Не знаю я, лишь Господь знает этого мужа и короля, что решил погибнуть в огне, но не уверовать в конце жизни и не служить вечному Богу; не знаю я, лишь Господь знает, что никто из его сыновей не воссядет на престол как король его королевства вовеки, а потомство его останется подневольным". Сказав так, помолился Патрик и осенил себя крестным знамением, а потом повернулся и тем же путем пошел к землям уладов. Возвратился он в Маг Иниш к Диху и оставался там много дней, и обошел всю долину. Возлюбил он эти края, и стала возрастать там вера.

Между тем вернемся к сказанному. На седьмой день всякой недели являлся ему ангел, и как простой человек говорит с другим, так и Патрик говорил с ним. Даже когда Патрика шестнадцати лет от роду схватили, и шесть лет провел он в рабстве, тридцать раз посещал его ангел, и Патрик удостоился советов его и разговора, прежде чем отправиться из Ирландии к латинянам. Сто молитв творил Патрик днем и сто молитв ночью. Как-то раз пас Патрик свиней и [370] растерял их, но явился ему ангел и указал на них. А еще однажды тот же ангел говорил с ним о многом и ступил ногой на камень Шкирид против Шлиав Миш и вознесся на небо, а отпечаток ноги его и сейчас можно видеть на камне. На том самом месте тридцать раз говорил ангел с Патриком, и стало оно местом молитвы, и там счастливо даруется верным все, о чем просят они.

Приближался в ту пору праздник Пасхи, первой, что посвящена была Господу в нашем Египте этого острова, как некогда она праздновалась, согласно книге Бытия. Стали они думать, где праздновать им ее в стране язычников, куда послал Патрика Господь. Сказал каждый свое, а потом по внушению свыше решил святой Патрик, что великий этот праздник Господень, первейший из всех, надо праздновать им на обширной равнине Бреги 22, ибо там было главное королевство тех народов и средостение всего идолопоклонства и язычества. Там, по слову Псалмопевца (73, 14), сможет он сокрушить главу змиеву, и впервые неотразимый клин будет тогда вбит в голову идолопоклонства молотом неустрашимых деяний и веры руками духовными святого Патрика и его спутников, дабы не могло оно далее противиться вере Христовой. Так оно и случилось.

Вывели они свой корабль в море и, оставив Диху пребывающим в мире и нерушимой вере, поплыли от Маг Иниш по провидению Божьему с берегом по правую руку, а прежде имели они его по левую. После доброго пути ступили они на берег у Инбер Колпди. Там оставили они корабль и пешком отправились к той великой равнине. К вечеру подошли они к месту захоронения мужей Фиакка, вырытому, по преданию, людьми (то есть рабами) Фиакка - так говорит Ферхертне, один из девяти друидов-провидцев Бреги 23. Там поставили они шатер, и с великим почтением отпраздновал Патрик со спутниками Пасху высочайшему Богу, жертву хвале, по словам пророка 24.

И случилось так, что в том же году было и идольское празднество со многими заклинаниями, магическими обрядами и другими суеверными действами идолопоклонников. Собрались на него короли, сатрапы, вожди, князья и все благородные мужи из народа, а с ними друиды, заклинатели, предсказатели, всяких искусств знатоки и учителя. Все они призваны были к королю Лойгуре в Темру, их Вавилон, как некогда к Навуходоносору; в ту же ночь, когда святой Патрик праздновал Пасху, они собрались на свой языческий праздник. Был среди них обычай, доведенный до каждого, что если кто в любой области, будь он близко иль далеко, зажжет в эту ночь огонь, прежде чем загорится он в королевских покоях, то есть во дворе Темры, то поплатится за это жизнью 25. Между тем святой Патрик, празднуя Священную Пасху, возжег яркий божественный благословенный огонь, и так он сиял в ночи, что увидели его почти все [371] жители равнины. Заметили этот огонь в Темре, и все стали смотреть на него и изумляться. Созвал король старейшин и сказал: "Кто тот, что осмелился совершить непотребство в моем королевстве? Смерть ему". И ответили все, что не знают, кто это сделал, и только друиды сказали: "О король, здравствуй во веки веком! Если только не погаснет этой же ночью тот огонь, что зажжен был прежде огня в твоем доме, уже никогда не погаснуть ему. Поднимется он выше огня всех наших обычаев, и тот, кто возжег его, и царство, что принес тот, кто возжег его, возвысятся над всеми нами и тобой самим и соблазнят людей твоего королевства, и все королевства покорятся ему, и уступит ему вся страна, и воцарятся они навеки".

Услышав это, сильно обеспокоился король, как некогда Ирод, и весь народ Темры вместе с ним. Ответил король так: "Да не случится это, но отправимся посмотреть, что там творится, и схватим, и лишим жизни тех, кто вершит зло в нашем королевстве". Повелел Лойгуре запрячь трижды девять колесниц по преданию богов, взял с собой двух самых могущественных друидов, Лукета Маела и Лохру, и под конец ночи отправился к захоронению мужей Фиака. Как и подобало им, повернули они налево свои лица и морды коней 26. В пути сказали королю друиды: "Король, не должно тебе самому приближаться к тому месту, дабы потом не поклониться тому, кто возжег огонь. Оставайся поодаль, а мы призовем к тебе этого человека, чтобы он поклонился тебе, и ты стал его господином. Перед тобой поговорим мы с ним, и так сможешь ты испытать нас". Ответил король: "Добрый совет вы даете. Поступлю я, как вы говорите". Приблизились они к тому самому месту и сошли с колесниц, но не вошли в круг, освещенный огнем, а сели рядом.

Потом призвали святого Патрика к королю за пределы освещенного круга, и сказали друиды своим людям: "Не станем вставать, когда он подойдет, ибо тот, кто встанет при его приближении, уверует и поклонится ему". Когда поднялся святой Патрик и узрел множество их колесниц и коней, то губами и сердцем своим произнес стих Псалмопевца: "Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем" (Пс. 19, 8), и направился к ним. Не встали они при его приближении, и только один человек по внушению Господнему не внял словам друидов, и был это Эрк, сын Дайга, чьи мощи почитают сейчас во граде Слане. Поднялся он и благословил его Патрик, и уверовал Эрк в вечного Бога. Потом начали они разговор, и один из друидов по имени Лохру нападал на святого Патрика и осмелился поносить высокомерными словами кафолическую веру. Смотрел на него святой Патрик, пока говорил он такое, и, словно Петр о Симоне, сказал во весь голос Господу: "О Господь всемогущий, во власти которого всё, Ты, пославший меня сюда! Пусть этот нечестивец, поносящий имя Твое, немедля умрет". При [372] этих словах вознесся друид в воздух и рухнул на землю. Ударился он головой о камень, и мозг его разлетелся вокруг 27. Умер он у всех на глазах, и оттого убоялись язычники.

Разгневались тогда король и его люди за это на Патрика, и захотел король немедля убить его, и сказал: "Схватите этого человека, который хочет погубить нас". Увидел Патрик, что язычники хотят напасть на него, поднялся и возгласил: "Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его" (Пс, 67, 1). Настала немедля тьма, и раздался ужасный гул, и обратились нечестивцы друг против друга, и восстал каждый на соседа своего, и сотряслась земля, так что перепутались оси колесниц, и устремились они вперед вместе с конями, и лишь немногие из них полуживыми добрались до горы Мондуйрн. Семь раз семеро человек погибли тогда после проклятья святого Патрика на глазах их короля в наказание за его слова. Всего четверо осталось их - сам король с королевой и еще двое ирландцев, - и были они в великом страхе. Подошла тогда королева к Патрику и сказала: "О могущественный и справедливый муж, не погуби короля, ибо придет он к тебе и преклонит колени, и признает твою власть". Охваченный страхом, приблизился король, преклонил колени перед святым и сделал вид, что почитает его. Когда же расстались они, и отошел король недалеко, поносил король Патрика теми же словами, желая, во что бы то ни стало, лишить его жизни. Знал Патрик о мыслях злого короля. Благословил он во имя Исуса Христа своих спутников, восьмерых мужей и мальчика, и направились они к королю. Пересчитал их король, когда приближались они, и вдруг исчезли Патрик со спутниками на глазах короля, а вместо людей увидели язычники восемь оленей и олененка, бегущих в чащу. И возвратился тогда грустный, напуганный и пристыженный король Лойгуре в Темру с теми немногими, кто еще оставался при нем.

Назавтра, в день Пасхи, сошлись у Лойгуре короли, князья и друиды, ибо в этот день собирались они на главный пир. Ели они и пили вино во дворе Темры, и говорили одни, а другие размышляли о том, что случилось. Тут вошел к ним святой Патрик с пятью лишь спутниками через запертые двери, как читаем мы о Христе, дабы воздать им за дела их и проповедовать веру святую перед всеми народами в Темре. Когда появился он в пиршественной зале Темры, никто не поднялся со своего места кроме разве что одного человека, главного поэта Дувтаха макку Лугира. Был тогда подле него юный поэт по имени Фиакк, ставший потом славным епископом, чьи мощи почитаются в Шлевте. Как сказал я, один тот Дувтах встал, чтобы почтить святого Патрика, и благословил его святой, и уверовал Дувтах первым в тот день, что и зачлось ему по праву 28. Когда увидели язычники Патрика, то предложили ему разделить с ними пищу, [373] дабы подвергнуть его испытанию, о котором речь впереди. Знал Патрик, чему суждено случиться, и не отказался от пищи.

Пока все они ели, друид Лукет Маел, бывший при споре прошлой ночью, намеревался после смерти своего собрата выступить против святого Патрика и опустил каплю яда из своей чаши в кубок Патрика, дабы увидели прочие, что тот сделает. Узрел Патрик это испытание и на глазах всех благословил свой кубок, и замерзло в нем питье, словно лед. Потом перевернул он свой кубок, и только капля яда друида вытекла из него. Снова благословил он тогда свой кубок, и стало в нем питье как прежде на удивление всем. Вскоре сказал друид: "Сотворим же чудеса на этой широкой равнине". "Какие же?" - спросил его Патрик. "Напустим на землю снег", - сказал друид. "Не желаю я делать ничего против Господней воли", - ответил Патрик. "На глазах у всех напущу я снег", - сказал друид. Произнес он волшебные заклинания и напустил на всю равнину снег, доходящий до пояса. Видели это все и были удивлены. Сказал тогда святой: "Видим мы это, а теперь убери его". "До сего же часа назавтра не могу я исполнить этого", - сказал друид. "Можешь ты делать зло, но не можешь творить добро. Не так я", - ответил святой и благословил всю долину вокруг себя, тогда без дождя, тумана и ветра пропал снег. Зашумели тут толпы, и весьма удивились, и раскаялись в сердце своем. Малое время спустя, призвав демонов, навел друид и на землю великую густейшую тьму в ознаменование чуда, и все люди возроптали. "Разгони тьму", - сказал тогда святой, но снова было это не по силам друиду. Тогда помолился святой, благословил равнину, и немедля рассеялась тьма, засияло солнце, так что все возрадовались и возносили благодарения. После этих деяний друида и Патрика на глазах короля, сказал им король: "Бросьте ваши книги в воду, и поклонимся мы тому, чьи книги останутся целы". "Я сделаю это", - сказал Патрик. "Не желаю я испытания водой, - сказал друид, - ибо вода это его Бог". Без сомнения слышал он уже, что в воде творит Патрик крещение. "Тогда предоставьте испытание огню", - сказал король. "Я готов", - отвечал Патрик. Не хотел этого друид и сказал: "Этот человек один год поклоняется воде, а другой огню как своему Богу". Сказал на это святой: "Не так это. Пусть же один из моих мальчиков и ты сам войдете в разные половины запертого дома, и ты будешь в моем платье, а мальчик в твоем. Вместе подожгут вас, и свершится суд в присутствии Всевышнего". Этот совет приняли и построили для них дом наполовину из сырого дерева, а наполовину из сухого. Поместили потом друида в первую половину, а одного из юношей святого Патрика по имени Бенигн в платье друида - в другую. Потом заперли вход в дом и на глазах у всей толпы подожгли. И случилось так, что в ответ на молитвы Патрика пожрал огромный огонь сырую половину дома вместе с друидом, и ничего [374] не осталось на ее месте кроме ризы святого Патрика, которую не тронуло пламя. Напротив, со счастливым Бенигном и сухой половиной дома стало то же, что и с тремя отроками 29, - не тронул их огонь и не принес страдания или какого ущерба, и только риза друида сгорела по Божьей воле. Весьма разгневался тогда король на Патрика из-за гибели своего друида и едва не бросился на него, но удержал его Господь, ибо по молитве и по слову Патрика настиг нечестивцев гнев Божий и многие из них лишились жизни. И сказал тогда святой Патрик королю: "Если не уверуешь ты сейчас, то немедля умрешь, ибо гнев Господень падет на твою голову". Ужаснулся король, и содрогнулось сердце его вместе со всем его городом.

Созвал тогда Лойгуре старейшин и весь свой совет и сказал им: "Лучше мне уверовать, чем умереть", и по совету своих людей уверовал в тот же день и обратился к вечному Господу Богу, и тогда же уверовали еще многие. Сказал королю святой Патрик: "Оттого что противился ты моему учению и чинил мне зло, продолжатся дни твоего царствования, но никто из семени твоего никогда уже не будет королем" 30.

Потом по воле Господа Исуса оставил святой Патрик Темру и пустился в путь, наставляя все народы и крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и проповедовал везде с помощью Господа, укрепляя слово свое чудесами, о которых еще будет речь.

Итак, по воле Божьей, приступлю я к описанию малого числа из многих чудес, сотворенных Патриком, епископом всей Ирландии (если я могу так сказать) и славным учителем ее.

В те еще времена, когда вся Британия была погружена в холод неверия, досточтимая дочь одного из королей по имени Монесан была преисполнена Духом Святым, с чьей помощью не принимала она ни одного предложения, хотя многие сватались к ней. Нередко поливали ее обильно водой, но и тогда нельзя было принудить ее пойти против желания и совершить недостойное. Когда среди побоев и потоков воды принуждали ее покориться, она все спрашивала свою мать и кормилицу, знают ли они Творца колеса, освещающего мир, и слышала в ответ, что создал солнце Тот, Чей престол - небеса; она, часто принуждаема к замужеству, отвечала, просветленная ярчайшим советом Святого Духа: "Никогда не совершу я этого". Ибо по примеру патриарха Авраама всем существом искала она Творца всего созданного 31. В великом горе пребывали ее родители, а услышав, что каждый седьмой день является праведному мужу Патрику Господь, отправились со своей дочерью в Ирландию. С превеликими трудами добрались они до него. Спросил он у новоприбывших: кто они? Пришельцы воскликнули: "Горячее желание дочери нашей увидеть Господа привело нас к тебе". Тогда, преисполнившись Святым Духом, возвысил Патрик голос и спросил: "Веруешь ли ты в [375] Бога?". И ответила она: "Верую". Тогда погрузил ее Патрик в купель с водой и Духом Святым. Не сходя с места, рухнула тогда девушка на землю и испустила дух свой в руки ангельские. Погребли ее там, где скончалась. И предрек Патрик, что через двадцать лет перенесут ее тело с почестями в часовню неподалеку. Так потом и случилось. Мощам девушки из-за моря и посейчас поклоняются там.

Не умолчу о чудесном деянии Патрика. Дошли до него вести о зле, чинимом неким бриттским королем по имени Кориктик, властелином несчастным и жестоким, первейшим гонителем и убийцей христиан. Пытался Патрик наставить его в письме на путь истины, но король лишь насмехался над его спасительными предостережениями. Узнал об этом Патрик, вознес молитву Господу и сказал: "Господи, если только возможно, изгони вероломного мужа из этого мира и из грядущего". Прошло с того не много времени, и услышал Кориктик, как некто пел, что придется ему лишиться королевства, а все близкие ему люди подпевали. Вдруг на глазах у всех посреди площади превратился он жалким образом в маленькую лисицу и убежал. С того часа и дня, словно утекшая вода, не появлялся он больше 32.

Кратко скажу о чуде, сотворенном божественным и апостольским мужем, Патриком, о коем у нас идет речь, когда был он еще во плоти. Такое, насколько я знаю, можно прочесть только о нем и Стефане. Однажды, когда ночью, как обычно, молился он в уединенном месте, узрел он знакомые ему небесные видения и, желая испытать своего дорогого и преданного святого мальчика, спросил его: "О сын мой, скажи мне, чувствуешь ли ты то, что чувствую я?" Немедля ответил ему мальчик по имени Бенигн: "Знаю я уже, что ты чувствуешь, ибо я вижу разверстые небеса, Сына Божьего и ангелов Его". И сказал тогда Патрик: "Вижу я, что ты уже достоин стать моим преемником". Немедля пошли они скорым шагом к обычному месту молитвы. Молились они, стоя посредине течения реки, и сказал мальчик: "Не могу я больше терпеть холодной воды". И вправду вода была слишком холодна для него. Тогда велел ему Патрик спуститься вниз по течению. Но и там не мог он долго оставаться в воде, ибо, признался мальчик, была она слишком горяча. Он не мог более терпеть и вышел на берег 33.

Во времена Патрика жил в краю уладов человек по имени Мак Куйл мокку Греке. Был он жестоким и нечестивым правителем, так что называли его Циклопом. Мысли его были дурны, речи - неумеренны, дела - злы, дух - суров, душа - гневна, тело - нечестиво, ум - жесток, жизнь его была языческой, а совесть - пустой. Так низко опустился он в нечестивости, что однажды засел высоко в холмах на Друим мокку Эхах и день за днем предавался бесчинствам, не стесняясь своей невиданной жестокости и безжалостно убивая [376] проходящих путников. Вдруг заметил он святого Патрика, излучавшего яркое сияние истинной веры и украшенного чудесной диадемой небесного прославления. Направлялся Патрик к цели своей с неколебимой уверенностью в своем учении. Задумал Мак Куйл лишить его жизни и сказал своим пособникам: "Вот идет соблазнитель и совратитель людей, что хитростями своими обманывает их и привлекает многих. Пойдемте заманим его в ловушку и поглядим, есть ли какая власть у бога, которого он прославляет?" Вот что они сделали, искушая святого: положили они на землю одного крепкого телом мужа, накрыли его плащом, и притворился тот, что смертельно болен. Так хотели они испытать святого человека. Поносили они его, называя соблазнителем, его чудеса - хитростями, а молитвы - заклинаниями. Когда приблизился Патрик с учениками, сказали ему язычники: "Смотри, один из нас занемог. Пропой над ним заклинания твоей секты, может, он станет здоров". Твердо и бесстрашно ответил им святой Патрик, зная все их хитрости и намерения: "Неудивительно, если он и вправду болен". Открыли тогда лицо того, кто притворялся больным, и увидели, что он уже мертв. Изумились все и стали между собой говорить: "Воистину, это Божий человек. Дурно мы поступили, стараясь провести его". Между тем повернулся святой Патрик к Мак Куйлу и спросил его: "Зачем хотели вы испытать меня?" Отвечал ему жестокий властитель: "Я виновен в том, что случилось, и готов сделать все, что ты скажешь. Отдаюсь я во власть всевышнего Бога, о котором ты проповедуешь". И сказал святой: "Уверуй тогда в Бога моего Исуса и покайся в грехах своих, и прими крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа". В сей же час обратился король в истинную веру, уверовал в предвечного Бога и был крещен. Потом сказал Мак Куйл: "Сознаюсь тебе, святой господин мой Патрик, что хотел я погубить тебя. Скажи, чем должен я заплатить за такое злодеяние?". И ответил ему Патрик: "Я не могу судить, но Бог рассудит. Отправляйся немедля к берегу безоружным и покинь край ирландский. Не бери с собой никакого добра кроме простого короткого платья, едва прикрывающего тело, не ешь и не пей ничего, что произрастает на этом острове, и неси на своей голове этот знак греха твоего. Когда подойдешь к морю, скуй ног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: